«Пытка» современным искусством

Год назад, начиная свой проект, мы, команда ШСИ, пытались уяснить для себя: действительно ли можно научить кого-то современному искусству? «Научить» думать и видеть, как современный художник? Момент скепсиса, безусловно, присутствовал. Если без дидактики и «наставлений», то как правильно транслировать специфический «месседж» СИ? Сегодня стало ясно – если и не «научить», то сориентировать можно. Погрузить в специфический контекст, а уж там каждый выплывает, как может: у каждого своя способность ощущения времени – время-чувствительность.

 

Катерина Кубицкая-Солдатова. «Утрата контакта со средой». (Здесь и далее на фото – работы с выставки «Гибридная реальность» от «Школы современного искусства»)

 

Исходя из самого определения, это то искусство, которое находится в особых отношениях со временем. Оно – остро со-временно. Следовательно, наша задача – научить улавливать эту контемпоральность, синхронность со временем. Для нашей первой выставки Антон Логов, преподающий живопись, предложил название «Время как реальность». Время – это та первичная реальность, с которой сталкивается каждый, имеющий амбиции современного художника. В одном из интервью украинский классик мирового уровня Борис Михайлов заметил: «Красота – это время». С этой максимой сложно не согласиться. Поэтому, школа не только насыщает знаниями. Весь интенсивный девятимесячный курс обучения разбит на три блока, на протяжении которых художники вынашивают и реализуют свои идеи. Итогом становятся групповые выставочные проекты, созданные при поддержке и на территории партнера, Института проблем современного искусства. Они действительно удивили раскрытием творческих способностей людей, стартующих, как правило, с нуля.  Девяносто девять процентов приходящих к нам не имеют базового художественного образования, что не мешает, а, скорее, помогает им видеть – нет замыленности взгляда…

 

Евгения Антонова. «Сквозь пустоту»

 

Еще одна выставка, которую школа успела реализовать, называлась «Гибридная реальность» – по аналогии с неологизмом «гибридная война». Это все о том, как сегодня сложно разобраться в происходящем вокруг, больше не страдающим «чистотой жанра». Что делать современному художнику, наблюдающему как все привычные понятия и дефиниции – политические, философские, моральные – трансформируются во что-то совершенно неожиданное? Многие работы действительно поражали глубиной идей – к примеру, «Стена плача» из пачек Артемовской соли Анны и Андрея Костюков. Или красный угол Екатерины Грибовой, где вместо иконы с лампадой – глухой квадрат (аллюзия на Малевича) кирпичной стены – до Бога не достучаться. Внутреннее опустошение искусства выразила Евгения Антонова, вполне профессионально скопировавшая картины Мане и Уистлера, из которых «изъяты» люди, то бишь, человеческое содержание. Так выглядит знаковая «дегуманизация искусства». О перспективах создания искусственной природы вещали цветы, изготовленные на 3D-принтере Катериной Кубицкой-Солдатовой…

 

Алена Бондаренко. Без названия

 

СИ не есть особой дисциплиной или выставочной практикой. Это – эстетика, эстетический модус, способ восприятия, реакция на соприкосновение с реальностью. Отсюда – и особые «настройки» мышления. При всей своей злободневности, СИ – это почти исповедальный жанр, если так можно выразиться. Эстетическое чувство здесь не имеет ничего общего ни с традиционной эстетикой, ни с тотальным дизайном, который нас окружает. Оно рождается как раз на выходе из зоны потребительского комфорта, хипстерского рая – красивого, прилизанного, стильного, благополучного. Часто слышишь: «не люблю современное искусство, уж очень “грузит”». Но если оно вообще не «грузит», никак не взаимодействует с вашим серым веществом – это не современное искусство. Оно – продукт интеллектуальный. Работает с «болевыми точками» и ощущениями – и личными, и общими. Показателем со-временности искусства является момент конструктивной провокации, некоего сдвига в сознании, который заставляет видеть мир по-другому. Слабых и инертных оно раздражает и отталкивает – необходимость откровенности, разоблачения души в самоанализе. Преступить эту черту оказалось куда сложнее, чем начать что-то «творить» руками с нуля – писать картины, снимать и монтировать видео, создавать объекты или инсталляции. Мы столкнулись с тем, что порой необходимость подключиться к полю социальных, экзистенциальных и прочих проблем, просто вгоняет людей в ступор. Для кого-то – это все равно, что вслух признаться в собственной ущербности. Некоторые пытаются отчаянно протестовать: «Разве у всех есть травмы и неужели мир – это обязательно зона конфликта?». Поэтому, часто общие обсуждения выставок напоминали психологические тренинги, где каждый начинал разбираться в себе с нуля. Олицетворением этого «внутреннего разрыва», с которым каждому пришлось столкнуться и поиска себя стал объект Алены Бондаренко – столб на жизненном распутье. Его «спутанные» стрелки говорят о раздвоении человеческой природы: все  наши намерения и действия противоречивые, непоследовательные и взаимоисключающие.

