Об Украине и Европе: отечественное медиаискусство на ARSENALE 2012

Сергей Петлюк вошел в число отобранных кураторской командой Мыстецкого Арсенала украинских художников, которые стали участниками Первой Киевской биеннале современного искусства. В рамках специального польско-украинского проекта «Двойная игра» Сергей презентовал две медиаинсталяции. Подробнее о концептуальном наполнении упомянутых инсталляций и технической составляющей медийной работы художника читайте в разговоре Сергея Петлюка с ART UKRAINE.

 

Художник Сергей Петлюк


Статья из ART UKRAINE №5(29-30) сентябрь-ноябрь 2012

 

Елизавета Бабенко Сергей, расскажите, пожалуйста, о работах, представленные вами в рамках Первой Киевской биеннале современного искусства ARSENALE 2012?

Сергей Петлюк В Мыстецком Арсенале в рамках Первой Киевской биеннале я представил две работы - видео-инсталляции «Дыхание» (2010) и «Сны о Европе» (2009-2012). Первая - о физических, моральных и ментальных границах, которые мы можем или, наоборот, не можем преодолеть в нашей жизни. Вторая - над которой работаю уже более 3 лет - о стереотипах в сознании украинцев, о Европе и о повседневной жизни в ней, а также о стереотипах европейцев об Украине и украинцах.

 

- Какие выставки или проекты с вашим участием недавно мог увидеть киевский зритель? Возможно, были и международные?

- В прошлом году я был одним из двадцати финалистов премии PinchukArtCentre, и мою видео-инсталляцию «Одиночество» можно было увидеть в этом учреждении. В этом году я стал участником ARSENALE 2012.

 

Фрагмент видео-инсталляции «Сны о Европе». 2009-2012. ARSENALE 2012, фото: Максим Белоусов, Михаил Черный

 

- Как вы в целом оцениваете проведение ARSENALE?

- Считаю, что Первая Киевская биеннале - это огромный шаг в развитии украинского современного искусства. Во-первых, такого масштабного события в украинском современном искусстве еще не было. Во-вторых, тот факт, что большое количество украинских художников, которые принимали участие в биеннале и были представлены вместе со звездами мировой арт-сцены, наглядно продемонстрировал: украинское современное искусство находится в контекстуальной связи с мировым.

 

- Как вы относитесь к техническому аспекту своей деятельности и как выбираете технику для доступного и эстетически приемлемого ее экспонирования?

- Для меня важной характеристикой оборудования является качество. Как медиа-художник я провожу большую часть своего времени перед монитором компьютера. Думаю, «встреча» с монитором серии 9 компании Samsung «перевернула» мое представление о качественном изображении и о качественной цветопередаче: во-первых, большое разрешение экрана (2560х1440), во-вторых, графический процессор Natural Colour Expert и Accurate Color Presentation обеспечивают наивысшую четкость передачи мельчайших цветовых оттенков. Понравился интерфейсный разъем Display Port - он имеет вдвое большую пропускную способность, чем обычный Dual-Link DVI. Как по мне, хороший помощник в работе для художников, дизайнеров.

 

Фрагмент видео-инсталляции «Дыхание». 2010. ARSENALE 2012, фото: Максим Белоусов, Михаил Черный

 

- Какого вы мнения о состоянии медиа-искусства в Украине? Возможно, проблемой в этом контексте является отсутствие у художника широкого доступа к качественным техническим ресурсам?

- Медийное искусство в Украине зародилось в начале 90-х, хотя, конечно, активно начало развиваться лишь в последние годы.

Как некоммерческое искусство, медиа-арт находится на обочине украинской арт-сцены. С одной стороны, это негативный факт: постоянная нехватка денег на арт-проекты не позволяет активно развиваться медиа-художникам. С другой - медиа-искусство благодаря этому остается «независимым» от рынка.

И, несомненно, главная проблема для медийного искусства у нас - техническая. Некоторые галереи в Украине, которые работают с форматом contemporary art, до сих пор не имеют собственных проекторов, мониторов и другого необходимого технического оборудования.

 

- Как давно вы занимаетесь медийным искусством?

- У меня живописный «бэкграунд» - я закончил Львовскую академию искусств, отделение монументальной живописи, и первые годы после академии экспериментировал в живописи. Но позже понял, что не могу полностью выразить себя в живописи, поэтому обратился к медиа-технике.

 

Биографическая справка. Сергей Петлюк - родился в 1981 году. Учился в прикарпатском университете им. В. Стефаника (Ивано-Франковск) и во Львовской национальной академии искусств (отделение монументально-декоративной живописи).

Участие в проектах:

2010

«Те, кто пришли в 2000», Киев

«Украинский срез», Люблин

«Untitled», проект группы КОМА, Львов

Неделя актуального искусства, Львов

2011

14 Медиа-арт-биеннале WRO 2011 «Alternative now», Вроцлав

Премия PinchukArtCentre, Киев

«Революционное искусство», Тбилиси

2012

Первая Киевская международная биеннале современного искусства ARSENALE, Киев

 

Живет и работает во Львове, Украина.

 

 

Елизавета Бабенко