О «без названия»

14 октября в московской галерее Stella Art Foundation открылась выставка-сольный показ видеоинсталляции 2009 года ведущей российской медиа-арт группы "Синий суп" (Алексей Добров, Даниил Лебедев, Александр Лобанов и Валерий Патконен). Инсталляция представляет собой фильм с изображением бескрайней массы воды, рассеченной надвое зримой границей. Предлагаем нашим читателям статью московского искусствоведа и куратора Карины Караевой о группе "Синий суп", специально для ART UKRAINE.

 

Карина Караева

Куратор, киновед
Занимается экспериментальным кино и видеоартом, зам. начальника отдела кино и видеоарта Государственного Центра современного искусства (Москва)
Организовывает выставки в ГЦСИ, связанные с синтезом современного кинематографа, видео и изобразительного искусства. Ведет серию показов, дискуссий и мастер-классов, посвященных актуальной визуальной культуре.Пишет диссертацию на тему соц-арта и отечественного кинематографа 70-90х годов.
Публикуется в журналах "Искусство", "Артхроника", а также kinote.ru. Интересуется проблематикой телесности в современном искусстве.


Пространство символического – область, которая доступна художнику в большей степени, чем кому-нибудь другому. Символ – единица достаточно подвижная и располагающая к любому эксперименту, или радикальному жесту. Группа «Синий суп» в свое последней работе «Без названия» пользуется преимуществом собственного наработанного символического языка – от примитивного высказывания на основе компьютерной азбуки, до метафизического пейзажа – и создает «очищенный» от любой дополнительной интерпретации визуальный текст.

В предложенном минималистическом пространстве – море, поделенное надвое полосой, ничего не происходит и не может произойти – либо зритель свидетель уже произошедшего события, либо ситуация драмы произойдет с минуты на минуту. Однако напряженность и нарочитая невысказанность будто должна рассматриваться как дополнительный элемент интерпретации. Где это происходит, зачем и когда – вопросы, безусловно, неуместные, но очевидное недоумение, возможно сакральное, от недосказанности и отсутствия артикуляции, остается. Существует образ и художественная реакция на него – группа «Синий суп», участники которой были до сих пор замечены в тонкой, почти филигранной росписи интересующих их фрагментов языка – будь то цифровое буквальное высказывание, или вариации на тему непреодолимости линии горизонта, сейчас растворяются в бессознательной демонстрации в очевидном, почти буквальном методе. Этот метод был связан в большей степени с реакцией художников на технологическое, вытесняющее чувственное – об этом ранняя работа «Отче наш», далее процесс развивался по цикличности собственного процессуальной мимикрии – группа «Синий суп» стала разрабатывать собственный язык, одновременно современно функциональный – лайтбокс и заигрывающий с изображением скрытого. Их работы излучали особый, тайный смысл, скрытый в символическом пейзаже, точнее в символе традиционного пейзажа.

То, что происходит в работе «Без названия» уже достаточно сложно поместить в тот или иной ряд изображения и художественной рефлексии. Минимализм и предельная, очевидно, сознательная, вычурность, разбивает даже традиционную интерпретацию, связанную с ветхозаветной и новозаветной образностью.  Разделенная надвое вода – вечный символ, борозда как божественный путь считываются, безусловно, здесь и сейчас, однако эта буквальность временная, не касающаяся ни одной возможной классической интерпретации и не мыслимая вне заявленной традиционности. Одним словом, никак не названная традиционность оказывается скрытой в почти прозаическом видеобытовании от группы «Синий суп»