Один день с Алиной Якубенко

Продолжая серию весенних прогулок с художниками и пополняя наш виртуальный архив украинских творческих автобиографий, мы встретились с Алиной Якубенко, которая недавно представила в Малой галерее Мыстецкого Арсенала свой новый проект "Путник" (экспозиция действует до 24 апреля). Как и прежде, в последнем проекте художница, участница группы Ubik, работает с темами пространства, перспективы, экологии. На этот раз, вдохновившись романтической эстетикой Каспара-Давида Фридриха, она фокусируется на красоте природы, на пугающем величии стихии и монохромном колорите пустынного пейзажа. Такой же отчужденной, как пустыня, становится и рабочая комната человека, будь-то художник или хикикомори.

Макет проекта "Путник" в мастерской Алины

Мы отправились вместе с Алиной гулять по окрестностям Национальной Академии Искусства и Архитектуры, в которой она не бывала со времен собственного выпуска. 

 

Алина Якубенко 


В детстве я мечтала быть поэтессой. В моей семье все понемногу рисовали и музицировали. Но обе бабушки мне много читали, потому я заразилась любовью к литературе – хотела быть, как Леся Украинка или Тарас Шевченко. И все же, в отличие от последних, стала только художницей. Этому, очевидно, поспособствовали несколько факторов.

Во-первых, мой любимый магазин "Барби", в который я просто обожала ездить с мамой, во времена моего детства находился в Доме художника. Во-вторых, летние каникулы я проводила у бабушки вместе с братом и двоюродной сестрой, с которыми мы мечтали стать тремя лошадьми, или хотя бы пантерами. Как следствие, мы реализовывали свои мечты в рисунках - рисовали комиксы про свою животную жизнь. Важно, что у сестры были такие невиданные на территории Союза карандаши-акварель, существование которых расширило границы моего детского сознания.

Детский рисунок Алины


В конце концов, все решилось с приходом в мою школу новой учительницы рисования. Я была в 6-м классе, когда познакомилась со Светланой Дмитриевной. Она была архитектором в декрете и стала преподавать рисунок «по-настоящему» - ставила натюрморты, приносила специальные книги, учила композиции, поощряла наброски с натуры. И что самое характерное – на уроках никто ее не слушал, и помню, мне стало обидно - она ведь так старалась. Так мы подружились. Я начала ходить после уроков к Светлане Дмитриевне в гости – хотя эти походы были сопряжены с некоторым стрессом обязательного поедания овощных супов и выпечки на козьем молоке – но мне льстила дружба со взрослым человеком, да и вообще, было интересно видеть много книг, художественных материалов, слушать пластиночный проигрыватель. 

Детский рисунок Алины 

 

Моя первая персональная выставка состоялась в школе. 7-классницей я пришла в сентябре в школу и увидела, что все коридоры этого небольшого двухэтажного здания завешены моими работами,  сделанными на уроках Светланы Дмитриевны. Сейчас, конечно, смешно это вспоминать, но тогда я очень сильно расстроилась – мне было неприятно, что все их видят, а когда со временем несколько работ со стен пропало, я была уверена, что их сняли, потому что они никому не понравились.

 


 

В какой-то момент Светлана  Дмитриевна переговорила с моими родителями о моем поступлении в художественную школу, мама отвела меня на дополнительные курсы рисования и я поступила в РХСШ. Потом была Киевская художественная академия. Я окончила факультет сценографии, который сейчас довольно нелепо называется "Факультет сценографии и экранных искусств".  

 


 

Лелею мечту поработать главным художников в кино, в хорошем кино.

 

 

Не любит спорт, но любит животных. Алина Якубенко интересуется миром животных как в своих работах, так и в повседневной жизни. Многим, в частности, хорошо известна ее собака Бака, которую Алина и Денис Саливанов когда-то больным щенком подобрали на улице и вырастили.

У меня было очень счастливое детство, в окружении разнообразных животных, начиная от ворон, лягушек, черепах, кролей и норок, и заканчивая козами, которых я пасла у бабушки в деревне, и тамошних соседских лошадей - моих друзей. Мне жаль детей, растущих в квартирах и играющих с пластмассовыми Микки Маусами.  



Алина Якубенко и Бака

 

Группа Ubik. Группа образовалась в 2009 году - на то время у нас с ребятами (Денис Саливанов, Витя Харкевич, Ярослав Коломийчук, и позже от случая к случаю Ольга Балашова) уже был опыт совместного творчества. Нас объединили общие идеи. И хотя в процессе работы мы много спорили, мы всегда старались работать над  темами, которые были интересны всем и каждому.

