Сергей Мельниченко: «Некоторые мои снимки имеют свойство кричать»

Почти каждому снимку молодого фотографа, номинанта на премию PinchukArtCentre  Сергея Мельниченко сопутствует особенный дух скандала. Эпатажные, ироничные и, несомненно, рефлективные кадры уже несколько лет подряд становятся поводом для размышлений и дискуссий. Молодой художник, начавший свой путь с любительской фотографии, теперь активно принимает участие в фотовыставках Европы, Чили и Аргентины. ART UKRAINE побеседовал с Сергеем о текущих проектах, пребывании в Китае и методах продвижения собственных работ.


В противовес образам Античности и Ренессанса с их величественностью и эротизмом, мужское тело в объективе Мельниченко выглядит весьма комично. Отсутствие табу и стеснения, свойственное XXI веку, причудливо сочетается с насмешкой над идеализированными мускулистыми культовыми персонажами, во все времена любимыми изобразительным искусством.  Снимая обнаженную натуру, Сергей обращает внимание публики на недостатки, несовершенство человеческой природы и несоответствие ожиданий и реальности, чем вызывает неудобство и интерес одновременно.


Сергей, считаете ли вы, что зрителю следует рассматривать ваши работы как немую историю?


Естественно. Я работаю с сериями фотографий, которые несут смысловую нагрузку, предоставляя зрителю темы для обсуждений и размышлений.  Но я не соглашусь по поводу «немых». Фотография, как кино и музыка, сильна по своей форме высказывания. А некоторые мои снимки, как бы это странно не звучало, действительно, имеют свойство кричать.

 

Многие художники, в силу выбранной модели поведения, говорят, что мнение публики для них вторично, главное – удовлетворенность результатом. Важна ли вам реакция зрителя?


Не поверю ни одному фотографу или художнику, который скажет, что ему не интересно мнение зрителя. Всем оно важно, кому-то – больше, кому-то – меньше. Оно помогает и стимулирует.

 

Сергей Мельниченко. Из серии «Военкомат» (2014)

 

На каких средствах художественной выразительности вы делаете акцент и почему?


Я работаю с теми видами техник и жанров, которые меня интересуют на момент создания серий. И мне нравится пробовать всё новое, пускай оно и отличается от предыдущего вида. Допустим, я приехал в Китай, купил себе Fujifilm Instax – это тот же самый Polaroid. Я о такой камере мечтал всю жизнь, но финансов на неё в Украине у меня не было. Здесь же я, наконец, ее приобрел. И что дальше? Я не продолжил фотографировать обнажёнку, зато начал снимать всё, что происходит вокруг, – своё окружение, свою жизнь, – чего никогда не делал ранее. Потом  решил снимать на телефон. Снова стал, так сказать, стрит-фотографом (уличной фотографией я не занимался с 2009 года). В итоге несколько этих серий и другие личные фотографии, сделанные мной в Китае, стали одним большим проектом в рамках выставки номинантов на Премию Пинчука в 2015-м.

 

Какие направления и стили фотографии повлияли на ваше творчество?


Правильнее сказать – продолжают влиять до сих пор. Когда я только взял в руки камеру, начал фотографировать всё, что вижу. В то время я сидел на многих фотосайтах, и постепенно приходило понимание, что хорошо, а что плохо. Заводил новые знакомства онлайн с людьми, которые меня как-то поддерживали, вдохновляли. Но решающим фактором стало личное знакомство с Романом Пятковкой. Замечательный фотограф, человек, преподаватель! Я ему безмерно благодарен в развитии себя как профессионала. А по поводу того, что влияет на моё творчество, так это не обязательно фотография.  Это всё, что меня окружает. Я люблю свою жизнь и стараюсь как можно больше брать от неё.

 

Из серии «Polaroids from China» (2015) 

 

Вашим работам свойственна критичность, которую почему-то многие принимают за невежественность и провокацию. Какое, по-вашему, наибольшее зло, властвующее над человечеством? Хотите ли вы «поймать» его у себя в объективе?


Зла в мире хватает. Не хочу сейчас об этом…  

 

Всего за несколько лет вам удалось сделать большой рывок в карьере. Как вашим снимкам удается попасть на европейские выставки?

 

Я как-то уже говорил в одном из интервью, что если  сам себя не буду продвигать, то на данный момент это точно никому не будет нужно. Я – член Украинской фотографической альтернативы, и поэтому моё участие в некоторых фестивалях и выставках возможно благодаря нашим кураторам. Кроме того, это результаты участия в конкурсах, а также мониторинга различных галерей в социальных сетях, рассылка писем.

 

Фрагмент из проекта «Чефанька», подготовленый для выставки номинантов на премию Пинчук Арт Центра 2015

 

«Чефанька» (Пинчук Арт Центр, 2015)  

 

Персонажи ваших работ, как правило, мужчины. Почему?


С ними интереснее работать, процесс проходит намного проще. Мужчины – более раскрепощенные, веселые, а для меня это главное в создании работ. Именно при использования мужской натуры, как по мне, удается передать суть.

 

Какие из фотографов, достигших мировой известности, вам импонируют? Я, к примеру, очень люблю фото Роберта Франка.


Обожаю снимки тех времён! Хотелось бы тогда жить и снимать. Скорее я больше люблю фотографию как форму. Для меня автор, по сути, роли не играет. Если я вижу фотографию или проект, который меня, действительно, впечатляет, то для меня не важно, кто это сделал – молодой автор или же известный фотограф.

 

Из серии «Онлайн Одиночество» (2013)

 

Многие великие фотохудожники противились цифровым камерам, считали, что только пленка может сохранить «дыхание», емкость, цельный образ субъекта. Какова ваша позиция на этот счет?


Живость субъекта может сохранить только мастерство фотографа. В самой технике нет души. Мы всё-таки живём в ХХI веке, – времени новых технологий, – и их, действительно, очень много. Многие, может, и противились, но всем интересно пробовать новые способы съёмки. Это ведь расширяет твои возможности как творца и художника. Я очень рад, что на данный момент получается делать фото на полароид и телефон. В Украине я, в основном, снимал на плёночные камеры. Хотел бы попробовать поснимать на всё. Если будет получаться интересно и по-новому, то зачем от этого отказываться?

 

Из серии «Журнал Мод» (2012-2013)

 

Над чем вы сейчас работаете в Китае?


Последнее время я много сил уделял созданию проекта для выставки в Пинчук Арт Центре. Там собрано несколько серий. Также продолжаю снимать всё, что меня окружает, на всё, что есть под рукой. Заканчиваем нашу новую серию с Kinder Album, которую начали в прошлом году. Когда был в Гонконге, начал готовить новый проект, который будет посвящен внутреннему общению человека с самим собой. Проект так и будет называться – «Диалоги».  Опять мужики, опять обнаженные (смеется). Только вот пока времени нет продолжить работу над этой серией. Очень хочу сделать в итоге книгу с китайскими полароидами; думаю, что из этого может выйти что-то очень неплохое.

 

Сергей Мельниченко

 

***

 

Об авторе

 

Роксана Рублевская – журналист, кинообозреватель.