«Смутная алчба-3»: Люсьен Дульфан

Интервью с художником Люсьеном Дульфаном в рамках проекта «Смутная алчба-3».

 

Люсьен Дульфан


- Какие события в культурной жизни в 2011 году: в театре, музыке, в литературе, в изобразительном искусстве – вы восприняли как значимые для вас?

- В Одессе - не интересуюсь ничем.                    

С 1990 года, за 21 год жизни в Нью-Йорке (Нью-Йорк - это не Америка, это центр МИРА!) видел так много, что если бы я начал рассказывать, не хватило бы жизни! На днях пошли в Brooklyn Academy of Music Theatre, смотрели «Записки сумасшедшего» по Гоголю с ведущим американским актёром Джеффри Рашем. Был 5 лет посетителем Метрополитен Опера. Слышал и видел СКАЗКУ под названием МУЗЫКА. Регулярно посещаем Карнеги Холл, Айвори Фишер Холл. Посетил сотни выставок, лучших в мире!!
Имел галлерею в Сохо, «L.D.Gallery», выставлял друзей-художников (без процентов). Моего друга, крупного армяно-американского художника Маркоса Григориана (его работы в коллекции Нельсона Рокфеллера, Нельсон в свое время прилетел в Иран, где Маркос тогда жил, и приобрел его работу для своей знаменитой коллекции, его работы также в Нью-Йоркском Модерн Арт Музее. Царствие Небесное, его убили в Армении, он основал музей в Ереване. Два года имел спонсора, Рональда Паркера, который оплачивал мою галерею (Амер. советник Эдуарда Нахамкина - русского арт-дилера). Каждый день был на открытиях выставок, насмотрелся на всю жизнь. Объхездил всю Америку с моим другом Бобом Херонном. Работал, работал. Счастлив по-своему. Дружил очень близко с знаменитым американским писателем Арнольдом Дрейком, автором знаменитых американских комиксов, по которым потом сделали всем известные анимации и фильмы. Был знаком с последним американским классиком Говардом Фастом, сделал его портрет. Очень много подаренных авторских книг. Близко дружу и дружил с замечательными современными американскими художниками. Участвовал в известной элегантнейшей галерее «Алан Стоун галлери» в выставке Талант-2005. Трудно вспомнить даже сотую часть жизни за 21 год.

В Одессе же кроме скандалов с Союзом Художников и «гнилых базаров» не помню ничего. Бычки, хохмы, Провиантская баня (будучи абсолютно не брезгливым, всё же с УЖАСОМ вспоминаю посещение оной в 2007 году). Четыре года ездил к сестре-француженке Клодин в Ниццу, жил во Франции, затем пять лет каждое лето жил в Испании, имел большую выставку в Модерн Арт Музее в Таррагоне, до сих пор помнят, приглашают испанских художников и дорогие друзья (Дон Кихоты). Сейчас, по-стариковски, еду во Флориду, греюсь, по Одессе не скучаю. За исключением моих дорогих друзей Толика Самойленко, друга детства, Муслимчика, Эдгара Гейка (друг – капитан-подводник). Очень люблю Сергея Лущика и его жену Галочку, Иру Галину (Вайсфельд). Постоянно на связи с Беллой Кердман, журналисткой, она в Израиле. Попутешествовал по Израилю с дорогими друзьями, раскатали огромную ПОЛЯНУ и съехались все другарики. Сделали мою выставку, даже купили - Ленчик Маноле, Петя Штивельман, Вика и Лене по кличке «Мраморная крошка - Микельанджело». Жил среди жителей Карибского бассейна, афроамериканцев, на острове Тобаго, замечательные люди. Меня хотела усыновить черная потрясающая леди Филис Луис, я называл ее Мазэр, она умерла, к сожалению. Дело в том, что я написал ее портрет, а вскоре приехала Винни Мандела (бывшая жена Манделы) и, после националистических, анти-белых выступлений, остановилась у Мазэр, в потрясающем доме с итальянской росписью на стенах, много лет назад там снимали кино. В этом доме она, Винни, украла все ценности, золото и... мою картину и портрет. Мазэр Филис не пережила это. Если бы она была жива я, может быть, летом жил бы на острове Тобаго, построил бы студию и музей для местных жителей! Там, кстати, в полуголом виде карабкался на пальмы. Есть кино. Да, я пытался сделать там Революцию, отделить Тринидад от Тобаго. Есть статья по этому поводу.

