Игорь Воронов: "Мне претит, когда некоторые люди рассматривают коллекционирование с точки зрения бизнеса или пиара"

Игорь Воронов

- На Скульптурном Салоне в Мыстецьком Арсенале была выставлена Ваша уникальная коллекция скульптуры Дега – 74 работы, все скульптурное наследие этого автора. Какова история ее приобретения?

- Скульптуры, которые здесь представлены, были отлиты с восковых оригиналов в конце прошлого века и куплены единой коллекцией. У меня давно была мечта купить все скульптуры Дега целиком, и я знал, что когда-нибудь они у меня будут. Поначалу, я приобрел 6 ранних отливок, но, когда я стал отслеживать аукционные цены на Дега, то понял, что будет сложно собрать все его наследие полностью. Мне представился счастливый случай купить остальное у частного лица. Так я собрал все 74 работы. А вообще история со скульптурами Дега очень интересна. Это разговор не для одного интервью…

 

- Как давно коллекционируете? И как Вы к этому пришли?

- В начале 90-х годов мои партнеры мне подарили две работы: Бовкуна и Подервянского. И где-то внутри я понял, что искусство мне нравилось всегда. У родителей была коллекция книг по искусству: я до сих пор помню эти шедевры Дрезденской галереи, Эрмитажа, Третьяковки… Искусство всегда присутствовало в родительском доме и, наверное, желание коллекционировать пришло оттуда.

 

- То есть, был какой-то бекграунд, а потом появился азарт?

- Я не азартный человек абсолютно. Собираю, потому что мне нравится, человек же должен делать то, что ему нравится. Кому-то нравится вышивать крестиком, кому-то - бегать марафоны, у меня свое хобби. Проснулся, скорее, интерес...

 

- Несколько слов по поводу концепции вашего собрания. У Вас внушительная коллекция скульптуры: Роден, Архипенко, Бранкузи, Джакометти – можно ли считать «профилем» коллекции скульптуру?

- Нет, я бы не говорил об определенном профиле. Если брать ценовые параметры, то, наверное, да, коллекция скульптуры по значимости на сегодняшний день более весома, чем коллекция живописи. Но, у меня есть и Филонов, и Малевич – имена, согласитесь, далеко не второстепенные. Что касается скульптуры, то здесь фигурируют вообще основные имена ХХ века: и Архипенко, и Бранкузи, и Джакометти, и Роден, и Дега…

 

- Вы приобретали их на аукционах?

- Частично. Большую часть скульптурной коллекции я купил у частных владельцев.

 

- Расскажите об Арт-фонде Игоря Воронова и его меценатской деятельности.

- Что касается выставок, которые прошли при поддержке Фонда в Украинском доме, а сейчас проходят в Арсенале, мне и рассказывать нечего. На других площадках мы тоже организовывали экспозиции: это были, например, и выставка Пиросмани в Национальном Музее, и не менее громкая «Новая волна», а также проект, посвященный искусству нонконформизма в Русском музее…

Эдгар Дега. Породистный конь, который идет. Бронза, литье

- Все началось с выставки Пиросмани?

- Это был мой совместный мой проект с Дмитрием Андреевским. Спонтанное решение создать фонд было принято во время беседы с послом Грузии. Намечалось празднование дня Грузии в Украине, и, как оказалось, настолько значимых акций такого рода еще не было в Украине. Ему на каком-то этапе переговоров пообещал поддержку один известный фонд, он тоже занимается меценатской деятельностью, но потом отказался и образовался пробел. Мы приняли решение поддержать эту инициативу, так как из всех грузинских художников я бы выделил Пиросмани как номер один. Мы связались с национальным музеем Грузии и те все сделали очень оперативно…

 

- И какие у Вас дальнейшие планы? Сейчас художественные институции вырастают как грибы после дождя, не хотели бы и Вы создать свой центр или музей? Открыть коллекцию для всеобщего доступа, возможно, создать музей скульптуры?

- Я готов, к тому, чтобы публично экспонировать свою коллекцию. Такая мысль была, но возник ряд сложностей на этапе поиска помещения. К тому же, я предполагаю, что когда, наконец, ремонтные работы в Мыстецьком Арсенале закончатся, возникнет вопрос наполнения этого громадного музейного комплекса…

 

- Какая мотивация для Вас как коллекционера важнее – «иррациональная радость обладания» произведениями или их инвестиционная ценность? То есть, Вы коллекционируете ради удовольствия и любви к искусству или рассматриваете это как способ вложения денег?

И вообще, считаете ли, что украинцы со временем «дорастут» до рассмотрения произведений искусства в качестве объектов инвестирования?

- С точки зрения дорастут ли украинцы то, наверное, часть людей уже доросла. Но массово это вряд ли случится... Радость обладания пока превалирует над логикой выгодного вложения денег. Мне часто задают этот вопрос – искусство с точки зрения арт-банкинга. Я не просчитываю ликвидность вещей, я покупаю их просто потому, что хочу…

 

- Каких современных украинских художников коллекционируете? Насколько для Вас значима украинская часть коллекции и насколько она перспективна?

- Конечно, очень значима, у меня есть произведения большинства современных украинских художников…

Четвертая позиция спереди, на левой ноге. Бронза, литье

- А есть ли фавориты в этой украинской части?

- Нет, таких фаворитов у меня нет. У нас хорошие художники, высококлассные профессионалы. Мало того, я везде за границей говорю о том, что наши художники мне интересней. Можно было бы выделить имена, но их все и так знают, лишний раз повторять не хочу... Да и вообще, нет смысла говорить о ныне живущих – я пытаюсь ни о ком не судить, не говорить плохо, не выделять кого-то на фоне остальных. Из ушедших мне дороги Голосий, Гнилицкий, Матвиенко, Раевский, я его, кстати, купил на последнем аукционе «Золотое сечение»... То есть, по сути, я не пытаюсь определять статус художника, отделять «мегазвезд» от просто «звезд»… Это не мне решать – жду, что время покажет, оно все само расставит по местам.  

