"Здесь тебе не Европа" как приговор
Продолжение «дела Володарского» состоялось 29 сентября в Центре Визуальной Культуры Национального Университета «Киево-Могилянской академии». На этот раз в рамках проекта «Судебный эксперимент» без отсылок к арт-группе «Война». Напомним, что Александр Володарский, он же небезызвестный shiitman стал знаменитым 2 ноября 2009 года, когда изобразил вместе с неизвестной напарницей половой акт в Мариинском парке возле здания Верховной Рады Украины. Позже, на многочисленные обвинения в отсутствии художественной ценности подобного перформанса, Володарский скажет, что на художественность акции он не претендовал. Главной идеей акции 2 ноября 2009 года было осмеяние «Национальной экспертной комиссии по защите морали», в компетенцию которой входит проведение экспертизы продукции на предмет содержания в ней порнографии, а также осуществление контроля над соблюдением общественной морали. Абсурдность существования такого государственного органа, который решал бы, что в художественном произведении является порнографическим элементом, признали многие интеллектуалы Украины, особенно после запрещение книги Олеся Ульяненко «Женщина моей мечты», как содержащей порнографию. На подобную абсурдность Александр Володарский предложил отвечать абсурдом. Ради этого были проделаны все те потрясшие прохожих действия возле Верховной Рады.
Однако герой перформанса не предполагал, что его не особенно яркая «выходка» приобретет такой широкий резонанс именно благодаря абсурду той системы, которая породила «Национальную экспертную комиссию по защите морали». Вокруг небольшого перформанса произошла драка, были привлечены милиционеры. И Володарского, который к тому моменту был уже одет и ни с кем не дрался, задержали и обвинили в хулиганстве по ст. 296 ч. 2. уголовного кодекса Украины: «хулиганство, совершенное группой лиц». Акция осмеяния, и обнаружения бессмысленности и нелогичности системы охраны порядка в Украине продолжилась в зале судебных заседаний. Обвиняемый полтора месяца находился в СИЗО, где на просьбу дать ему телефон и связаться с адвокатом услышал от следователя фразу: «Здесь тебе не Европа». Это и послужило отправной точкой следующего перформанса Александра Володарского: «Тут тобі не Європа» («No Europe for you here»).
Надо признаться, что вторая акция была уже лишена того жизнерадостно – бунтарского задора, с которым Володарский и его партнерша имитировали половой акт возле Верховной Рады чуть меньше года назад. Перед собравшимися в Центре Визуальной Культуры предстал заикающийся человек, если не сломленный системой, то, по крайней мере, испытавший на себе всю ее тяжесть. Александр Володарский объяснил, что фраза «здесь тебе не Европа» иллюстрирует типичное для Украины отношение правоохранительных органов к гражданам и правам человека. На этот раз идея была продемонстрировать болезненный процесс соприкосновения закона с человеком во всей конкретике этого соприкосновения. «А сейчас я покажу вам, как закон въедается в тело человека», - сказал Володарский и снял футболку, подставив спину под инструмент татуировщика. Через какое-то время, глазам смущенной публики предстала кровоточащая надпись «ЗДЕСЬ ТЕБЕ НЕ ЕВРОПА» и даты 02.11.09 – 29.09.10: символическое время наказания Володарского за протест под Верховной Радой.
Если первая акция, художественная ценность которой продолжает оспариваться критиками, была своеобразной залихватской «цитатой» (как выразился сам Володарский) из творчества арт-группы «Война», вторая акция явно отсылает нас Венскому акционизму. Австрийские художники 1960-х пытались, в том числе при помощи сцен насилия, вызвать у участников страх, волнение, агрессию и катарсис. Художник Володарский сценой насилия над собой скорее ставит вопросы, чем освобождает от них. В его действиях можно заметить отсылки к новелле Ф. Кафки «В исправительной колонии». Там как раз и описан аппарат, точечно вырезающий на коже осужденного приговор. Аппарат, который в свою очередь является метафорой аппарата насилия и власти. У Кафки механизм пытки и издевательства ломается над своим палачом. При виде окровавленной спины художника, на которой с бесстыдной жестокостью вырезались неуместные слова следователя, публика впала в замешательство. Уже после суда, после всего абсурда следствия, Володарский прилюдно пытает себя – оставляет у себя на спине приговор украинскому правосудию «не - Европа»! Что это за жест?
Можно ли остановить цепочку бессмысленного насилия, сделав себя абсолютной жертвой? В древние времена считали, что да. Если Левиафан жаждет крови – кто-то должен пожертвовать собой ради спасения всех. Надпись на спине Володарского, с этой точки зрения, - лишь символ, отсылка к тому насилию, которое падает на художников и других несогласных в стране цензуры и произвола правоохранительных органов. Кафкианский аппарат из «Исправительной колонии» должен сломаться о чье-нибудь тело – в данном случае это тело художника-перформансиста Александра Володарского.