Опаленный корабль, череп козы и «Мороженки»: BIRUCHIY contemporary art ECO

Нынешний, весенний «Бирючий», прошедший с 18 мая по 2 июня, имеет приставку «ECO». Самая масштабная и активно развивающаяся арт-резиденция Украины,  расположенная в непосредственной близости Азово-Сивашского национального природного парка, собрала художников, представителей традиционных и современных медиа,  для высказывания об окружающей среде.

 

В проекте приняли участие экологи из Национального экологического центра (Киев), Азовочерноморской станции при Мелитопольском государственном педагогическом университете и Каневского природного заповедника, которые провели воркшопы и полевые исследования с экообразованием для художников-участников BIRUCHIY contemporary art ECO. Куратором проекта  стала Янина Пруденко, уже не первый год предлагающая эко-проекты, а суть его заключается в создании вирусного видео в сети Интернет на основе уникальных фото и видеоматериалов заповедной зоны вблизи Бирючего.

 

Исходя из творческой природы самой резиденции «Бирючий», участники проекта выбирали, выходя за рамки исключительно исследования экопроблем, свою уникальную тему для рефлексии.

 

Например, на одной из работ Альбины Ялозы, уловившей нерв вибрирующей тонкой мембраны между жизнью и смертью, – отмытый временем острый череп козы, – выступает символом новых воплощений, как будто напоминание о вечности подают на Бирючем на завтрак, обед и ужин. Вслед за Олегом Тистолом с замечательной серией «Бирюк бар», Ялоза высказывается, не без иронии и не без волнения, о сакральном смысле здешней простой еды («Натюрморт», «Бар-Бирюк»).

 

Альбина Ялоза. «Натюрморт» (холст, акрил, линогравюра, 40х70, 2015)

 

Никита Кравцов, вернувшийся на остров Бирючий после парижских впечатлений, уходит от сложных живописных переживаний в карнавальную стихию плаката, наслаждаясь наивной романтикой малых курортов («Вывеска», «Змеи», «Собака»). И тут же демонстрирует упражнение в прикладной геральдике: на барельефе Кравцова – сплетаются в недвусмысленном объятии олени, символы полуострова и просто сильные звери в припадке страсти.

 

Никита Кравцов. «Змея» (холст, акрил, 120х60, 2015)

 

Этюды Максима Мамсикова говорят о Бирючем языком живописи – тональность, плотность красок свидетельствуют особое состояние «накануне»: когда весна падает в лето.

 

Максим Мамсиков. Без названия (холст, акрил, 60х120, 2015)

 

Стас Волязловский анализирует фантастическую суть собственной параллельной вселенной, открывающуюся со стороны, поражающей воображение зрителей. И все мы зеваки на этом саркастическом карнавале. Как всегда, Волязловского занимают главные вопросы, и результат – еще одна «простынка» под названием «Решение экологической проблемы».

 

Стас Волязловский. «Решение экологической проблемы» (ткань, шариковая ручка, 200х150, 2015)

 

Старожил «Бирючего» Владимир Гулич снова и снова ловит и выкладывает на поверхность холста бесконечные образы, возникающие в здешнем ласковом воздухе – некоторые из множества картинок, сюрреалистических в самом прямом смысле слова («На Волне», «Молодой месяц», «Вольпертингер»).

 

Владимир Гулич. «На волне» (холст, масло,100х100, 2015)

 

Алина Якубенко пишет здешние плоские места, изучая природу горизонталей. А работа «Мороженки» – свидетельство того, что  Алина ощущает природу Бирючего как одного большого реди-мейд объекта.

 

Алина Якубенко. «Мороженки» (бетон, акрил, 30х50, 2015)

 

Роман Михайлов высказывается максимально лаконично, стремясь раствориться в сложившейся здесь среде – белое на белом, «от живописи к не-объекту». Еще одна работа Михайлова – изящный пример реди-мейда, строгий силуэт опаленного огнем корабля, уплывающего с белого берега Бирючего к размытой линии горизонта.

 

Роман Михайлов. «Корабль» (2015)

 

Жанна Кадырова, подхватывая заявленную тему, вскрывает ее в собственной манере: «шинные» лебеди из мертвой резины, в отличии от живых птиц, свободных и недоступных, позируют, где надо, демонстрируя практичное отношение нашего, человеческого вида, ко всем прочим видам животных, каким-то чудом все еще сосуществующих с нами в окружающей среде («Прилитіли Лебіді»). Кто из нас за забором? Кто в клетке? Мы, «цари природы», порождение технической цивилизации, или они, связанные с землей чем-то покрепче умозрительных построений? («За забором»).

 

Жанна Кадырова. «Прилетіли Лебеді» (инсталляция, 2015)

 

Что же такое «окружающая среда» для участников BIRUCHIY contemporary art ECO? Да все, что окружает вышедшего здесь за пределы городской черты художника. А на Бирючем художников окружает многое. Гений здешних мест сопровождает. У каждого свой Бирючий.

 

Итак, весенний BIRUCHIY contemporary art ECO стал началом юбилейного, десятого сезона международного симпозиума современного искусства «Бирючий». Впереди – осень.

 

Участники и организаторы симпозиума благодарят за помощь официального партнера проекта – фамильную типографию huss, персонал и руководство базы отдыха «Золотой Берег», п.о. Бирючий.

 

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

 

Наталья Астасьева-Блок (Херсон), Стас Волязловский (Херсон), Владимир Гулич (Запорожье), Жанна Кадырова (Киев), Никита Кравцов (Киев), Антон Лапов (Луганск), Настя Лойко (Запорожье), Максим Мамсиков (Киев), Роман Михайлов (Харьков), Виктория Перевозникова (Киев), Денис Рубан (Киев), Алина Якубенко (Киев), Альбина Ялоза (Одесса).

 

Об авторе

 

Инга Эстеркина – журналист, пресс-аташе Союза исследователей современного искусства (г. Запорожье).

 

Инга Эстеркина