 

- По поводу упомянутого Вами последнего аукциона: Вы довольно много там купили, я бы сказала, процентов 50% из того, что вообще было продано.

- Я на аукционах покупаю много. Считаю, что аукцион, верхнее звено арт-рынка – это наиболее объективный индикатор рыночной цены, которая на произведения украинских художников только начинает формироваться. Аукционы в Украине довольно точно измеряют популярность и востребованность художника и сегодня как раз пришли к нормальной ценовой планке.

В свое время, я как-то сказал одному галеристу, что не буду покупать украинских художников, потому что они сошли с ума в своей завышенной самооценке. Когда художник сам называет себя гением и на этом основании требует за свои работы неадекватную цену – это абсолютно неприемлемо. Оценивать сделанное им должен не он сам, а работающая система рынка – только она определяет, что и сколько стоит, а также, кто есть кто. Я понимаю, что на художника всегда работает его имя, но при этом качество работ все равно может быть лучше или хуже. Как в моде, когда модельер делает хорошую коллекцию, и ее покупают, или плохую, и ее никто не покупает – в этом нет никакой трагедии…

Очень правильная позиция, потому что многие коллекционеры считают, что при непосредственной продаже они выигрывают в цене – якобы из мастерских покупать дешевле, а экспертная оценка произведения для них не важна...

На самом деле, там дешевле не получается. Не желая оскорбить или унизить художника, я никогда не скажу ему правды, даже если понимаю это, что его работа не стоит столько-то… Творческого человека обидеть легко… Например, в начале прошлого века с Максимовичем произошла трагическая история, когда после выставки парень повесился, потому что не вынес критики. А там такая красивая сецессия…

 

- Он тоже есть у Вас в коллекции?

- Нет, о чем очень сожалею. С удовольствием бы поменялся с Национальным Музеем, но у нас нет такой практики взаимообмена, хотя на Западе она существует. Я бы с удовольствием дал им то, чего у них нет, и взял бы Максимовича, потому что он мне безумно нравится…

 

- Интересны ли Вам наши молодые художники поколения нулевых? Как Вы оцениваете их потенциал?

- Мне сложно их оценить адекватно, потому что они ироничные, «стебные» художники. Мне кажется, что они уходят от классической формы художественного высказывания, к примеру, от живописи на холсте, перерастают ее… Из пространства искусства уходят в совершенно другое пространство…

 

- Скажите, а какова роль фигуры коллекционера в нынешнем украинском социуме?

- Об этом я не задумывался никогда. Такой опции как коллекционирование, то есть приобретение предметов искусства без цели перепродажи, вообще нет в украинском законодательстве – эта тема не разработана ни в таможенном, ни в налоговом кодексе…

 

- Можно ли говорить уже о серьезных, сформированных коллекциях или это по-прежнему хаотичное собирательство, дань моде, престижу?

- Мне претит, когда некоторые люди рассматривают коллекционирование с точки зрения бизнеса или пиара – для меня это не средство формирования имиджа. В плане амбиций я не хочу быть депутатом, не хочу быть министром, для меня этих вещей не существует. Я занимаюсь коллекционированием очень давно, и исключительно из тех соображений, что мне это нравится, а не потому, что это модно. Искусство – то, что я люблю, часть моего образа жизни. Это найденный мною способ жить в позитиве, вот и все. Я никогда не переступаю через свои желания – к примеру, только общепринятого дресс-кода ради не надену костюм, если мне не хочется его надевать, лучше не пойду туда, куда не пускают в другом виде. Та же самая история и с искусством: если мне не нравится, как выставлена моя коллекция, я просто не дам ее выставлять, пусть лучше другой себе сделает на этом пиар кто-то …   

 

- Как Вы оцениваете деятельность своих коллег?

- Очень позитивно оцениваю, к примеру, деятельность Виктора Пинчука. Он делает очень важные вещи для пропаганды современного искусства, которые возможны только путем серьезных вложений – показал и продолжает привозить звезд первой мировой величины. Это  очень серьезный подход, он молодец. Хорошо оцениваю деятельность Андрея Адамовского и Руслана Тарабукина, открывших новый арт-центр «М17», это открытие прибавило динамизма художественному процессу… Еще одна замечательная инициатива – Музей современного искусства на Глыбочицкой Сергея Цюпко…

То, что люди собирают искусство, это прекрасно. То, что они показывают свои коллекции – это замечательно. Любую акцию, художественную или культурную, я всегда оценю высоко. Особенно, если она имеет просветительский характер и не пропагандирует безвкусицу. Иногда мы по-прежнему сталкиваемся с тем, что выглядит ужасно. Но усиленно рекламируется под громкими ярлыками «самого-самого»: самого модного, прогрессивного, дорогого, роскошного… Этот муссированный пиар – типичный идиотизм, и ничего кроме смеха не вызывает. Только время покажет, что сегодня было сделано положительного, а что – отрицательного… Конечно, на сегодняшний момент покупать искусство – это дань моде. Часть людей понимает, что они хотят заняться пиаром таким образом. Единственное, что их ограничивает – недостаток денег или возможностей. Само отношение к искусству от этого очень сильно страдает. Но есть и другая категория людей – они самодостаточны, и спокойно это показывают. Они покупали искусство еще до того момента, когда оно стало таким распиаренным медиа. Вот их, наверное, и можно назвать сформировавшимися коллекционерами...

 

Виктория Бурлака