Фред Томаселли: "Я - гибрид, сочетающий скептицизм панк-рока и романтическую душу хиппи"

Встреча с Фредом Томаселли в рамках ARSENALE 2012 была очень ожидаемой, ведь этот художник был не просто свидетелем целой эпохи в американской культуре - культуре, повлиявшей на весь мир, - но и активным её создателем и участником. В то время, как молодые поколения вздыхают по романтике “живи быстро, умри молодым”, Фред, прошедший через секс, наркотики, пост-хиппи, панк, пост-панк и медные трубы с высоты своего опыта заявляет: не бывает лучших или худших времён, жить и творить нужно сейчас.

 Фред родился в Калифорнии в 1956 году, так что его юношеские годы пришлись на закат культуры хиппи, полной утопических идей, и рождение панка в 70-х, исполненых разочарования и скептицизма. В дальнейшем Фред поучаствовал во всех возможных контр-культурах Америки, а сегодня является одним из самых признанных в мире художников. Много воды утекло с тех пор, как в восьмидесятых Фреда часто видели в кафе Лос-Анджелеса, где он часто сидел, поставив локти на стол и читая, закрыв руками уши. Тогда он насил разноцветные наряды в стиле Geek-Chique, отрицал систему современного искусства и прочие “буржуазные штучки”. Сегодня Томаселли много трудится в студии, любит наблюдать за птицами и ходить на рыбалку. 

По Киеву Томаселли разгуливал в полном восторге от архитектуры и советского наследия, иногда восклицая: “О, прям как в Берлине!” Одним словом, ты можешь повзрослеть и уйти из андеграунда, но андеграунд никогда не уйдёт из тебя.

Специально для ART UKRAINE художник поведал о своих новых работах, созданных специально для биеннале в невероятно краткие сроки, а также о многом другом из области культуры и не только.

Современный американский художник Фред Томаселли (1956 г.р.)


Фред Томаселли Есть разные способы воспринимать мои работы и я бы не старался навязать собственную идеологию. Каждый может смотреть на них и понимать их как хочет - нет верного или неверного решения. Но за каждой из работ стоит множество концептуальных идей. Я бы сравнил свои работы с поп-музыкой: есть мелодия и бит, которые тебя соблазняют, после чего ты слушаешь слова и начинаешь думать, что же они могут значить.

Ася Баздырева Но вам нравится создавать работы, которые соблазняют...

- Да, я хочу соблазнить зрителя, вовлечь в другую реальность, простирающуюся вглубь работы. Я могу очень и очень долго об этом говорить.


- Очень хочется из уст человека из “того” мира услышать об андеграунде в Нью-Йорке и Калифорнии, о культуре и контркультуре, поколении пост-хиппи и панк - как вы стали всем этим?

- В семидесятых я начал делать рисунки для журналов. В тот момент мне казалось, что искусство слишком буржуазно. Я не принимал систему искусства - она была абсолютно противоположной всему, во что я верил. Но работа для журналов не удовлетворяла меня до конца, и я всегда был человеком, который думает руками, придумывает что-то из различных материалов. Длительный период я делал инсталляции, мне хотелось обойти буржуазность арт-мира, показать скользкость современной кульуры и реальности в целом.

В восьмидесятых я также много работал с электронными медиа и постепенно начал сочетать свои технические навыки, которые приобрёл на разных подработках, со способностью рисовать. Я соединил рабочие технические навыки со знаниями о живописи и дускурсом вокруг искусства. И в 1989 году я случайно начал делать вещи, которые похожи на живопись. Я использовал таблетки, вырезки из журналов, гербарий, которые располагал на деревянных панелях и затем покрывал смолой. Я думал о живописи как окне в другую реальность, в которой ты теряешь себя. Я пытался соотнести историю искусства со своей личной культурой, всё больше вовлекался в то, что я делаю и несколько лет спустя я осознал, что я - художник. Я использовал различные техники, дизайн досок для сёрфинга, абстракцию, ассамбляж и коллаж, экспрессионистскую технику и паттернизм - всё, что я знал, транслировалось в мою работу.

Фред Томаселли. Генератор. Фотоколлаж, акрил, смола на деревянной панели, 2012 г.


Картина Генаратор основана на исследовании, которое я делал в 2006 году. Эта работа имеет многогранную связь с историей искусства и культуры. Я не знаю, насколько украинцы знакомы с американской культурой, может, даже не все американцы распознают, что на картине изображена хижина Торо - американского трансценденталиста, философа, спиритуалиста и политического диссидента середины 19 века. Он написал книгу “Уолден, или Жизнь в лесу” - самую популярную книгу в Америке, которая является библией для поколения битников и для Партии Зелёных.


- Я думала библией битников является “В дороге” Керуака...

Наверное, книга Торо была библией Керуака - он точно её читал. А закончилось внедрением филосфии Торо в бит и хиппи культуры. Торо был тем, кто ушёл жить в лес, назад к природе, и сильно критиковал культуру консьюмеризма. Дым, изображённый на картине, является логотипом Симбионистской армии освобождения - леворадикальной партизанской организации, существовавшей в семидесятых. Участники организации убили нескольких людей, а потом были сожжены заживо полицейским департаментом. Это также символ Шеши - многоголовой змеи, которая держит Вселенную на своей голове. Когда Шеша сворачивается, она разрушает Вселенную, когда раскручивается - создаёт. Идея в том, что симбионисты абсолютно перекрутили значение этого символа: вместо идеи космоса, рождения и перерождения, они вложили в него свои утопические политические идеи. Эта работа о переплетении революционных идей с американской культурой и её связи со спиритуализмом.