Виделся и очень тепло пообщались в Одессе с Витей Маринюком, пытался сделать ему выставку в Нью-Йорке, в Украинском Доме. Регулярно звоню Володе Стрельникову в Германию, Саше Ануфриеву… Да, есть очень талантливый художник из Одессы, давно уехал, Леонид Лерман, он в Нью-Йорке и еще есть художник-одессит Володя Видерман в Питере, вот и все. Кстати, у Пети Штивельмана нашел буклет Одесского Художественного училища за 2002 год. Ну, друзья, такого воздуха - законсервированного на 40 лет, - не встречал нигде!!! ТЕ ЖЕ НАТУРЩИКИ, ТЕ ЖЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ, ТЕ ЖЕ ТЫКВЫ, ТЕ ЖЕ ВЫШИВАНКИ!!! Только нет одноглазого натурщика Изи, который вставлял мокрый палец в электрический патрон – проверить, есть ли ток, и, не дергаясь, говорил: «Вроде под напряжением»...

 

- Одесса меняется, как любой город. Что в этих переменах за последние годы вас больше всего огорчило, а что порадовало?

- Был в Одессе в 2007 году, для меня все было в тумане.

 

- Мы говорим о мастерах одесской художественной школы, как о художниках, скульпторах. Но они были людьми, порой с неоднозначными поступками. О ком бы вам хотелось рассказать, напомнить нашим читателям?

- Дёма Чернилевский на вечеринке у себя дома выбросил с тарелки селедку, положил на неё свой член и закричал: «Гости, угощайтесь!»

 

Люсьен Дульфан. Без названия 11. 1974-1982 гг.


- Расскажите немного о своём становлении как художника. Что стало первым импульсом? Кого вы можете назвать своим учителем? Влияли ли на вас соученики, коллеги?

- Мой учитель был замечательный русский человек из Перми - Евгений Иванович Желтяков, он был только на первом курсе. Высокий человек - живущий вне времени и вне пространства. Это явление русское, типа Исаака Левитана, Саврасова, Сороки, Федотова. Крепостные художники, фанатики - Сутин, Хрущ, Пиросмани... Ему не дали квартиру и он уехал... Да, коллеги были - мои сокурсники Александр Ануфриев, Владимир Стрельников, старший по возрасту Люсик Межберг…

 

- Когда к вам впервые пришёл успех, что вы ощутили тогда и как относитесь к успеху сейчас?

- Все радости после пятидесяти не стоят всех неудач до 25 лет. Народная мудрость.

Люсьен Дульфан. В полёте 


- А неудачи? Ощущаете ли вы их сами или верите критикам, друзьям, говорящим, что работа не получилась?

- Я отвечу так же, как на предыдущий вопрос.

 

- Соцреализм большей частью состоял из «заказных» вещей. А как вы сейчас относитесь к «заказу»? Умеете ли превратить его в творческую работу?

- Талантливый человек все делает талантливо, а неталантливый соответственно. 

 

- Дмитрий Кедрин, хороший поэт, однажды написал: «У поэтов есть такой обычай – в круг садясь, оплёвывать друг друга». А у художников? Дружба среди художников – явление редкое или распространённое?

- Умный анализ - достойное занятие, все остальное от лукавого!

 

Люсьен Дульфан. Война и мир


- Юрий Олеша лучший свой роман назвал «Зависть». Многие считают, что зависть была, а может быть, и остаётся побудительной причиной взаимоотношений. Испытывали ли вы когда-либо зависть, в связи с чем?

- Талантливому человеку непонятны мотивы зависти.

 

- Вопрос от Константина Симонова: «Если б Бог вас своим могуществом после смерти отправил в рай, что бы взяли вы из имущества, если скажет он: выбирай»?

- Многие задают много вопросов, я задаю – один: «Зачем?»

Люсьен Дульфан. Королевская собака 


- Извините за детский вопрос: а зачем вы занимаетесь искусством?

- Я с пяти лет рисую, почему - я никогда себе такой вопрос не задавал.

 

- С какими пятью одесскими художниками вы согласились бы представлять Одессу в Нью-Йорке?

