СМОТРИ ВНИМАТЕЛЬНО: Кинематографисты-художники

Сегодня кинотеатр «Жовтень» и галерея ArtRepublic открывают выставку художественных работ кинематографистов: Сергея Параджанова, Юрия Ильенко, Алексея Левченко, Анатоля Степаненко, Игоря Подольчака, Сергея Маслобойщикова, Эммы Бегляровой и других. В связи с этим мы предлагаем вам поговорить об этих персоналиях, об их творчестве и о том, что творчество не имеет границ.

Талантливый человек талантлив во всем – это выражение непосредственно иллюстрируется творчеством участников данной выставки. Художники в кино, они творят и вне его, а иногда становятся режиссерами, в свою очередь режиссеры создают не только фильмы, но и живопись, скульптуру, коллажи, играют как актеры, снимают как операторы. Эту цепочку можно продолжать достаточно долго, вспомним хотя бы о фотографах-режиссерах, но вывод один – все искусства связаны между собой, а кино все их абсорбирует.

Юрий Ильенко и Сергей Параджанов

Юрий Ильенко широко известен как кинорежиссер, но также он актер, художник - и оператор. Он не только получил образование по этой специальности, но и начал с нее карьеру в кино. Мировую славу Ильенко принесла именно операторская работа в легендарном фильме Сергея Параджанова «Тени забытых предков» (1964). Она же определила дальнейшее режиссерское видение Юрия Ильенко – он продолжал линию украинского поэтического кино, начатую «Тенями...», в режиссерских работах. Это фильмы «Колодец для жаждущих» (1965); «Вечер накануне Ивана Купалы» (1968); «Белая птица с черной отметиной» (1971) и многие другие. Впрочем, усидеть в режиссерском кресле он не мог – и все жизнь продолжал работать как оператор, сниматься как актер, а также снимал в своих фильмах участников съемочной группы, поскольку всегда был убежден, что творчество не имеет границ. Влияние первой жены Ларисы Кадочниковой, которая была не только актрисой, но и художницей, да и собственный художественный взгляд стимулировали Юрия Ильенко рисовать.

Анатоль Степаненко

Анатоль Степаненко - живописец, скандальный акционист, график, фотохудожник, инсталлятор, стихийный перформансист, куратор, кинорежиссер, поэт. Его творчество до 2000 года – взгляд на современный мир сквозь призму слившихся воедино культур Киева и Львова. Последнее десятилетие мастер принимает активное участие в художественной жизни Базеля (Швейцария). По собственному признанию Анатоля, он «абсолютный реалист как художник». Но это новая реальность, вписавшаяся в рамки нашей повседневной жизни, изменяющая ее не столько внешне, сколько внутренне. Именно здесь можно скорее почувствовать, чем увидеть, те новые возможности, к которым автор, порой неосознанно, прокладывает пути своим искусством. Его фильмы: «Полнолуние. Ноктюрн» (1986, по мотивам прозы В. Шевчука), «Часовщик и курица» (1987, по мотивам пьесы И. Кочерги), авторское видео «Коллаж» (1992), «Подземные танцы» (1998) в свое время получили высокую оценку специалистов.

Степаненко А. Дома напротив автовокзала 

Игорь Подольчак – известный художник, который стал режиссером, но кроме того, он также сценарист, продюсер, живописец, график, иллюстратор, фотограф, куратор современного искусства и сооснователь творческого объединения «Фонд Мазоха» (вместе с Романом Виктюком и Игорем Дюричем). Он дебютировал в кино полнометражным фильмом «Las Meninas» (2008), при создании которого выступил как продюсер, сценарист и режиссёр-постановщик. В главных ролях снялись телеведущий Мыкола Вересень и театральная актриса Любовь Тимошевская. Фильм стал заметным событием в украинском кино, невзирая на его ограниченный прокат, фестивальную направленность, эстетско-экспериментальный язык, подтексты и безжалостную критику за непрофессионализм. В то же время это был первый в Украине полнометражный фильм для кинотеатров, созданный с помощью цифровых технологий. «Delirium» (2010) — второй полнометражный фильм Игоря Подольчака по повести «Индуктор» украинского писателя и журналиста Дмитрия Белянского. Характерная живопись и фильмы Подольчака эпатируют психосексуальной направленностью.