Фред Томаселли. Без названия (Вход). Фотоколлаж, акрил, смола на деревянной панели, 2012 г.

Без Названия (Вход), 2012г. Я ислледовал тему перерождения как раз в тот момент, когда Девид попросил сделать меня работу для биеннале. Я хотел сделать такой себе канал рождения, вагину. Я думал об идее потери себя в другом мире, или даже потере себя в теле другого человека, об идее сексуального союза. И эти размышления подошли под концепцию выставки и определение “возрождения”, которое фигурирует в её названии. И это кореллирует с идеей потери себя в мире изображений, потери себя, когда ты входишь в тело чужого человека, потери себя в другом мире, когда ты рождаешься на свет. Это как рождение и секс одновременно. В этой работе я использую разные листья. В частности вы можете видеть листья дурмана, который с давних времён использовался в колдовских и оккультных обрядах, связан с темнотой и сатанизмом. Здесь есть связь с дохристианским язычеством.


- Эта работа касается вопросов телесности и трансцендетности одновременно...

- В традициях Тантры, например, определения сексуальности и духовности соединяются в одно целое. Так что это не новая идея, это её физическое воплощение в виде сделанного руками манифеста.

 

Фред Томаселли. Скворец. Фотоколлаж, акрил, смола на деревянной панели, 2010 г.

Скворец. Работа частично основана на фото катастрофы в Луизиане (взрыв на платформе британской нефтяной компании - прим. автора). Тогда очень много птиц погибло из-за вытока нефти в море. Я много думал о птицах, о рождении и смерти.  

Я надеюсь, что моё искусство не выглядит америко-центристским или западноцентристским и люди из разных уголков мира найдут своё понимание работ. Мои картины репрезентуют опыт моей жизни в Америке, но могут быть близки людям, которые необязательно взаимодействуют с моей культурой. Хотя я знаю, что Америка загрязнила собой всю планету. Возможно, вы слушаете те же музыкальные группы, что и я. 


- Какие культурные или повседневные феномены вдохновляют вас?

- Очень многие. Я по-прежнему хожу на выставки в музеи. Несколько недель назад я посетил фестиваль авангардной модернистской музыки Bang on a Can, после чего попал на концерт бруклинской блэк-метал группы Литургия, который являл собою непрекращающийся громоподобный крик. А перед этим был на концерте Глена Кемпбэла - кантри-исполнителя времён шестидесятых. Но мне также нравится проводить время на природе, ловля нахлыстом, наблюдение за птицами, уход за садом, чтение. 


- А вы когда-либо бывали на фестивале Burning Man?

- Нет, и я вам скажу, почему. Burning Man очень интересный фестиваль, но я немного староват для подобных проявлений коллективной культуры. Мне нравится совать туда свой нос время от времени, но идея провести пять дней недели с людьми, которые пытаются взаимодействовать друг с другом, являясь при этом нонконформистами, - не очень привлекает меня. Я не высказываюсь негативно относительно фестиваля, просто в данный момент жизни это не для меня. Я прошёл через начало панк-рока и закат шестидесятых, через зарождение и распад пост-панка, видел, как много моих друзей умерло из-за наркотиков и СПИДа - мне хотелось выдернуть себя из этого всего на время и сфокусироваться на работе в студии. Если бы я этого не сделал - не знаю, что бы со мной было, возможно, я бы застрял на кислоте и сторчался за несколько лет. А вы хиппи, как я погляжу?


- Да, но не в изначальном значении этого слова. Боюсь, что я неспособна просто пролежать всю жизнь на травке или прожечь свою жизнь наркотиками. Моё поколение ставит перед собой цели, стремится к творчеству и саморазвитию. Но да, я верю в идеалы мира и любви.

- Я тоже! И я тоже гибрид, сочетающий скептицизм панк-рока и романтическую душу хиппи. Но что здорово в теперешнем времени - это то, что у нас есть история и возможность увидеть все возможные ловушки. Нам не приходится загубить свою жизнь, как ребятам в шестидесятых или совершать суицид, как это сделал Курт Кобейн - ты уже знаешь, куда не нужно идти. Но с другой стороны, все эти вещи не были придуманы во время твоей жизни - они уже существовали, когда ты пришёл. Когда ты вовлечён во что-то, пока это происходит, пока это рождается - это страшно волнующе и хаотично. И опасно. 


- Да, но это так печально: наше поколение в некотором смысле является повторением всего, что уже придумано до нас, что мы узнали из книг, кинематографа или Интернета. Все эти сравнения “о, это было как в кино” или “как в шестидесятых” - мы же не можем быть просто как кто-то, мы должны создавать что-то новое! Жизнь ведь сейчас!

- Жизнь сейчас! В семидесятых я знал многих людей, которые ныли, что, мол, шестидесятые - вот это были времена, но они уже случились и больше делать нечего. И у меня возникал вопрос, а когда, по вашему, наступит момент, когда можно будет что-то делать? Есть определённый миф о шестидесятых, что это было начало определённой культуры. Но на тот момент уже очень многое было придумано, интерпретировано и реинтерпретировано, существовал лексикон, словарь и визуальные образы. Когда появились хиппи, у них уже был язык и иконография для интерпретации своих видений. Я думаю, что есть что-то вечное, глубокое, мистическое, неоспоримое, касающееся другой реальности, проходящее через все культуры. И это то, что я выношу в своё творчество.


Ася Баздырева