Культурная интервенция Харькова в Киев: куратор Татьяна Тумасьян о проекте «Город ХА» в Нацмузее

15 декабря в Национальном художественном музее в Киеве открылся масштабный выставочный проект «Город ХА. Харьков Авангардный: Проект-исследование». Это личностный взгляд на срез культуры города, отражающий ключевые моменты в искусстве Харькова с точки зрения кураторов – Татьяны Тумасьян и Сергея Браткова.


Один из кураторов проекта Татьяна Тумасьян подробно рассказала о пяти его составляющих, авангарде, а также о том, почему «Город ХА»  это самая масштабная культурная интервенция Харькова в столицу.


Проект «Город ХА» – очень масштабный и многоуровневый, расскажите, как зарождалась его идея? 

Этот проект, к которому мы идем не один год. Он вылился из давнего обсуждения возможности показать в Нацмузее персональную выставку Виталия Куликова. Но время и новые кадры, пришедшие в музей, изменили концепцию его работы и переформатировали ее. В результате родилась идея показать в Киеве харьковский авангард как традицию, которая живет уже не менее ста лет и проявляется в творчестве разных художников, разных групп и разных периодов: с начала ХХ века и по сегодняшний момент.

 

Расскажите о составляющих проекта.

В его основе  выставочная экспозиция, которая займет три зала на втором этаже. Это более 100 художественных работ 25 авторов, выполненных в разных техниках: от самых традиционных – живопись, графика, рисунок – до современных: фотография, саунд- и видео-арт. Ведь мы говорим не только о классическом искусстве, но и о современном.

 

Также запланирована параллельная программа – интеллектуальная платформа, которая включает 15 событий. Это кинолекторий, в котором будут показаны фильмы о Василие Ермилове, Виталие Куликове, Вагриче Бахчаняне, Гамлете, Госпроме. Все эти фильмы будут сопровождаться встречами с авторским коллективом.

 

Борис Косарев

 

Помимо кинолектория,  в программе – творческие встречи: с Павлом Маковым, Сергеем Жаданом, Олегом Дроздовым, Олегом Векленко.  Завершит теоретическую часть дискуссионная панель, подводящая итог, в которой примут участие критики, искусствоведы, художники, организаторы.

 

Изюминка проекта  историографическая часть. Это инфографика, которая постарается объяснить феномен движения искусства Харькова за 100 лет. Историографический объект построен по трем векторам: люди, события, время. Это своебразное генеалогическое дерево харьковской культуры, которое на схематическом уровне представит систему взаимовлияний и взаимопроикновений деятелей культуры и ее различных операторов. Объект создается молодой художницей Марией Волчонок. К его воплощению на финальном уровне приобщился Гамлет Зиньковский – большой любитель порисовать на стенах. А тут еще и на стенах главного музея страны!

 

Но это еще не все. У проекта есть «Лабораторная работа» – проект о проекте, который подготовлен двумя молодыми художниками,  последние несколько лет тесно связанными с жизнью Муниципальной галереи, – Антоном Ткаченко и Олей Федоровой.

 

И есть пятая составная часть – книга-справочник, которая документирует наше исследование. Ее автором выступила прекрасный дизайнер, наш постоянный партнер, Татьяна Борзунова. 

 

Кто еще принимал участие в создании книги?

Искусствоведческие статьи для нее писали Наталья Мархайчук и Олег Коваль, эмоциональную вводную статью о Харькове создал Сергей Жадан. Кроме того, свои кураторские вступления подготовили я и Сергей Братков.

 

Георгий Цапок. Ескиз девичьего костюма, 1920-е

 

В пресс-релизе проекта много сказано о влиянии харьковского авангарда на облик города. А что касается его влияния на украинскую  и мировую культуру – что вы можете сказать?

Во-первых, я думаю, что одной из задач, которую мы ставим в этом проекте, является ответ на этот вопрос. Ведь любой большой  не столичный город всегда страдает от собственной «недореализованности». Поэтому, на самом деле, этот проект – это первая серьезная культурная интервенция Харькова в Киев. Были, конечно, большие выставки, которые показывали определенный срез, определенный период, определенную творческую команду на какой-то из выставочных площадок столицы. Но чтобы так: за 100 лет, в Национальном музее, с серьезной подоплекой, которая содержит в себе исследовательскую составляющую,  это конечно первый подобный опыт, и мы надеемся, что он повлечет за собой внимание как специалистов, так и публики к харьковскому искусству, как к авангардному, так и к тому, которое его наследует.

 

То есть вы не ограничиваете харьковский авангард временными рамками?