 

Алена Бондаренко. «Пути неисповедимы»

 

Поэтому, отношение к сontemporary art-у резко разделилось даже в рядах «школьников»: его или любят, или считают «депрессивным». Но даже последние отдают должное тому потенциалу расширения сознания, который он в себе несет. Как говорила одна наша слушательница: «Ну что же, давайте продолжим эту пытку современным искусством...». Как много нового и странного мы, таким образом, узнаем о самих себе. В радикальные 1990-е его называли «трансгрессивным» – выводящим за рамки устоявшегося понимания вещей. В своем «обучении» мы делаем ставку именно на это – на коммуникацию и провокацию.

 

Анна Костюк и Андрей Костюк. «Стена плача»

 

В новом году наши ученики будут еще более динамично общаться с представителями художественной среды. У нас нет преподавателей как таковых, и преподавания как такового. То, что здесь происходит – это часть художественного процесса, обмена опытом с актуальными художниками и кураторами, интеграция в отечественную художественную среду. Художникам были прочтены профильные курсы по разным медиа: Оксаной Чепелик и Александром Верещаком (теория и история видеоарта), Антоном Логовым (живопись), Мирославом Вайдой (инсталляция), Сергеем Поповым (концептуальность как основа современного искусства). Помимо этого, особенно живую реакцию вызвало общением с Николаем Ридным, Никитой Каданом, Машей Куликовской, Алексеем Саем…С октября мы будем приглашать все больше художников для проведения разовых мастер-классов и встреч, расширяя спектр возможных стратегий и подходов.

 

Катерина Грибова. «Фокус»

 

И, по-прежнему, базой нашей программы является ее теоретическая часть. Мой авторский курс «История мирового современного искусства» выстроен так, что история в нем рассматривается с точки зрения современности. Это важно для практики, выстраивает перспективу для рассмотрения происходящего сегодня. Исторические явления отражаются в зеркале актуальных. Алиса Ложкина прочтет «Историю украинского современного искусства». Кураторам адресованы лекции курса «История кураторства. Современные кураторские стратегии». Практическая же часть их занятий – это поэтапное освоение азов подготовки художественного проекта: кураторское исследование художественной среды, формирование круга задействованных художников, формулировка концепции проекта, организационные нюансы и pr-поддержка проекта.

 

Зрители выставки возле работы Алены Бондаренко

 

Итак, занятия стартуют с октября. 15 сентября в 18:30 состоится ознакомительная презентация проекта, каждый из читающих лекции и проводящих практические занятия расскажет о своем курсе и предмете. 19-го, в субботу, в 12:00 – собеседование, где мы сможем познакомиться поближе. Помимо всего, что было перечислено выше – выставочной практики, теории, обмена опытом с востребованными представителями художественной среды – ученики получают  документальное подтверждение прослушивания курса, сертификат об его окончании. Наиболее талантливым мы поможем в их профессиональном старте – предоставляются рекомендации для организации персональных проектов в галереях Киева. Надеюсь, что и на сей раз все сложится замечательно, наша творческая компания будет дружной и интересной. Присоединяйтесь!

 

Про автора

 

Виктория Бурлака – куратор проектов «Галерея на Институтской» и «Школа современного искусства». Автор собственной рубрики «Уикенд с искусством» на сайте ART UKRAINE.

 

Виктория Бурлака