Телом к телу…

Последние события в художественном процессе, да и сама весна, привнесли потребность взглянуть на одну из его тенденций с несколько иной точки зрения. Оскомная тема украинской телесности не появилась одноименным проектом, и им же не заканчивается.

Известно, что по семантическим признакам художественные инициативы можно условно разделить на направления, одним из которых может быть (и было выделено Г. Вышеславским) направление «телесности», как подоснова выбора темы, стиля, метода или техники автора.   Развитие линии телесности в современном искусстве всегда проходило заметно для зрителя, особенно украинского. Пожалуй, это самая удобная образная форма для авторских интерпретаций на темы приватного и общественного, внутреннего и внешнего, горнего и дольнего. Ведь в визуализациях «телесных» тем всегда присутствуют природность, витальность и наглядность, - категории близкие восприятию «нашего» зрителя. А приправленные провокационными сюжетами арт-произведения с обнаженной натурой максимально легко заходят в чрево современного искусства. Но так было не всегда, пищеварение привыкало за счет экспериментов сцены независимой Украины. Посредством традиционных и новых медиа начиная с 90-х годов публичные презентации внутренне-душевного через телесное проводили: Борис Михайлов («Я – не Я»), Сергей Солонский, Александр Гнилицкий и Максим Мамсиков (те же «Кривые зеркала», например), Василий Цаголов, Игорь Гусев, Арсен Савадов («Коллективное красное», «Книга мертвецов»), Илья Чичкан. В 2000-х годах среди молодых и дерзких художников фигуративного направления практически не было ни одного, кто бы так или иначе не затронул тему телесного. В технике гиперреализма утвердились и по сей день успешно исследуют пределы человеческого Евгений Равский, Юрий Пикуль, Маша Шубина, Илья Пруненко, в фотографии – Марина Шевченко. Экспериментами в области репрезентации телесных практик заняты Маша Куликовская, Анна Валиева, Марина Талютто. 

Артем Волокитин. Матрешки. 2009. Холст, масло

Качественный художественный продукт в этом направлении предложила и продолжает поставлять харьковская художественная школа. Тут нужно вспомнить Артема Волокитина (серии «Герой», «Прикосновение») – обладателя первой премии PinchukArtPrize 2009 года. Что уж умалчивать, удивившего и убедившего тогда продвинутое международное жюри качеством живописной техники, которая легка для восприятия, и в тоже время обладает психологической глубиной. 2012 год активно продолжил тему, он уже войдет в историю раздутым скандалом вокруг проекта «Украинское Тело» (напоминаю, выставка Центра визуальной культуры при НаУКМА была закрыта для свободного посещения), однако не им одним освежает общественность  нынешняя арт-весна. 6 марта в М17 Центр современного искусства открылась выставка «Инь» с самым женским и поэтичным набором современного искусства, которая не могла не вскрыть сладкую, исконно Евину, тему телесности. Например, там можно увидеть полиптих молодой художницы Катерины Чайки - «Постсоветские суки», исследующей тему феминистической вооруженности и всесилия современной женщины, саму себя удовлетворяющей, и порабощающей. Присутствие провокации в содержании произведения напомнил метод другой харьковчанки - Алины Клейтман, которая  с большей брутальностью эксплуатирует телесную поверхность в своих визуальных опытах. Хочется верить, что молодые авторы обращаются к эпатажу как неотъемлемой части авторского высказывания по выбранной теме, а не как способу привлечения внимания к имени собственному.

Катерина Чайка. Постсоветские суки. 2011. Холст, масло

В Я Галерее (на Хорива, 49б) с 7 марта открыт проект «LOVE» Николая Коломийца, ученика легендарного живописца Евгения Быкова. Баланс художника на грани прекрасных и безобразных внутренних и внешних homo-характеристик завораживает. Профессиональное использование женских образов и женского тела в качестве художественного инструмента в его случае не подлежит сомнению. Одно время молодым харьковчанином занималась галерея «Боттега», теперь творчество Коломийца курирует Павел Гудимов.

Николай Коломиец. Девочка с вишнями. 2011. Бумага, карандаш

«У вас (в Украине) наилучшая в мире школа рисунка и живописи» - заметил Дэвид Эллиотт недавно на встрече со студентами Академии Искусств. «Учитесь, берите все что сможете. А как вы будете использовать полученные академические навыки – зависит только от вас» - добавил всемирноизвестный куратор и теоретик искусств. Добавить нечего. Действительно, со стороны виднее, наверно «телом к телу тела не увидать». 

 

 

Любава Ильенко