 

"TAMAGOTCHI" Фото из личного архива Алины Якубенко


Меня, к примеру, всегда интересовала проблематика флоры и фауны. Оказалось, не так-то просто высказаться небанально «радикально» об экологии: картинки «расчлененки» животных, запугивание перспективами страшного будущего давно никого не трогают, ведь каждому понятно, что мусор – это плохо, а дельфины – хорошо. Если это не работает, значит,  нужен другой подход. И тогда я поняла, что люди продолжают любить животных, но им для этой любви оказывается достаточно монитора и цифровой копии любимца – иначе, как еще обьяснить страсть людей к роликам с котиками? И я предложила цифровой зеленый уголок, который может в дальнейшем заменить все живое, сохраняя при этом всю информацию об исчезающих видах растений и животных. Эта идея вылилась в серию видео под названием "TAMAGOTCHI", которая впоследствии была выставлена в Центре визуальной культуры в качестве полноценной отдельной выставки – к сожалению, из-за нехватки финансирования не многое удалось реализовать.

 

"TAMAGOTCHI" Фото из личного архива Алины Якубенко


С эко-темой мы также работали в проекте "Законы природы", который экспонировали в Stedley Art foundation.

"Законы природы" Фото из личного архива Алины Якубенко


Еще один наш, как по мне, знаковый проект – "N-dimension", который мы сделали в 2010 году в пространстве Ludmila Bereznitsky & Partner Gallery. Мы моделировали в реальности виртуальное пространство с помощью материальных средств, тогда как обычно виртуальное моделируется, заимствуя форму из реального мира. Это был проект о восприятии человеком пространства и времени, о возможности поэтапного построения пространства в разных измерениях от точки к линии, объему и времени с целью дойти до визуализации уже не воспринимаемых человеческими органами чувств измерений. Ведь для того, чтобы знать об окружающем мире во всей полноте, современному человеку необходимо вооружиться огромным количеством аппаратуры, стать киборгом или нырнуть в виртуальное пространство. 

 

"N-dimension" Фото из личного архива Алины Якубенко

"N-dimension" Фото из личного архива Алины Якубенко


Нам стало интересно, не подвергается ли Алина проявлениям сексизма, будучи единственной женщиной в группе.

Сексизм. Скорее ребята из Ubik иногда чувствуют проявления сексизма с моей стороны, чем я с их, но я над собой работаю. А вот вне Ubik, вообще в художественной тусовке я не раз слышала что-то вроде "у нас мужской разговор… об искусстве". Да и вообще в украинском обществе сексизм безусловно очень распространен – весь этот «common sense» о том что, мол, женщин мало в украинской политике, потому что политика это не женское вообще дело, грубое и жестокое, а женщина может быть только "нежной и доброй".

Сегодня среди молодого поколения много очень интересных и сильных украинских художниц – это не может не радовать. Но многие художницы перестают развиваться профессионально, когда обзаводятся семьей – это проблема не только художниц, а огромного количества женщин, которые, по отечественной традиции, воспитывают детей сами и сами возлагают на себя домашнее хозяйство. Мне очень понравилось в Германии видеть в парках множество мужчин, гуляющих с детьми и колясками, а у нас приходится иногда слышать, что мужчины, воспитывающие детей - почти святые. Странно, ведь это просто нормально.

Увы, многие женщины становятся заложницами собственных стереотипов и сами проявляют сексизм в отношении собственного пола.

 

Заниматься искусством - бег с препятствиями. К сожалению, у меня не выходит "есть ровно столько, сколько зарабатываешь собственной профессией", потому что это означало бы не есть вовсе. Многим художникам приходится выбирать между заказами и голодным творчеством. Увы, зарабатывание денег отнимает большую часть времени. Так, творчество превращается в хобби и постепенно отходит на последнее место после дел насущных.

Наличие мастерской - сегодня роскошь. А ведь когда работаешь, так важно иметь личное пространство.

Многие знакомые мне по академии хорошие молодые художники, которые не успели зарекомендовать себя и утвердиться на «рынке искусства», вынуждены по сей день заниматься росписями гостиных, к примеру, работать маляром и штукатуром на съемках рекламы и так далее.

Мне очень повезло. Меня всегда поддерживала семья. Пока я еще могу себе позволить «фрилансить», не идти на постоянную работу, например, в театр бутафорить самовары, но кто знает, что будет завтра.

 

Меня также поддерживают друзья – что-то покупают из моих работ, хотя, конечно, это все из разряда благотворительности.  

Вообще, теперь я понимаю, что, выбрав такую стезю, я поступила крайне эгоистично. И вот забавная история: приехала ко мне в гости бабушка и, увидев склад холстов и подрамников, воскликнула: "Ой! Навіщо ти так багато малюешь – це ж все гроші! Ти спочатку одну намалюй і поки не продаси, іншої не малюй".

 

 

 

Анна Цыба

Фото: Максим Белоусов