Открытие на Венской выставке «Космос. О мечте»

 

Концепцией выставки «Космос. О мечте» («Space. About  a Dream»), куратором которой стала Екатерина Хуг, явилась холодная война, коммунизм и звездные войны. Эта групповая выставка проходила в Kunsthalle Wien с 1 апреля по 15 августа 2011. 
Первый запуск шаттлов в космос в 1950 повлиял на современных художников, работающих с космическим образом. Таким образом, аэро-пространственная политика включена в теорию геополитики, и в этом теоретическом видении выставка отразила капитализм как уникальную силу и власть.
Спутником искусства и аэро-пространственной политики является развитие этого критического чувства с использованием большого количества литературы по научной фантастике, комиксов, серии «Б» фильмов 50-х годов, для освещения коллективного воображения, угроз, другого, неизвестного. На выставке были показаны утопии и катастрофа, полученные в результате экспансии в Космос. Конец неизбежен, поскольку модель колониализма является устаревшей. Представление о победе необходимо изменить и обновить. Утопия рассматривается как социальная практика, способная стабилизировать катастрофу, - это альтернатива.

Статья из ART UKRAINE № 4(23) 2011 июль-август. Рубрика ART GLOBUS

Спутником искусства и аэро-пространственной политики является развитие этого критического чувства, используя большое количество литературы из научной фантастики, комиксов, серии фильмов из 50-х годов, для представления коллективного воображения, угроз, другого, неизвестного. На выставке были представлены утопия и катастрофа, которая является результатом экспансии в космос. Конец приходит, поскольку модель колониализма является устаревшей. Победа должна быть изменена и обновлена. Утопия рассматривается как социальная практика, способная стабилизировать катастрофу, это альтернатива.



Лена Лапшина на «Космос. О мечте» представила 2 крупные медиа-инсталляции. Ее работы соприкасаются с политикой Марины Гриниц, теоретически представляя художественные практики Восточной Европы. Два проекта Лены на выставке – это рисунок «Мое любимое телевиденье поздно ночью смотрит дневник карандаша» («My favorite late-night television watching pencil’s diary»), posca-marker на стене 60х2м 2011, и инсталляция «Launch Pad 65L», смешанные медиа, 2011 (конкретные части инсталляции, размещенные на разных этажах Kunsthalle).



Нарисованная инсталляция «Мое любимое телевиденье поздно ночью смотрит дневник карандаша» характеризуется использованием черного юмора и сатиры через микронарративы. Рисунок - это статическое медиа, но здесь предлагается приближение к кинематографическому режиму. Стены галереи являются ее полотнами. Рисунки Лены необъяснимого качества не имеют ни начала, ни конца, нет никакой хронологии. Они как всплывающие окна в Интернете, выражают короткий момент прозрения. Доля секунды ясности. Рисунки также используют эстетику иронических символов молодежи. Шутки, допросы и простота выделяют иллюстрацию из основных средств массовой информации. Когда она использует рисунок, она приближается к эстетике Дэна Перйовски, напоминает этим знаком шутку, характеризующую современного художника.



Лена Лапшина также представляет инсталляцию с использованием смешанных медиа «Launch Pad 65L». В ее показе используется эстетика молодежи и наива, в которой технологическая среда задает вопросы и критикует мировую капиталистическую систему. Используя овеществленную шутку, она подтверждает социальные функции искусства как посредника между аудиторией и реальностью. Искусство и новые медиа у Лены Лапшиной представляют как эстетическое искусство пытается избежать путаницы в интересах и огромном влиянии. Как Жак Рансьер анализирует в Эстетической Политике (Aesthetic Politics), искусство имеет возможность изменять мысли аудитории и делает это именно благодаря его эстетике.



Инсталляция на первом уровне показывает «спальню» Гагарина с прямой телефонной линией и туалетом Гагарина. Кроме того, в установке есть две большие плазмы со звуком и «вещами Гагарина». В таком порядке эстетика использует ассигнованную реальность для граждан в целях обучения и обмена знаниями. Аэро-пространственная эстетика собрана в музее под влиянием «Звездных войн» во время «холодной войны». Однажды телевидение и Серия фильмов В стали переполненными этой темой, но никогда не было этого замечено на современной арт-сцене. С момента запуска внутреннего интернета эстетика аэро-пространства выставлена и включена в изобразительном искусстве и медиа искусство.




Инстялляция «Launch Pad 65L» состояла из нескольких уровней и ряда видеобоксов ручной работы, где короткие фильмы с остановкой движения демонстрировались на мониторах, скрывающихся за магией стекла. Видео Лены Лапшиной можно рассматривать как развитие геополитических повествований. Изображения солдат, запуск космического корабля и космонавтов представляет невесомые фрагментации повествования. Использование техники обнаружения кадров плюс издание коротких выстрелов (short shoot edition), являются результатом соответствующего фактического момента пост-дискурса и концом тоталитаризма и идеологий. Таким образом, изображение превращается в семиотический знак того, что строит прототип символов обеих систем.

Инсталляция Лены «Launch Pad 65L» показала место для отбора космонавтов, как заключительный этап - комплект с полосатым кругом, красным светом и смартфоном для того, чтобы сделать фотографии и обсуждать их в Интернете
(http://www.facebook.com/aboutadream).

Работы Лены Лапшиной можно отнести к тем, которые заменяют искусство масс новой эстетикой, хорошо заметные в новом поколении видео-художников в истории посткоммунистического искусства. Стиль приближается к овеществленной шутке и повествованию, граничащему со сказкой. Изображение просто-таки стреляет, четко и выразительно. Знак и символ как антагонист системы, коммунистической и капиталистической, отождествляются с космодромом, отменив разницу между обеими системами. Таким образом, работы Лены используют семиотику институциональной критики, повествовательные знаки, что характеризует аппарат искусства. Таким образом, современным художником является работник, производитель, гражданин, и, прежде всего рассказчик, ​​нематериальные работы которого влияют на желание, значение и удовольствие. Работы Лены Лапшиной напоминают Павела Альтхамера, Daniel & Geo Fuchs, Лорис Грауда, Уильяма Кентриджа, Джанни Мотти или Томаса Руфа, которые также были представлены на выставке «Космос. О мечте», Куратор Катерина Хуг.

Лена фон Лапшина родилась в 1965 году в Кургане, Россия. Окончила Государственный университет Строганова изобразительного и прикладного искусства, Москва. С 1996 года живет и работает в Вене и Нижней Австрии. Выставки: Space, Kunsthalle Vienna, 2011. I is another, Landesmuseum Niederösterreich, St. Pölten, 2010. Police the police, The young artist’s Biennial, Bucharest, 2010. Performance III, Gender, Politics, Social Issues and Intercultural Studies, Fotogalerie Vienna, 2009. Даль, 8я Красноярская биеннале, Красноярск, 2009. Risk, Kunstbiennale Luleå, Luleå, 2009. Videoreflex, Trnava, 2008.
Transphotographiques, Lille, 2007. trance_siberia – the film, Split Film Festival, Split, 2006.

 
Лаура Плана Грация,
Лондон