Когда поэт царствовал с палачом

В галерее ПРОУН, той самой, совместно с которой был создан проект «Ермилов. Ретроспектива», открылась выставка «Даешь!». Галерея продолжает  раскрывать для зрителей наследие авангардного искусства начала ХХ-го века. На этот раз выставка посвящена 75-летию московского музея В. Маяковского.

Оказывается, что в этом музее Маяковского, хранящем все, что так или иначе связано с известным поэтом, находится немало произведений художников того времени, таких, как Д. Бурлюк, Н. Гончарова и М. Ларионов, Г. Клуцис, А. Лентулов, Эль Лисицкий, К. Малевич, А. Родченко и других. И неудивительно, ведь все эти художники были связаны с Маяковским, как минимум, общим делом авангарда, в котором слились вместе искусство и поэзия.

Сергей Сенькин. Эскиз праздничного оформления колонны физкультурников "Молодежь в артиллерию"

Творения того времени несут в себе неизменный дух безоглядной веры в будущее, иллюзии прогресса, эстетической революции, обратная сторона которой - революция политическая.

Сергей Сенькин. Эскиз иллюстрации к поэме В. Маяковского "Владимир Ильич Ленин". 1924

Как писал М. Кундера в «Нарушенных завещаниях»:

… я подумал о Маяковском; его гений был столь же необходим русской революции, как и полиция Дзержинского. Лиризм, лиризация, лирическое повествование, лирический энтузиазм являются неотъемлемой частью того, что именуют тоталитарным миром; этот мир вовсе не ГУЛАГ, это ГУЛАГ, внешние стены которого оклеены стихами, перед которыми совершают пляски.

Фрагмент экспозиции выставки

Нас давно уже не травмирует «лиризация террора», мы свыклись с мыслью, что в те романтические времена с «корабля современности» летели не только книги. Мы также помним, как все это закончилось, и «лирическое ослепление во время террора», когда «поэт царствовал рядом с палачом» сменилось царством палачей без поэтов. 

Сергей Сенькин. "Да здравствует 1 Мая - праздник Труда". 1923

Однако, увидеть среди экспозиции выставки изображения вождя мирового пролетариата все же странно. То есть, конечно, тут же понимаешь, что «ну как же без него!», и восхищающий всех сегодня Дзига Вертов тоже снимал кино о Ленине.

Сергей Сенькин. Плакат "Ленинскому комсомолу достойную смену". 1933

Несмотря на заявленное обилие работ, в экспозиции выставки «Даешь!» явно доминирует Сергей Сенькин, ученик К. Малевича, художник о котором мало кто знает и помнит. 

Варвара Степанова. Текст В. Маяковского "Крестьянское хозяйство улучшит грамотей..."

Именно благодаря этому художнику и его пафосно-наивным плакатам и фотомонтажам, выставка приобретает особое очарование. Техника фотомонтажа, ставшая популярной в 20-е, являлась своего рода способом конструкции образа светлого будущего, которого в реальности порой не хватало.

Густав Клуцис. Фотомонтаж из журнала "Молодая гвардия". 1927

В работах С. Сенькина незамутненная рефлексиями риторика пропаганды и механизм конструкции идеологических смыслов представлены во всей своей наготе. 

Сергей Сенькин. Эскиз проекта "Арка Красной Армии". 1944

Сквозь эту наивность, или даже, на наш современный взгляд, абсурдность плакатного стиля, все же можно проследить искреннюю веру в утопические идеалы. Как это ни странно, но этой вере была подчинена первая четверть ХХ века, и чтобы понять ту эпоху, без наивности и абсурда не обойтись. 

Лазарь Лисицкий. Ленинская трибуна. 1920

Сергей Сенькин. Эскиз плаката к съезду рабочих строителей. 1922

Сергей Сенькин. Эских плаката "50 лет со дня рождения В. Маяковского". 1940

 

 

Анна Ландихова