Кети Чухров: «Мне приснился мир, в котором не было стен». Перформанс «Афган-Кузьминки»

12 июня в Малой галерее Мыстецкого Арсенала в рамках специального проекта «Двойная игра» Первой Киевской биеннале состоялось открытие культурно-образовательной программы Центра визуальной культуры «Свобода выражения, выражение свободы», которая началась с организованного культурологом и куратором Елизаветой Бабенко перформанса "Афган-Кузьминки" Кети Чухров, а также дискуссии с автором. Кети Чухров - российский поэт, философ, преподаватель кафедры общей истории искусства Московского РГГУ, член редакционного совета «Художественного журнала».


Кети Чухров


Исполнение Человеской оратории "Афган-Кузьминки"

Перформанс Кети Чухров - событие, которое ждали все киевские культурологи. Ведь одно дело слушать перформанс по ютубу, другое дело испытать на себе это звуковое действо. Почувствовать, как в процессе прочтения Кети своей поэмы высота звуков вытесняет бессмыслицу обыденной болтовни лирических героев и выстраивает трагедию, как истинный смысл текста.

Как сказала сама автор, бессмыслица, безумие в тексте, набор слов – это возможность выйти на истинный смысл, на искренность.

Дискуссия, инициируемая и модерируемая Елизаветой Бабенко, при участии Ольги Плахотник, специалистки по феминистической философии и гендерным студиям

«Афган-Кузьминки» - поэма о неравенстве: гендерном, социальном, национальном. Продавщица рынка «Афган» - Галина, и ее работодатель – Гамлет пытаются заняться сексом на протяжении всей поэмы. Половой акт - вот цена, за которую Гамлет обещает поставить Галину на более выгодную точку на рынке - «на мех». Собственно, инициатором циничной рыночной сделки, где тело Галины тоже своего рода товар («дешевая фактура», по выражению Гамлета) выступает сам Гамлет. А Галину все время сносит в трогательную интимность и идеализм, и эта ее неадекватность разрушает попытки Гамлета быть жестоким. Сделка эта поэтому не совершается, а вместо нее наступает неожиданное просветление для обоих героев на рассвете.

Автор исполняла поэму нараспев, аккомпанируя себе на пианино (в аккомпанементе использована музыка Г. Ф. Генделя, Ж-Ф. Рамо, Дж. Дауленда).

Исполнение Человеской оратории "Афган-Кузьминки" - Кети Чухров и Елизавета Бабенко

Эксперимент поэтессы заключался в том, чтобы использовать более эффективную, чем просто чтение - чувственную форму, для выражения социально-политического содержания текста. Метод не новый, существующий еще со времен Бертольда Брехта. Собственно, с Брехтовскими «зонгами», Кети Чухров сравнила технику, в которой работает группа «Что делать?» (видеоработа этой группы «Русский лес» представлена на Arsenale 2012). Свой же способ придания тексту просодической формы, она назвала вариантом барочной оперы (о чем могут уже судить присутствовавшие на перформансе).

Для Кети же было важно стать на место лирических героев, почувствовать мир ими, побыть «другим». Именно этим, по ее признанию, и привлекают поэтессу актерские практики. Именно об этом, бытийствовании в другом, пишет в «Грядущем сообществе» Агамбен.

Дискуссия с участием Ольги Плахотник, специалистки по феминистической философии и гендерным студиям, сосредоточилась на вопросе о том, есть ли в поэме «Афган-Кузьминки» эмансипативный потенциал. Однако для Кети не так важно было сформулировать в образе Галины феминистическую позицию. По ее словам, неравенству противостоит любовь. Галина олицетворяет собой протест против сексистского мира Гамлета. Ее запрос на то, чтобы мир стал другим, чтобы Гамлет снял свою нигилистическую позицию и почувствовал другой смысл существования – это запрос любви.

Драматический перформанс Кети Чухров вызвал у зрителей сложные, противоречивые чувства, впрочем, это действительно надо видеть и слышать.

 

Анна Ландихова