Роберт Cаллер: «Нельзя манипулировать тем, во что мы все когда-то превратимся»

22 сентября в «Мыстецком арсенале» состоится открытие проекта «Dialogia» в рамках Art Kyiv Contemporary, в котором примет участие талантливый украинский художник Роберт Саллер,  давно использующий поп-арт как творческий метод. Художник поделился историей создания новой картины и рассказал, какие темы затронуты на временно-безымянном полотне.

 

Я знаю, что  буквально на днях  вы закончили свой новый проект. Расскажите, как возникла идея его создания и чем он будет представлен?


Я нашел посмертное фото, оригинал которого хранится в архивах МВД. На нем запечатлены бандюки – братья Шугаи. Они жили в 1900-х  годах, занимались разбоем и грабежом, были одними из последователей движения опришков. На Закарпатье часто ходят легенды про украинских «робингудов»: будто бы многие из них грабили богатых и жертвовали бедным. Но это не так. Шугаи просто наживались на преступлениях и делиться ни с кем не собирались. За ними объявили охоту и назначили вознаграждение за убийство в размере 3 тысяч крон. Гигантские деньги на то время. И сдали их свои же…

 

И как это стало известно?


На посмертном фото их мышцы и запястья расслаблены. Если бы этих людей убили в результате боя, ладони были бы сжаты в кулаки, мускулы на лице и все тело напряжено. А так их пристрелили те, кого они считали своим.

 

 

То есть, это было показательное убийство в назидание?


Да. После убийства мертвых сфотографировали, а возле тел лежала табличка, где на чешском языке было написано: «Шугаю конец» (с ударением на «О»). Меня это порвало…

 

А почему вас заинтересовал их образ? В истории масса других исторических персонажей, погибших в результате разбоя, часто убитых своими же подельниками.


Меня потрясли не сами люди, а судьба их тел после смерти. Это же инсталляция, часть пропаганды. Трупы выложили на всеобщее обозрение. Я считаю, что такие вещи нельзя обнародовать! Заинтересовало, потому что Украина в войне. Мне показалось это актуальным.

 

То есть вас изумила эта жестокость и вы решили создать серию работ?


Серию картин писать не стал. Хотел одной масштабной работой закрыть эту тему.

 

Снимок  убитых разбойников Николая (слева) и его младшего брата Юрая (справа) Шугаев


Картина, как и предыдущие, выполнена в стиле «поп-арт»? Какие материалы использованы?


Это трафаретная живопись, поп-арт. Материал - акрил.

 

На картине, которую вы сейчас продемонстрировали, изображена гниющая плоть, изувеченные тела. Крайне отталкивающее зрелище. Если все-таки сформулировать, какой главный посыл данной работы?


Посыл: «Нельзя манипулировать тем, во что мы все когда-то превратимся». Я считаю, делать из смерти шоу неправильно.

 

Здесь и далее – фото рабочего процесса создания картины Роберта Саллера. (Рабочее название: «Братья Шугаи. Конец»)

 

Предыдущие ваши работы – красочные, ироничные, напоминающие комикс. А эта – совсем другая. С трудом верится, что она тоже выполнена в стиле «поп-арт».


Война…

 

Кстати, о ситуации в Украине. Вы не пробовали писать на тему социально-политических событий?


Я не использую конъюнктурную тематику.

 

Но на своей картине вы изображаете погибших и говорите, что это актуально, потому что у нас война. Получаются расхождения…


Не совсем. Здесь не война. Я изобразил смерть. Она никогда не будет выглядеть красиво, потому что в ней нет эстетики. Я не хочу эксплуатировать момент, касаться конъюнктур. Я беру тему смерти, как таковую. Она вечная.

 

На счет «эстетики смерти» с вами не соглашусь. В XIX веке было очень популярно фотографировать усопших родственников, а особенно – детей. Их обычно наряжали, придавали телу непринужденные позы. Это был снимок на память об утраченном человеке. Многие из таких фото считаются красивыми.


Такое действительно было. В Италии, Англии. Но это не по мне.

 

 

А вы иногда задумываетесь о том, что уже через 100 лет люди, живущие вокруг нас, сменятся другими?


Конечно...Это все равно, что пересматривать первые документальные фильмы Люмьеров. Ты видишь прибытие железнодорожного состава и много людей, которые столпились на перроне. И вдруг понимаешь, что никого из них уже нет. А на пленке они до сих пор спешат на поезд…

 

И все-таки, почему у вас преобладают мотивы распада и разрушения? Вы считаете, что жизнь очень мрачная?


Нет, я считаю, чтобы научиться видеть положительные стороны жизни, нужно рассмотреть  отрицательные. А вообще с чувством юмора у меня все в порядке…(смеется).


Но касательно художественных замыслов, вам нравится искать в мире червоточину? Как думаете, следует ли такие работы демонстрировать детям?


Да я только «за»! Чтобы все радовались, чтобы здесь бегали дети. Я же не Мэрилин Мэнсон (иронично). А если серьезно, то я работаю на контрасте, на взрослую аудиторию. И показываю подобное для того, чтобы люди ценили жизнь!

 

 

Если сравнивать предыдущие работы и эту, что можете сказать?


Эта жестче – однозначно! Правда, у меня был еще сильный проект «Плохие и красивые» – детские портреты серийных убийц, тиранов и диктаторов (картины с младенческих снимков Бен Ладена, Гитлера и т. д).

 

Иначе говоря, в младенческом возрасте все равны, а потом человек сам выбирает себе путь?


Абсолютно все дети рождаются чистыми и невинными, а что с ними  происходило в процессе взросления  – теперь знает весь мир. Проект состоял из 12 работ; разумеется, он был не коммерческий. Кто купит портрет серийного убийцы?!

 

Логично. А что вы намерены делать с этой работой далее? Продавать? Здесь тема куда хуже, чем детский портрет лидера «Аль-Каиды»?


Согласен. Потому  продавать ее не планирую.

 

С чего у вас начинается работа над картиной?


Если меня что-то цепляет, начинаю собирать материал.  Например, на сбор данных для проекта «Плохие и красивые» ушло около полугода.

 

А за рубежом вы планируете выставлять новую работу?


Нет, ее невозможно демонтировать. Она намертво прикреплена к стене.

 

Почему? Вас не беспокоит ее дальнейшая судьба?


Художник должен получать удовольствие от самого процесса. Когда картина закончена, ты отстраняешься и отдаешь ее с чистым сознанием.

 

 

Фото: Антон Селеший

 

Об авторе

 

Роксана Рублевская – журналист, кинообозреватель.

 

Роксана Рублевская