Майдан со вкусом сакуры: революционные хокку Игоря Гусева
Будто прирос к монитору
Чайные листья остыли
Сердце мое на Майдане
- в этом трехстишии одесского художника и поэта Игоря Гусева узнает себя этой зимой практически каждый украинец. Вне зависимости от политических взглядов, достатка и общей продвинутости, свидетели острых политических баталий конца 2013-начала 2014 гг. получили рекордную дозу информационного «облучения». Мы превратились в настоящих заложников телевизионного или компьютерного монитора, смартфона или любого девайса, дающего доступ к желанной дозе потрясений. Не всегда имея возможность и желание выйти на реальный Майдан, мы, тем не менее, уже не в силах оторваться от бесконечной, то пугающей, то обнадеживающей, но всегда завораживающей ленты новостей …
Вы замечаете, как много слов мне понадобилось, чтобы попытаться передать ощущения, заложенные в коротеньком трехстишии Игоря Гусева? Эта лаконичность и в то же время запредельная полнота стала визитной карточкой классической японской стихотворной формы хокку. И именно к этой поэтической форме полуиронично, полувсерьез обратился Игорь в момент острого социального перелома, охватившего нашу страну нынешней зимой.
Игорь Гусев
Краткость и образность поэтического высказывания реактуализирует его в эпоху господства социальных медиа и дает основание надеяться на бурный ренессанс интереса к давно утраченной моде на всеобщее стихоплетство. Да, еще недавно казалось, что поэзия в ультрасовременно прозаическом мире – это что-то из области безвозвратно устаревших забав вроде игры в лапту или гадания на кофейной гуще. Но оказалось, что мир сложнее, чем виделось авторам футуристических утопий, а человек, вооруженный самыми современными гаджетами, так же, если не более, уязвим и подвластен всему человеческому, порой даже слишком человеческому…
Магическое сознание владельцев айфона этой зимой стало очевидным фактом, определившим поэтику нынешнего Майдана. Мало кто способен оставаться равнодушным к этой подозрительно-средневековой и, в то же время, остроактуальной эстетике. Компьютерная игра, толкинистский шабаш, исторический боевик и футуристическая антиутопия – все смешалось в этом странном коктейле. Кстати, о коктейлях у Гусева тоже есть очень лиричное хокку:
Ты позвала меня ночью
Свечи и пара коктейлей
Молотов был третьим
Итак, поэзия полностью реабилитирована в глазах среднестатистического владельца смартфона. Ведь что как не стихотворение может сжать целый мир до короткого твиттер-сообщения. Трехстишия в стиле хокку в этом плане и вовсе не знают конкурентов. Конечно же, Гусев не соблюдает до конца классическую форму. Хокку в его поэзии есть, помимо прочего, очень изящной формой иронично-трогательного дистанциирования от событий, на которые художник откликается в режиме реального времени, выкладывая свои стихотворения в фейсбуке. Это, говоря языком Шкловского, «остранение» помогает найти правильную ноту в передаче ядреного замеса абсурда, величия и низости, транслируемых новостной лентой в разгар революционных событий.
Такую же роль инструмента остранения играет в новейших и очень интересных сериях Гусева (в частности, в работах, которые были показаны этой осенью в киевской Dymchuk Gallery) прием горизонтального смазывания части изображения, когда до конца так и не ясно, то ли художник случаймо переборщил с использованием гигантской флейцевой кисти, то ли намеренно пошел на введение квазикомпьютерного эффекта в свое живописное произведение. Как бы то ни было, но этот удачный эффект создает удивительное по своей силе ощущение утраты реальности, призрачного мерцания осмысленно-фигуративного изображения над океаном неартикулируемого и неизобразимого бреда.
Игорь Гусев, Работа из серии "Рыцари революции", 2014
Игорь Гусев, Работа из серии "Рыцари революции", 2014
Этот эффект дереализации, появляющийся у человека, злоупотребляющего новостными инъекциями, как никогда уместен в новой художественной серии Игоря Гусева «Рыцари революции». Эту серию художник начал уже в новом 2014 году и она, естественно, посвящена Майдану, или, точнее, уличной моде протестов. Работами из этого цикла нам показалось уместным дополнить сегодняшнюю подборку новых поэтических произведений Игоря Гусева, получивших эффектное название «РЕВОХОККУ»:
Беркут под елкою мерзнет
Что предложу ему утром?
Лишь френдоцид в фейсбуке
Падают белые мухи
Братья на площади мнутся
Скоро импичмент
***
Cкажи мне водитель трамвая
С какой стороны баррикады
Сегодня я стану героем?
***
Спящей красавицей призван
На выходных не проснется
Маленький добрый титушка
***
Даже морозною ночью
звездочки Евросоюза
благоволите влюбленным!
***
Снова в метро засыпаю
Снится мне сон необычный
Шапку украл император
***
Правая рука
Ударила левую
Неспокойно на родине радиации
***
Вышел народ на площадь
Милые добрые лица
Всех бы в друзья добавил
***
Долго бродил я по лесу
Вижу дворец министра
Выложу в сеть на рассвете
***
Никто мне не дорог
Только ты
Гейша Зекананари
***
Снова закат прекрасен
Только сказать не смею
Все клевета отныне
***
Если Майдана не будет
Встретимся на стадионе
Бог и футбол нам помогут
***
Ты позвала меня ночью
Свечи и пара коктейлей
Молотов был третьим
***
Зимняя вишня упала
Рядом с резиновой пулей
Мне не до песен сегодня
***
Тайно играю словами
Кот у пульта
Катапульта
***
Солнечный луч из-за тучи
С другом иду повидаться
Я на проспект Нигояна
***
Тушки - титушки
Три тушки
Проститушки
***
Хворост в костер бросаю
Снова кипит чайник
Думаешь это сценарий?
***
Что происходит в деревне?
Черный квадрат Казимира
В каждой лачуге мелькает
***
Косноязычный старец
Стириц кисноязычный
Хокку возьми в дорогу
***
Алиса Ложкина