- К сожалению, я не знаком с одесскими художниками, за исключением нескольких. Могу сделать небольшой анализ современных одесских художников. НАКОНЕЦ-ТО -прорвало! Оксана Мась - умная, современная, с огромным потенциалом, с большой материальной поддержкой - ЗАСЛУЖЕННОЙ ПОДДЕРЖКОЙ, за последние послевоенные годы пришел ХУДОЖНИК! С таким человеком можно сделать выставку вдвоем - мои Большие работы - Я, как представитель семидесятых, восьмидесятых годов. КОСМОС! ПОЛЕТЫ! ГАРЕМ ЛЕТИТ! «БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ»!

Хоть я и не поддерживаю отношений с Дмитрием Дульфаном, он, безусловно, достойный ХУДОЖНИК. Два - это очень много. По-моему, они рано или поздно должны уехать, Оксане Мась точно в Одессе нечего делать! Особенно после убийства арт спонсора и помощника художников.

Люсьен Дульфан на открытии свое выставки в ЦСИ М17


Несколько слов о самом главном! Перед тем, как стать художником или любой творческой личностью, нужно знать некоторые вещи - ТВОИ МОТИВАЦИИ! Почему ты именно это делаешь! Что у тебя болит, и ты Обязан это сделать! Придумана идея о великом граде Одессе! О неповторимом прекрасном городе, с уникальными людьми!? Я, как часть этой легенды, бежал, сломя голову! Ни движения Бойчукистов, ни идеи Русского Авангарда - НИЧЕГО это город не взял, НИЧЕГО! Да, замечательно! Да, было несколько людей: А. Блещунов, живущий С. Лущик...и еще… И - все! Привоз, хохмы о Привозе! Хохмы из трамвая, и так далее! Мои мотивации - это убиенные 200 000 ТЫСЯЧ Одесситов, включая моих дедушку и бабушку с отцовской стороны! Преданные соседями! Вот откуда Союз Художников вырос, не на пустом месте! Есть сибариты из числа «Вишнэвый садок биля хаты». Милые абстракционисты!? Тишина, как на кладбище! Есть страшная по цинизму шутка. Полька угощает вкусными яблоками, ее спрашивают: «Как вы вырастили их?» Она отвечает: «Закопайте евреев, и на их могилах вырастут замечательные яблоки!» Может, яблоки вырастут - ИСКУССТВО завянет! Второе - нужно искать ПРАВДУ! Где? А это только внутренний голос, внутренняя культура, окружение, среда! Вы спросите - где? Не в Одессе! Ни на Привозе, ни в Провиантской бане ее нет! Я ее нашел в Москве, много ездил, общался! Там, где не была разорвана культура! И Москва, ее Союз Художников меня поддержал, мою Правду! Я был Советским Художником, Русским Художником и Еврейским художником. Я участник несостоявшейся выставки «100 лет еврейской диаспоры искусства», с Валентином Серовым, Исааком Левитаном, Ильёй Кабаковым, имею даже Благодарственное письмо от Московского раббая, одного из спонсоров этой выставки!

Люсьен Дульфан. Репетиция на корабле. 1975


- Что нужно для того, чтобы одесская художественная традиция не прекратилась?

- О какой традиции вы говорите?? Оксана Мась, Дмитро Дульфан, Василий Рябченко, Валик Хрущ, и так далее - небольшой список!!

 

- Художественный рынок переполнен подделками. Подделывали ли ваши работы? Подделывали ли вы чьи-то работы? И вообще – радоваться или огорчаться тому, что существует индустрия подделок?

- Посмотрите в Интернете, в галерее Дымчука, картина «Тайная Вечеря». Подделывают много и НЕТАЛАНТЛИВО!

Люсьен Дульфан. Шлем 


- Существует ли для вас проблема: художник и власть? Ищете ли вы благосклонности власти, презираете её?

- В Западном мире власть НИКАКОГО отношения к искусству не имеет!!

 

- Картину Репина на выставке пырнули ножом, картину Рембрандта облили кислотой. Какие эмоции по поводу ваших работ проявляли зрители?

- Мною уважаемый художник Бренер снял штаны перед картиной Ван Гога и… обкакался!! Показал свои штаны, полные какашек! Теперь по поводу моих работ. Известная галерейщица К. Бенсон, посетив мою галерею в Сохо и увидев мои работы, спросила, как с этим можно жить, на что рядом находящийся известный критик ответил: «А как жить без этого?»

