Оливер Грау. Медиаискусство как ключ к пониманию мира

26 мая в рамках форума медиаискусства «Украина новых медиа» успешно прошла лекция австрийского медиа-теоретика Оливера Грау. Доклад на тему «Виртуальное искусство: его будущее и история» был посвящен истории медиаискусства, которое непосредственно связано с историей классического искусства, технологиями и масс-медиа.

 

Грау рассматривает историю искусства как историю медиаискусства, описывает метаморфозы концептов изображения и возвращает его к взаимодействию, интерфейсу дизайна, телеприсутствию и генетическому изображению. Сегодня развитие этой сферы сопровождается ростом форм новых научных инструментов подобно оперативному изображению и текстовым архивам, которые пытаются документировать коллективное производство искусства и теории последних десятилетий. Обсуждая примеры, лектор продемонстрировал стратегическую важность этих коллективных проектов, особенно их возрастающую важность для отрасли Науки Изображения. Искусство новых медиа нуждается в оперативной архивации, которая пытается документировать именно медиаискусство и его теорию последних десятилетий. По сути, Грау удалось сделать эту архивацию медиаискусства – полуликвидного новейшего вида искусства, которое не вписывается в классические рамки эстетики. Медиаискусство имеет свою длительную, сложную историю. На лекции Грау представил фрагменты этой истории, без которой невозможно понять сущность этого вида искусства.

Для Украины вопрос медиаискусства является в некотором роде наболевшим, поскольку нет институции, которая бы поддерживала начинания молодых художников. Исследования в области медиатеории представлены лишь инициативой отдельных людей, но, благодаря их усилиям, внимание к медиаискусству - области, позволяющей наиболее глубоко отобразить нынешний мир, привлекается всё больше и больше.

В разговоре с ART UKRAINE Оливер Грау обозначил некоторые важные аспекты и проблемы медиаискусства.

 

Оливер Грау во время лекции «Виртуальное искусство: его будущее и история»

Говоря о медиаискусстве, в первую очередь нужно отметить важность изображения. Существует ли необходимость переосмыслить понятие изображения как такового или же сегодня оно приобретает новый статус?

Оливер Грау: Я думаю, и то, и другое: необходимо переосмыслить форму, статус, создание - все эти понятия, касающиеся изображения. С некоторых пор изображение больше не является зафиксированным объектом, наоборот, открыто к изменениям, взаимодействию, реакции. Оно может восприниматься трёхмерно, создаваться в реальном времени, проецироваться на стену, проецироваться прямо в ваш глаз посредством лазера. Итак, изображение стало понятием более комплексным и поддерживается новыми методами и способами исследований. И медиаискусство исследует все эти новые возможности.

В классическом понимании изображение - это объект. Но это так же и картинка, которую мы можем создавать в своём сознании и которая основана на нашей памяти. Оба варианта более или менее недолговременны, мир, в котором мы живём, также меняется очень быстро. Как мы можем говорить о какой-либо классификации медиаискусства в таких условиях...

О.Г.: Это немного напоминает игру в шахматы: у тебя есть 64 ячейки, фигуры, свод правил. Скажем так, один художник создаёт что-либо, и ты потом пытаешься, придерживаясь этих правил, выделить больших мастеров или меньших. Приблизительно такой подход к классификации, которая только началась, но процесс более комплексный.

Оливер Грау во время лекции «Виртуальное искусство: его будущее и история»

Вам не кажется, что наш современный язык, семиотика структуралистов и существующие лингвистические методы недостаточны для описания медиаискусства?

О.Г.: В первую очередь, медиаискусство - это комбинация изображений и звуков, впечатлений, обратного действия и многих различных элементов, которые посредством визуальности делают из медиаискусства самостоятельный язык. Но это неподходящее слово для чего-то, что принадлежит изображениям исключительно. То есть, в медиаискусстве есть определённые сочетания слов, но сам язык медиаискусства не является комбинацией слов. Описание медиаискусства и основанное на изображениях искусство - две разные вещи. Но, безусловно, язык будущего должен быть обогащён новой лексикой по мере роста мира изображений. Мы, например, не можем использовать старые изображения девятнадцатоко и двадцатого веков для описания традиционных медиа- работ, их недостаточно, мы должны добавлять образы и слова, которыми сможем описать теперешнюю ситуацию.

Какую роль играет интердисциплинарность сегодня?

О.Г.: Ключевую, поскольку наш мир становится настолько сложноорганизованным, что изолированные области науки не могут его больше объяснить. Искусство - один из примеров. Уже с начала ХХ века мы видим психологию, антропологию и многие другие дисциплины в искусстве. И особенно сегодня, с развитием технологий нам нужно найти интердисциплинарный подход. На самом деле, на конференциях, организованных мною с коллегами, мы раскрывали этот вопрос. Возможно, мы сделаем отдельную конференцию, которая будет посвящена истории искусства в пересечении с историей технологии и историей наукии со всеми пересечениями и взаимосвязями этих дисциплин. А на самой первой конференции, организованной нами, используя интердисциплинарность, мы показали идею общества в целом, посредством медиаискусства.

Оливер Грау во время лекции «Виртуальное искусство: его будущее и история»

То есть интердисциплинарность - это ключ к созданию общества будущего?