Да, потому что мы подразумеваем «авангард» в широком смысле слова, имея в виду, что это, прежде всего, новация, оригинальность, революционность. Конечно же, это не только Ермилов, Косарев, те  художники, театралы и литераторы, которые работали в 20-х годах ХХ века, это, безусловно, и та команда ярких наших фото-мастеров: Борис Михайлов, Евгений Павлов, Александр Супрун, Олег Малеваный, Сергей Братков и многие другие, и многое другое.

 

В таком случае, как происходил отбор авторов и работ?

Мы в нашем подходе к отбору работ и авторов сузили тему авангардизма: мы поставили акцент на том, что связано с текстом, словом, знаком.

 

Из каких источников вы брали работы?

Большую помощь оказывает Национальный музей, потому что, например, весь Василий Ермилов, которого мы будем показывать,  из его собрания. Мы покажем акварели замечательного художника и интереснейшего человека, Марии Синяковой. Ее эскизные работы тоже из фондов художественного музея. Они никогда ранее не экспонировались и на нашей выставке будут показаны впервые.

 

Кроме того, в экспозицию войдут произведения художников из семейных собраний – работы Вагрича Бахчаняна, Григория Бондаренко, Виталия Куликова.

 

На помощь пришли и частные коллекционеры, в первую очередь, Татьяна и Борис Гриневы. И, конечно же, это работы непосредственно из мастерских самих художников.

 

Борис Михайлов

 

Планируется ли пост-проект в Харькове по мотивам этой экспозиции?

Подобный опыт в жизни Муниципальной галереи был в 1996 году, когда в галерее еще шел ремонт к открытию, я, как куратор и сотрудник тогда еще галереи «Вернисаж», работала над выставкой в Киеве в почти 1000 квадратных метрах Союза художников на Львовской площади. Тогда мы показывали проект, который в чем-то пересекается с нынешним, он назывался «Харьков-Арт. 80-90-е годы».

 

Представив тогда в Киеве эту масштабную выставку, мы открыли Муниципальную галерею этим же проектом, только разбив его на несколько частей. Если время открытия нашей галереи после ремонта, который идет сейчас,  совпадет по времени с окончанием экспозиции в Киеве, мы могли бы открыть обновленный зал Муниципалки проектом "Город ХА", разделив его, скажем, на три части.

 

Во сколько обойдется «Город ХА»?

Изначально мы просчитывали самый скромный вариант, бюджета, без излишеств: на весь проект должно было уйти порядка 600 тысяч гривен. Но по факту мы располагаем гораздо меньшей суммой: около 200 тысяч гривен, с учетом того, что нам предоставил город, а также наши партнеры и спонсоры. Поэтому приходится очень сильно экономить.

 

Вы уже упоминали, что это первая такая масштабная интервенция Харькова в Киев, а что касается других городов – были ли в столице подобные выставки? 

Да. Два года назад была выставка одесского концептуализма, ее проводил Музей современного искусства Одессы. Не так давно, в этом году экспонировался львовский проект «Союзники», который сделали два независимых куратора. Так что мы в этом смысле не начинатели, а продолжатели прекрасной традиции.

 

Какие результаты вы ожидаете от этого проекта?

Мы ожидаем признания и знания. Потому что широкий киевский зритель наверняка мало что знает о Харькове культурном и о представленных на выставке персоналиях.

 

Мария Синякова

 

А почему так?

Потому что, как всегда, нет пророка в своем отечестве, и мы гораздо чаще путешествуем и изучаем культуру других стран, чем свою собственную. Во-вторых, мне кажется, внутренние связи, в том числе транспортные в стране развиты не лучшим образом. Проблема централизации культуры сейчас существует: киевские зрители имеют большой и разнообразный репертуар культурных событий. Они более активны, искушены, лучше обеспечены материально. Но перед ними, в основном, только киевский культурный продукт.

 

Благодаря таким проектам, как «Город ХА» мы децентрализируем и интегрируем искусство. Мы привозим киевлянам то, что они не приедут посмотреть к нам. С другой стороны, это культурный обмен. Это популяризация, промоция харьковского искусства и желание быть в своей стране востребованным.

 

Назовите на ваш взгляд, какие три самые яркие составляющие харьковского авангарда?

Лично для меня это конструктивизм – Госпром, оттепель 60-х и все с ней связанное (а это Бахчанян, и вся их яркая компания) и, конечно, харьковская фотография, привязанная к характеру, к облику города, с его промышленными гигантами, его атмосферой. Харьковская фотография нелицеприятная, не глянцевая, а наоборот жесткая. Она показывает язвы и не идет на поводу у моды.