"Постмодернизм - не юмор, это до слез. Нет своего лица, используй чужое» - Арсен Савадов о выставке "Бегство в Египет"
«Лучше вернуться к истокам хоть и псевдоверсии эпохи Возрождения, чем сочинять новые треугольники-квадратики – этого сегодня мало, это сегодня дизайн». Арсен савадов
В галерее Коллекция 27 февраля открылась персональная выставка Арсена Савадова на которой представлено пять новых живописных полотен, включая работу, к которой художник шёл всю жизнь - «Бегство в Египет»
Для самого художника эта выставка стала одновременно и неким подведением творческих итогов, и началом нового времени – бегством в реальность после длительных исканий. На выставке представлено пять монументальных полотен, каждое из которых сопровождается пояснительным текстом. Небольшая, на первый взгляд, экспозиция сразу же увлекает за собой в то самое бегство и призывает к глубокому, вдумчивому размышлению над вопросами, которые когда-то обозначил ещё Гоген: «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» Интересно, что сегодня мы наблюдаем возвращение художников к живописи, и Савадов, работавший ранее с разными медиа, снова обращается к классическому виду искусства, предлагая не изобретать велосипед, а создать новую доктрину свободы посредством old school: «Это современный медийный язык. Живопись после концептуализма. Не эмоциональный пейзаж, а аналитика с кистями в руках. Цвет и форма как элементы концептуального выбора».
Качество, целостность идеологии и глубокий анализ – вот главные составляющие его новой серии работ. Удачное совпадение творческих итогов и философских исканий с политической ситуацией в Египте тем более мотивируют зрителя к, скорее, вопросам, чем ответам. И совпадение ли это или закономерный результат, или, может, новый виток в истории человечества?
«… Мы увидим, что все наши бегства, если это бегства настоящие, устремлены не в мир артефактов, компенсирующих нам недостатки нашего существования, а, наоборот, в тщательно маскируемую от нас матрицей благополучия, самую что ни на есть Реальность. Метафорически: не в дауншифтерский Гоа, а на Святую Землю». Георгий Сенченко
Савадов с самого начала пытается обозначить функцию живописи и задачу художника, но не того, который «проскользит», а того, кто занимается созданием новых мифологий. Правильное прочтение работ – необходимое условие, поскольку только таким представляется возможность бегства от невежества и понимание, что свобода уходит.
Концепция выставки строится вокруг её заглавной работы - «Бегство в Египет»: «Работа задумывалась как эскапизм. Бегство от вульгарного в виде карнавального шествия. Консервативная композиция. В период стрессов люди принимают консерватизм ближе, чем абстракционизм… Мои герои бегущие. Вместе они являются неким объектом. Сюрреалистические, дадаистические аллюзии. Здесь достаточно воспоминаний о культурном хламе, который обязательно переносится из кармы в карму или из бытия в бытие. Общая стагнация общества, заново открывающего велосипед. Это бегство от подобных профанов, глупой адаптаций культуры».
Арсен Савадов. Бегство в Египет, 2009-2011, холст, масло
В каждой из работ мы видим характерное для постмодернизма классическое цитирование. Автор ссылается на своих предшественников, тех, кому суждено было стать авангардом, который современный художник может осмыслить уже как сложившийся этап, слой истории. «Авиньонские девушки» Пабло Пикассо. Это учебник по искусству. Вся проблематика современного перфекционизма, современного отношения к концептуализму, понимания абстракции… Пройдя круг, мы вернулись к консервативному обществу. Кормить такой структурой как Пикассо - общество задыхается. Кто не понимает эту музыку - ради чего все эти углы, пятна, кто видит литературу, тот никогда не сможет осмыслить его гения... Девушки, сиськи (все настоящее), но поводом является Пикассо, а не они. Что менялось как пошлое, возвращается к пошлому, как к закону подобной невостребованности. Осталась женщина. Художник и Модель. Всю жизнь он работал с этим образом, создавая миллионы вариаций.
Чтобы понять происходящее и место, где мы находимся, - я и создавал указуемое».
Арсен Савадов. Авиньонские девушки , 2010-2011, холст, масло
Пожалуй, самая «медитативная» и размышленческая работа – «Посвящение Андо Хиросиге», поскольку здесь мы не ощущаем времени, только застывшее осмысление художника как такового: «Художник. Это серьезное искусство. Видеть надо уметь».
Арсен Савадов. Посвящение Андо Хиросиге, холст, масло
В работе «Мироточивые» люди, собирающиеся вокруг балерин, подставляют баночки, чтобы собрать жидкость, которой мироточат девушки. Метафора очевидна, поскольку в концепцию выставки заложен мощный нарратив: для Савадова балерина - это место художника в искусстве.