Игорь Подольчак

Подольчак И. Смешанная техника

Сергей Маслобойщиков – театральный художник, ставший режиссером театра и кино. В 1994-м году он блестяще дебютировал в кино как режиссер, создав по произведениям Франца Кафки художественный фильм «Певица Жозефина и мышиный народ». Эта лента, отличавшаяся оригинальным пластическим решением, получила множество премий на кинофестивалях. В дальнейшем Маслобойщиков снимал короткометражные фильмы «Сельский врач» по рассказу Франца Кафки (1988), «Иной» (1989), документальные фильмы «Мир Саши Шумовича» (1997), «От Булгакова» (1999), в котором объединил документалистику и игровое кино; «Две семьи» (2000), «Лидер» (2000), «Nevseremos’» (2005); а также полнометражные игровые фильмы «Шум ветра» (2002) и другие.

Сергей Маслобойщиков

Сергей Маслобойщиков поставил также значительное количество выдающихся театральных спектаклей. Из последних в Украине – «Буря» по одноименной пьесе Уильяма Шекспира в Национальном академическом драматическом театре им. Ивана Франко (2010), примечательная оригинальной и удачной сценографической постановкой. В целом Сергей Маслобойщиков не боится сложных для постановки произведений и блестяще с ними справляется, будь то кино или театр. Маслобойщиков много работает за границей, а на вопрос о своем многогранном творчестве отвечает, что ему интересно заниматься и театром, и кино, и живописью, и он никак не может сосредоточиться на чем-то одном, чтобы добиться такого уровня, какой ему самому нравился бы.

Эмма Беглярова

Эмма Беглярова – художник в кино, но кроме того оригинальный живописец и человек. Будучи из семьи военных инженеров, она родилась в Японии, училась во Львовском художественном институте и уже студенткой персонально выставлялась в Варшаве. С 1975 года Беглярова стала художником и дизайнером одежды на киностудии им. Довженко. Ее работу можно видеть в известном и многими любимом фильме «Одинокая женщина желает познакомиться» (1986) Вячеслава Криштофовича с Ириной Купченко и Александром Збруевым в главных ролях, а также в фильме «Филер» (1987) Романа Балаяна с Олегом Янковским и Еленой Сафоновой. В обоих лентах удачные костюмы персонажей играют далеко не последнюю роль, передавая атмосферу и настроение изображаемого времени – перестройки и начала XX века. Эмма Беглярова получила российскую кинопремию «Золотой Орел» в номинации «Лучший художник по костюмам» за фильм «Далеко от Сансет-бульвара» Игоря Минаева. Неоднократно Беглярова выступала и художником-постановщиком.

Ее живописные работы успешно продаются на Западе. Эмма Беглярова питает особое пристрастие к большим полотнам – картин размером свыше двух метров у художницы больше всего. Хорошо известна ее серия портретов обнаженных женщин «Фемины» 2007 года. Но, к сожалению, имя Эммы Бегляровой ассоциируется не только с ее творчеством, но также с нашумевшим прискорбным событием, когда в 2007 чиновники Шевченковской районной администрации выгнали художницу из собственной мастерской и в прямом смысле выбросили на улицу ее работы и уникальную коллекцию исторических костюмов.

Алексей Левченко

Алексей Левченко – художник-постановщик киностудии им. Довженка, который также стал режиссером. Он выступил художником-постановщиком во множестве фильмов, в частности, в таких популярных и горячо любимых в народе, как упомянутый выше фильм Вячеслава Криштофовича «Одинокая женщина желает познакомиться» (1986), а также «День рождения Буржуя» (1999) и «День рождения Буржуя 2» (2001) Анатолия Матешко. В 1993 году как режиссер Алексей Левченко поставил фильм «Елисейские поля». Но, работая в кино, Алексей Левченко не оставлял живопись.

Сергей Параджанов

Сергей Параджанов – легендарный кинорежиссер, сценарист и художник. Экранизировав в 1964 году пьесу М. Коцюбинского «Тени забытых предков», он создал новую кинореальность, глубоко эстетичную, магическую, красочную, которая впоследствии стала называться украинским поэтическим кино. Очарованный Украиной, армянин Параджанов изобразил ее красоту поэтически, как влюбленный. Его художественный взгляд определил необыкновенную визуальность фильма, на которую до сих пор равняются кинематографисты всего мира. Следующая его работа «Цвет граната» (1968) продолжила новаторскую линию режиссера в оформлении изобразительного ряда. Живописность визуальности фильма определялась его сюжетом, состоящим из нескольких миниатюр, воссоздающих биографию тбилисского армянского поэта Саят-Новы на колоритном историческом фоне средневекового Кавказа. Советская власть помешала активной работе Параджанова в кино, спасением и отдушиной для него стали коллажи, в которых проявилась его неуемная фантазия, колорит его творческого видения и скрытые, порой и по сей день неразгаданные послания современникам и наследникам.

Коллаж Сергея Параджанова

Иван Миколайчук в фильме Сергея Параджанова «Тени забытых предков»

 

 

 

Анна Цыба