Критика абстрактного капитализма

Выставка Сергея Попова “Слои. Инструкции. Множества” открылась практически одновременно с первой самоорганизованной встречей жителей Киева на Майдане Незалежностi. События между собою никак не связанные, однако второе в значительной степени помогло разобраться с первым.


Сергей Попов. Множества


Сама выставка производит очень неоднозначное впечатление. С одной стороны, уже в названии автор обращается к математическим терминам, что предполагает определённую точность в его последующем высказывании. Свои намерения художник подкрепляет текстом, где очерчивает поле своих исследований, квинтессенцией которых, по его словам являются представленные на выставке живописные работы. 


Сергей Попов обращается к популярной сегодня критике капитализма. Особенно востребованной на Западе. Поскольку там  с этой темой не работает только ленивый, следует ожидать, что художник озвучит какой-то новый взгляд на существующее в “глобальном” мире “глобальное” положение вещей. Но на выходе имеем ещё один проект, критикующий глобальный капиталистический порядок - проект аккуратный настолько, насколько может быть подобная критика, реализуемая в галерейных стенах. 

 

Сергей Попов. Множества

 
Автор  предлагает посмотреть на глобальное капиталистическое общество как на тотальный склад, где участие индивида в нём протекает в потоке материальных ценностей: со склада готовой продукции на склад использованной продукции: “В эпоху выстраивания глобального капиталистического порядка склад, рассматриваемый как буферная территория, через которую протекают и локальные потоки товарооборота, представляется идеальным местом для общего взгляда на современное общество. Общество потребления. Гигантские хранилища своим содержанием создают глобальную картину цивилизации в современный момент времени и становятся общим местом. Местом, в котором отражается технологический и культурный уровень, экономические и политические отношения.”

 

Сергей Попов. Слои


Очень чистая, практически белая живопись заполняет стерильное пространство галереи. Не совсем понятно, предполагается ли для зрителя определённая последовательность просмотра, однако названия работ чётко соотносятся с обозначенными изначально терминами. Слои представлены в виде пространственных наслоений, инструкции - визуальные элементы джойстика компьютерных приставок, отсылающие, скорее, к манипуляции, и громадная пирамида на обозначение множеств.  

 

Сергей Попов. Инструкции

 
Говоря о капитализме (и, в данном случае - о множествах) полезно вспомнить: аккумуляция и собирательство ему чужды. Капитализму не интересен  архив, который изымает продукты из обращения и  останавливает их циркуляцию. Соотнося человеческие множества с товарными, свои размышления о глобальной машине капитализма Попов транслирует через систему визуальных образов. Возможно, здесь можно усмотреть факт архивации художественных идей, которые, как раз нуждаются  в накоплении: в то время как потребитель материальной ценности заинтересован в ней здесь и сейчас, потребитель художественной ценности обязательно задаётся вопросом о её истории. Проще говоря, рассуждая о произведении исскусства и о его качестве, мы обязательно смотрим на его предпосылки или даже более раннее присутствие в истории. Капитализм действует ситуативно, а история искусства - это большой нарратив, в котором сказано уже немало, поэтому, производя на свет “новое” искусство - художнику есть с чем себя сравнить. 

 

Сергей Попов. Слои

 
Позиция Попова относительно капитализма остаётся неясной, как и ощущение от выставки: кого он критикует и зачем? Вообще, “зачем” - это главный возникающий здесь вопрос. Зачем обращается к данной теме, зачем обращается к живописи в целом и формату картины в частности. Сергей Попов знает, с чем можно себя сравнить, поскольку сведущ в истории искусства и особено достижениях художников-минималистов и концептуалистов середины прошлого века. Похоже, он не задаётся вопросом развития визуального языка, а использует наработки предшественников для развития темы, место которой в актуальном украинском контексте остаётся непонятным. 


В попытках правильно интерпретировать выставку “Слои. Инструкции. Множества”, можно спросить: кто является её зрителем? Попов говорит об обществе, о человеческих массах, которые схематично были превращены в продукт. Однако, где находится общество, о котором говорит художник? Здесь как раз и приходит на помощь несколькодневный Майдан - это общество было там и это было обществом “до потребления.” Приходит мысль, что высказывания Сергея Попова пока не подоспели для украинского зрителя, котрый только начал бороться за место в обществе потребления. Украина пока не  стала местом, где можно говорить о технологических и культурных уровнях, а экономические и политические отношения - это хаос, далёкий от концептуального анализа, к которому стремится художник. В то же время, борьба за эти уровни разворачивается прямо сейчас - не в галерее или мастерской, а на улице, где художник находит своего зрителя и может быть услышан.





Ася Баздырева

 

Фото: Максим Белоусов