Люсьен Дульфан. Без названия 2. Из серии Поцелуи 


- Предпочитаете ли вы сами продавать свои работы собирателям или радуетесь, когда за вас это делает галерист, арт-дилер?

- Продажа - не дело художника, его дело - заниматься своим делом. К сожалению, большинство арт-дилеров - криминальные люди, которые ждут смерти художника, чтобы подешевле купить или отобрать и дорого продать. Во Флориде уже 6 лет мои работы. галерейщица наотрез отказывается вернуть. Ни письма адвокатов, ни страх суда – ничего не помогает. Криминал! Я хочу сделать замечательный перформанс. В течение 4,5 месяцев шприцем вынимать, сливать кровь! Хранить в холодильнике. Сделать огромную из папье-маше скульптуру, похожую на эту даму. Сидящая фигура с ЕЁ огромными, больными ногами, покрытыми набухшими пиявками, венозные, артритные ноги, опущенные в тазик с кровью художника. Неплохо, согласитесь.

Люсьен Дульфан. Без названия 5. Из серии Поцелуи 


- Считаете ли вы стрит-арт, боди-арт, перформанс столь же важными, как станковую живопись?

- Я занимаюсь старинной забавой – живописью. Иногда, если есть время, утром чищу зубы и в мастерскую, на работу. Каждый день - планы, идеи, рутинная жизнь без остановки. Ну, есть небольшие радости - в 2009 году состоялась выставка в Москве в Модерн Арт Музее с 18-ю известными русскими художниками, большинство из них живёт за рубежом, отпечатана большая книга-каталог к этой выставке, куратор - владелец Московской галереи Игорь Метелицын. В Интернете нашел книги, в издательстве «Барне и Нобел». Первая книга «Знаменитые люди Бишкека», включая М. Фрунзе и Л. Дульфана... Вторая книга «Знаменитые люди Одессы» - сразу за Сашей Черным Ваш Покорный слуга Л. Дульфан… (с моим любимый героем Яковом Блюмкиным). Но самая интересная книга - «Знаменитые художники-евреи» за 100 лет, включая Модильяни, Сутина, Шагала и... среди трёх или четырёх русских художников: И. Кабаков, В. Комар, Э. Неизвестный… Люсьен Дульфан. Во всех американских арт-информациях в разделе «концептуальный артист», «нонкомформист артист», «еврейский артист», «русский артист», с удивлением нахожу своё имя. Я с большим чувством юмора читаю о себе на тайском, хинди, ирду… нашел по-арабски, на одном из сайтов одну из лучших моих работ «Лист из альбома». На одном из сайтов под названием «Арабы и евреи» за 100 лет, кто внес вклад в мировую культуру, нашел свое имя сразу за Барбарой Стрейзанд.

Люсьен Дульфан. Бесы. 1987


- Поэта всегда окружают музы. Кто и что вдохновляет художника?

- Моя МУЗА, моя любимая жена Дина, по кличке Страстотерпица. Она - вдохновитель всех моих дел. Она не вмешивается в мою работу. Моя Дульсинея Тобосская.

 

Люсьен Дульфан. Променад в джунглях. Из серии Фетиш


- Если бы в следующем году вам предложили представлять Украину на Венецианской биеннале, какую экспозицию вы бы сделали?

- К огромному сожалению, никакого отношения к Украине не имел никогда, за исключением того, что близко дружил и дружу со замечательными киевскими художниками. Меня как художника поддерживала Москва, мои работы изучались в МГУ, писались статьи, я получил высшую награду за 50 лет Советской власти - Первую премию Союза художников СССР, Министерства Культуры и ЦК ВЛКСМ. Участвовал на 17 Всесоюзных выставках. Может, одной или двух в Киеве. Кстати, парадокс - абсолютно все замеченные и обласканные в Москве художники получили признание на Западе! Смотрите книгу «Время перемен» - большая монография Русского Музея, где я, единственный художник из Украины, в одной главе «Официальное искусство» с Ильёй Кабаковым. Несколько лет назад представитель Русского Музея З. Стародубцева из Петербурга позвонила и взяла всю информацию обо мне для внесения в монографию «Русские художники Зарубежья». В этой монографии я – единственный художник из Украины.

 

 

Евгений Деменок

Евгений Голубовский