Майдан со вкусом сакуры: революционные хокку Игоря Гусева

Будто прирос к монитору

Чайные  листья остыли

Сердце мое на Майдане

- в этом трехстишии одесского художника и поэта Игоря Гусева узнает себя этой зимой практически каждый украинец. Вне зависимости от политических взглядов, достатка и общей продвинутости, свидетели острых политических баталий конца 2013-начала 2014 гг. получили рекордную дозу информационного «облучения». Мы превратились в настоящих заложников телевизионного или компьютерного монитора, смартфона или любого девайса, дающего доступ к желанной дозе потрясений. Не всегда имея возможность и желание выйти на реальный Майдан, мы, тем не менее, уже не в силах оторваться от бесконечной, то пугающей, то обнадеживающей, но всегда  завораживающей ленты новостей … 

Вы замечаете, как много слов мне понадобилось, чтобы попытаться передать ощущения, заложенные в коротеньком трехстишии Игоря Гусева? Эта лаконичность и в то же время запредельная полнота стала визитной карточкой классической японской стихотворной формы хокку. И именно к этой поэтической форме полуиронично, полувсерьез обратился Игорь в момент острого социального перелома, охватившего нашу страну нынешней зимой. 

Игорь Гусев

Краткость и образность поэтического высказывания реактуализирует его в эпоху господства социальных медиа и дает основание надеяться на бурный ренессанс интереса к давно утраченной моде на всеобщее стихоплетство. Да, еще недавно казалось, что поэзия в ультрасовременно прозаическом мире – это что-то из области безвозвратно устаревших забав вроде игры в лапту или гадания на кофейной гуще. Но оказалось, что мир сложнее, чем виделось авторам футуристических утопий, а человек, вооруженный самыми современными гаджетами, так же, если не более, уязвим и подвластен всему человеческому, порой даже слишком человеческому… 

Магическое сознание владельцев айфона этой зимой стало очевидным фактом, определившим поэтику нынешнего Майдана. Мало кто способен оставаться равнодушным к этой подозрительно-средневековой и, в то же время, остроактуальной эстетике. Компьютерная игра, толкинистский шабаш, исторический боевик и футуристическая антиутопия – все смешалось в этом странном коктейле. Кстати, о коктейлях у Гусева тоже есть очень лиричное хокку:

Ты позвала меня ночью

Свечи и пара коктейлей

Молотов был третьим

Итак, поэзия полностью реабилитирована в глазах среднестатистического владельца смартфона. Ведь что как не стихотворение может сжать целый мир до короткого твиттер-сообщения. Трехстишия в стиле хокку в этом плане и вовсе не знают конкурентов. Конечно же, Гусев не соблюдает до конца классическую форму. Хокку в его поэзии есть, помимо прочего, очень изящной формой иронично-трогательного дистанциирования от событий, на которые художник откликается в режиме реального времени, выкладывая свои стихотворения в фейсбуке. Это, говоря языком Шкловского, «остранение» помогает найти правильную ноту в передаче ядреного замеса абсурда, величия и низости, транслируемых новостной лентой в разгар революционных событий.  

Такую же роль инструмента остранения играет в новейших и очень интересных сериях Гусева (в частности, в работах, которые были показаны этой осенью в киевской Dymchuk Gallery) прием горизонтального смазывания части изображения, когда до конца так и не ясно, то ли художник случаймо переборщил с использованием гигантской флейцевой кисти, то ли намеренно пошел на введение квазикомпьютерного эффекта в свое живописное произведение. Как бы то ни было, но этот удачный эффект создает удивительное по своей силе ощущение утраты реальности, призрачного мерцания осмысленно-фигуративного изображения над океаном неартикулируемого и неизобразимого бреда. 

Игорь Гусев, Работа из серии "Рыцари революции", 2014

Игорь Гусев, Работа из серии "Рыцари революции", 2014

Этот эффект дереализации, появляющийся у человека, злоупотребляющего новостными инъекциями, как никогда уместен в новой художественной серии Игоря Гусева «Рыцари революции». Эту серию художник начал уже в новом 2014 году и она, естественно, посвящена Майдану, или, точнее, уличной моде протестов. Работами из этого цикла нам показалось уместным дополнить сегодняшнюю подборку новых поэтических произведений Игоря Гусева, получивших эффектное название «РЕВОХОККУ»:

Беркут под елкою мерзнет

Что предложу ему утром?

Лишь френдоцид в фейсбуке

 

Падают белые мухи

Братья на площади мнутся

Скоро импичмент

***

Cкажи мне водитель трамвая

С какой стороны баррикады

Сегодня я стану героем?

***

Спящей красавицей призван

На выходных не проснется

Маленький добрый титушка

***

Даже морозною ночью

звездочки Евросоюза

благоволите влюбленным!

***

Снова в метро засыпаю

Снится мне сон необычный

Шапку украл император

***

Правая рука

Ударила левую

Неспокойно на родине радиации

***

Вышел народ на площадь

Милые добрые лица

Всех бы в друзья добавил

***

Долго бродил я по лесу

Вижу дворец министра

Выложу в сеть на рассвете

***

Никто мне не дорог

Только ты

Гейша Зекананари

***

Снова закат прекрасен

Только сказать не смею

Все клевета отныне

***

Если Майдана не будет

Встретимся на стадионе

Бог и футбол нам помогут

***

Ты позвала меня ночью

Свечи и пара коктейлей

Молотов был третьим

***

Зимняя вишня упала

Рядом с резиновой пулей

Мне не до песен сегодня

***

Тайно играю словами

Кот у пульта

Катапульта

***

Солнечный луч из-за тучи

С другом иду повидаться

Я на проспект Нигояна

***

Тушки - титушки

Три тушки

Проститушки

***

Хворост в костер бросаю

Снова кипит чайник

Думаешь это сценарий?

***

Что происходит в деревне?

Черный квадрат Казимира

В каждой лачуге мелькает

***

Косноязычный старец

Стириц кисноязычный

Хокку возьми в дорогу

***

 

 

Алиса Ложкина