О.Г.: Да.

По некоторым причинам люди ассоциируют медиаискусство с будущим. Но при этом очень мало отводится внимания его историческим предпосылкам, но ведь именно старое искусство и использование новых методов позволяют глубже раскрыть суть и значение медиаискусства сегодня.

О.Г.: Медиаискусство - вопрос сложный, даже если и звучит просто. Некоторые жанры медиаискусства очень “продвинуты”, но это не значит, что это искусство будущего. Медиаискусство, благодаря силе своей визуальности, имеет способность взаимодействовать с со сложными вопросами нашего времени, с которыми традиционные медиумы тоже могут взаимодействовать, но с меньшими возможностями. Поскольку медиаискусство основано на массиве данных, можно иметь так много разных выражений, поскольку оно интерактивно - оно может изменяться людьми, восприниматься с  разных точек зрения.

И сегодня, когда климат меняется, генетический код модифицируется, новое оружие изобретается - возникает большой вопрос относительно медиа, революция изображения, которая меняет нашу способность взаимодействовать с другими людьми. Это дополняется индивидуальной платформой каждого человека, который сегодня может быть создателем или распостранителем визуальной информации. Революция изображений - это серьёзный вызов нашему сознанию, интеллекту и способу коммуникации. Нам нужно идти в ногу с развитием технологий и человечества в целом. И нам нужно сделать широкий шаг в цифровые гуманитарные науки (digital humanities) и найти способность отобразить все эти технические изменения. Медиумы девятнадцатого века для этого слишком устарели.

Размышляя над медиаискусством как над взаимодействием, можем ли мы сказать, что это искусство сегодня является логическим продолжением того, что делал Марсель Дюшан, например, приглашая зрителя стать участником и создать смысл работы. Или Энди Уорхола, который стёр границы между произведением искусства и консюмеристским продуктом?

О.Г.: Я не могу сказать, что медиаискусство только о погружении или взаимодействии, но это два ключевых компонента, которые я нахожу во многих работах. Позднейшая медиа- революция имеет много-много субисторий, которые нам обязательно нужно изучить или быть осведомлёнными о них для того, чтоб принимать решения, как будущие технологии будут развиваться, для того, чтоб была хорошая информационная основа. И все эти субистории помогают нам анализировать: почему мы делаем то или иное.

Здесь в Украине мы часто сталкиваемся со зрителем, обладающим несколько устаревшим складом ума, не желающего открываться новому, воспринимать по-другому, анализировать. Как обстоит ситуация с западным зрителем?

О.Г.: Интересный вопрос. Это зависит от уровня развития общества и его предпочтений. В Европе 50% художников работают в области медиаискусства. Ежегодно проводятся арт-фестивали, на которые съезжаются сотни тысяч зрителей - Ars Electronica или Transmediale, например. В западном обществе медиаискусство всё ещё стоит перед проблемой документации и архивации. Но что касается восприятия, это полностью принимается зрителем и более популярно, нежели старое искусство и медиумы вроде живописи и скульптуры. Для меня особенно интересно, что украинское общество действительно уделяет много внимания развитию технологий и модернизации процессов, но делается это всё с целью приобрести лучшую машину или подключить лучшее телевидение. То есть, с одной стороны принятие новых современных технологий существует, но используется не для того, чтобы понять и осмыслить современные проблемы, найти пути их решения. Некоторыми людьми медиаискусство не просто не воспринимается, а целенаправленно игнорируется.

Медиаискусство стимулирует задавать вопросы, так? Оно не содержит готовых ответов...

О.Г.: Да, именно так.

 

Куратор галереи Bottega, основатель конкурса МУХі Марина Щербенко и Оливер Грау

Оливер Грау – немецкий искусствовед и теоретик в области мультимедийного искусства, специализируется в сфере изобразительного искусства, современного искусства, культуры XIX века и искусства Италии эпохи Возрождения, профессор Дунайского университета (Кремс, Австрия). Известен мировой общественности, прежде всего, как редактор уже канонического на сегодня сборника статей «История медиаискусства», который собрал под одним книжным корешком работы Р. Арнхейма, В. Дж. Т. Митчелл, Л. Мановича и Р.Клющинского.

Профессор Грау управлял проектом «Искусство погружения» немецкого Фонда Исследований (DFG), команда которого в 1998 году начала развивать первый

международный архив цифрового искусства, написанный на основе открытой платформы в университете Дуная, и с тех пор была дополнена множеством проектов. Например, одним из таких успешных проектов с 2005 года стала конференция История медиаискусства (Media Art History), которая в этом году пройдет в Ливерпуле (Англия), под тематическим названием Rewire («заново электрифицированная»). Можно смело сказать, что вся научная деятельность профессора связана со стремлением узаконить бытийность медиаискусства в жизни человека. Оливер Грау – типичный представитель современного типа «гибридных» ученых. Кроме того, О. Грау разработал новые научные решения для гуманитарных наук в их сотрудничестве с цифровыми гуманитарными науками – digital humanities – ведущей сферой современной науки, которая гибридизирует различные сферы современных знаний.

 

 

 

Ася Баздырева

Ася Баздырева