Арсен Савадов. Мироточивые, 2010-2011, холст, масло
«Звезда… это все дань романтизму. Но опять в этом романтизме присутствует old school. Оld school в виде легкого ремикса - напоминания о Джорджо де Кирико и его серии «Луна-Солнце»… Логика строится так, чтобы феномен смог появиться. При всех абсурдных условиях существования произведения, здесь есть определенная реальность. И вода соответствует месту проживания такого донора. Что именно звезда этим шлангом дает, - пусть останется у каждого на своем мировосприятии… И в таком совершено субъективном ключе, я ввязываю (как old school) деталь из Джорджо де Кирико. Это и есть сегодняшний уровень постмодернизма. Не вульгарный, прямолинейный, на ха-ха. Постмодернизм - не юмор, это до слез. Нет своего лица, используй чужое».
Арсен Савадов. Звезда, 2010-2011, холст, масло
Все персонажи картин - проводники определенного состояния, все детали и образы неслучайны, множество реминисценций и цитат, скрытых и явных символов – комплексно выставка представляет собой некий ребус, для разгадки, понимания и ощущения которого нескольких минут недостаточно.
В одном из текстов проскочила фраза «мы сделали круг и вернулись к консерватизму»; сложилось впечатление, что выставка является глубоким философским рассуждением на тему «где мы сейчас и куда идём, куда это бегство направляется»…
Арсен Савадов: Да, вся выставка об этом.
…интересен ваш комментарий о том, каким представляется «сейчас»…
А.С.: О том, каким представляется «сейчас» есть специальный вступительный текст моего бывшего соавтора Георгия Сенченко. Тексты могут быть базой для зрительского диалога, поскольку они очень исчерпывающие и внятные. Тексты говорят нам о главной мотивации, об идеологии. Сегодня – это бегство в революционный Египет.
Расскажите немного о Вашем взгляде на концепцию выставки…
А.С.: Искусство - это механизм для вскрытия, в том числе и категории свободы. Не воспользоваться таким событием, как революция в Египте, было бы странно. Тем более, что я занимаюсь антропологией, дискурс, которой строится вокруг человека. Я пишу фигуративное искусство, а не абстракцию, и, естественно, такие псевдопафосные полотна должны иметь какую-то идеологическую стратегию. Есть известная работа Гогена «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» Работа «Бегство в Египет» - ключевая работа выставки и задумывалась, скорее всего, как финал определённых творческих исканий. Мои персонажи покидают, спасаясь, достаточно неразвитый мир, в котором я оказался, в некий Египет, но события в Египте обрели более сложный смысл. Сегодня Египет – это зона свободы, там хоть и спровоцирован капитализм, но это новый виток, предвещающий какие-то изменения. Героям открывается некоторая возможность. А вот какая у работ психоделическая и эротическая начинка…
Мы видим много классического цитирования, но ведь не каждый его поймёт…
А.С.: Мы специально сделали тексты, чтобы дать зрителю лесенку или хотя бы ступеньку к нашему пониманию. Чтобы не было простого навязывания, к каждому произведению обязательно есть справка. Но главное произведение, это, безусловно, «Бегство в Египет» и это не просто консерватизм. В эпоху, когда нет стиля большого, нет тоталитарного режима, нет Новой Волны сегодня, всё стало уже «Пи-арт», как говорит Сергей Ануфриев, и вот в мире «Пи-арта» как раз определиться с движением и с принципами всегда помогает классическое искусство, которое не стареет почему-то и которое когда-то в эпохе Возрождения поставило в центр мира человека. Лучше вернуться к истокам хоть и псевдоверсии эпохи Возрождения, чем сочинять новые треугольники-квадратики – этого сегодня мало, это сегодня дизайн. Основа моего художественного послания - это новая доктрина свободы!
Это революционное?!
А.С.: Нет, это не революционное… консервативными средствами сделан повод к какому-то революционному процессу, но это не революционное искусство в качестве авангарда: оно не изменяет такие предметы, как саму картину, оно живёт! Основой авангарда всегда было разрешение вопроса объекта или картины, её разрушение или её воссоздание. Мы, художники нашей эпохи, прошедшие концептуализм, используем всё ради совершенно третьей идеи. И фигуратив - очень условный. Просто я это умею, в отличие от других, и этим языком говорю, и, честно говоря, надо делать то, что ты хорошо умеешь. Тогда ты не будешь пудрить голову людям и сам не будешь нервничать по этому поводу. Так что бегство в Египет нам ещё предстоит.
Ася Баздырева