Праздник цвета в «КалитаАртКлубе»

22 июля в «КалитаАртКлубе» открылась выставка «Ода натюрморту. Украинские современные фовисты», которая продлится до 31 августа.

На выставке представлены натюрморты украинских художников, которых можно назвать фовистами. И хотя фовизм, как модное направление в живописи, остался в конце ХІХ века, любовь к насыщенным открытым цветам, простым формам и эмоциональности, которые присущи этому направлению, сохранилась до сих пор и данная выставка это доказывает.

Давид Шарашидзе, Елена Придувалова, Алексей Аполлонов, Анна Файнерман, Петр Лебединец, Шандор Зихерман – вот некоторые художники, представленные на выставке. Это далеко не все поклонники фовизма, которых можно встретить в Украине, однако именно они работают с натюрмортом и именно они в своей манере напоминают тех фовистов, что работали в XIX веке.

На открытии выставки больше всего людей собралось вокруг работ Давида Шарашидзе. И неудивительно, его максимально стилизованные работы не могут не радовать глаз. Все просто, однако в этой простоте и есть красота. Яркие цвета, которые использует художник, имеют невероятную способность поднимать настроение.

Давид Шарашидзе. Декоративная ваза

Давид Шарашидзе. Ваза с маками и гранатом

Елена Придувалова на выставке представляет несколько своих работ из серии «Синие интерьеры». Синие стены и окна на заднем плане, на переднем - слегка очерченные, как будто в наброске, предметы: кувшины, чашки или же другие вещи, которые случайно попали на обеденный стол. Художница не пытается изобразить детали, ее цель – передать ощущение пространства. И у нее это выходит: сразу ощущаешь себя в каком-то слегка сыром, летнем помещении. Такое бывает, когда после летнего зноя заходишь в прохладный дом, падаешь утомленный на стул, и вот то, что ты видишь, и изображено на картинах Придуваловой.

Елена Придувалова. Из серии Синие интерьеры

Елена Придувалова. Из серии Синие интерьеры

Если б в рамках выставки проходил конкурс «Самые яркие цвета», то в ней бы непременно выиграл Аполлонов. Однако далеко не во всех работах это излишество идет на пользу художнику. Скажем, его работа «Натюрморт с грушами и пореем» выглядит весьма стильно. Тут немаловажную роль играет черный цвет фона. Именно за счет него все предметы начинают сиять, выглядят сочными и живыми. Работа смотрится легко, на первый взгляд, кажется, что на нее было потрачено не более нескольких часов, такое ощущение, что она нарисована лишь несколькими правильными мазками. Две другие работы художника, представленные на выставке, восторга не вызывают. Одна из них «Натюрморт з кофейником» сочетает в себе два неимоверно ярких открытых цвета: зеленый и фиолетовый. И если человеку с неврозом абсолютно противопоказано показывать эту работу, то здоровый человек на нее попросту не сможет долго смотреть. Похожие ощущения вызывает и работа «Синий кувшин», и хоть цвета в ней не столь агрессивны, как у предыдущей, смотреть на нее долго невозможно.

Алекскей Аполлонов. Натюрморт с грушами и пореем

Алексей Аполлонов. Натюрморт с кофейником

Интересные ощущения оставляет работа Петра Столяренка «Натюрморт с желтым стулом». Вначале может показаться, что это какой-то неудачный кадр, неправильная композиция: классический предмет натюрморта - кувшин на этой картине обрезан, а главным предметом стал желтый стул. Но именно это делает работу настолько привлекательной. Такие особенности композиции дают ощущение спонтанности и искренности.

Петр Столяренко. Натюрморт с желтым стулом

Очень спокойны и гармоничны работы у Аджинджала, Джураевой и Файнермана. У всех работы выполнены в мягких пастельных тонах. У Аджинджала есть своя фишка: все его натюрморты приблизительно одного типа: стол, а на нем кучка непонятный вещей, в которых каждый может увидеть что-то свое. И вроде как такое скопление предметов должно вызывать ощущение беспорядка, однако благодаря однотонному фону, который занимает большую часть композиции, картины выглядят совершенно спокойными и упорядоченными.

Ахра Аджинджал. Белая ваза с фруктами

В работах Джураевой, а их на выставке представлено две («Комнатные растения» и «Натюрморт с грушами и алоэ»), все максимально просто. Ее работы не перегружены мелкими предметами и лишними деталями, есть лишь несколько основных предметов, но и они весьма просты по своей форме. Собственно, наверное, именно это делает ее художницей, которую можно причислить к фовистам.

Олеся Джураева. Натюрморт с комнатными растениями

Работа Винника-Штепа «Три груши или модель вселенной» обладает гипнотическими свойствами, скорее всего, это связано с особенностями композиции. На картине изображены три груши на фоне драпировки с турецкими огурцами. На работу можно смотреть бесконечно в попытках понять, почему же все-таки она называется моделью вселенной.

Олег Винник-Штеп. Три груши или модель вселенной

Полностью отвечают формату выставки работы Зихермана, Файнерман и Лебединца. И хоть художники не увлекаются особо открытыми цветами, их работы выглядят весьма ярко и эмоционально.

Шандор Зихерман. Желтые хризантемы

Анна Файнерман. Натюрморт с рябиной

Петр Лебединец. Осенний натюрморт

 

Даша Химич