Виртуальность и технологии: работы некоторых номинантов Future Generation Art Prize

25 октября в PinchukArtCentre открылась новая выставка 21 номинанта на Future Generation Art Prize — премию для молодых художников возрастом до 35 лет.  В шорт-лист попали представители 17 стран. Поэтому интересно и необходимо наблюдать за актуальными темами, взглядами и средствами репрезентации, которые предпочитает молодое поколение художников. 

 

В частности, более чем очевидная волнующая их тема — виртуальная реальность и современные технологии. Так как именно технологические  и информационные новшества способствовали тому, что словосочетание «виртуальная реальность»  нынче введено не только в обращение, но и в активное пользование. Соответственно речь пойдет о некоторых художественных аспектах, связанных с виртуальностью и технологиями, на основании анализа нескольких работ номинантов названной премии.

 

Говоря об искусстве современных медиа, невозможно не упомянуть средство коммуникации, которое становится полноправным сообщением. А также то, как индивид манипулирует им, в рамках культурной матрицы, в которой оно функционирует. Одна из причин этого — попытка постичь сложность современных технологий и преуспеть за ними в их стремительном развитии. В этом случае неизбежно скольжение по поверхности, как будто по пределу мало известной виртуальной реальности.

 

К примеру, английский художник Джеймс Брайдл уверен, что осмыслить критически всемирную сеть возможно лишь говоря на ее же родном языке, а скольжение по поверхности во многом обусловлено некомпетенцией пользователей компьютерными технологиями и медиа. Что для него не странно, так как художник кроме всего прочего изучал компьютерные технологии и искусственное сознание. Работа Dronestagram — о современных технологиях посредством современных медиа. Используя общедоступную социальную сеть Инстаграм, а также спутниковую карту — технологии, которые он называет «гражданскими» — проявлял активность невидимых военных технологий — дронов. У ресурса есть подписчики и те, кто лайкает и комментирует эти фотографии — один из доводов того, что реципиент медиа-искусства скорее не сопричастник художественного процесса, а пользователь, или юзер, и, вероятнее, бессознательный.

 

Джеймс Брайдл, Rainbow Plane

 

Другая его работа о технологиях — Rainbow Plane. Само понятие Rainbow Plane — один из артефактов всемирной сети, набрав это словосочетание в гугл, можно найти огромное количество «радужных» фотографий. Джеймс Брайдл, описывая введенное им понятие «Новой Эстетики», подчеркивал, что его значение заключается во взгляде на поверхность, в частности на артефакты гетерогенной всемирной сети. И все же эти артефакты считаются двойниками действительности — симулякрами, полностью порвавшие референцию с объективной реальностью. Найдя в интернете, как спутники «видят» движение самолета (а они видят появляющийся 7-мицветный спектр), Джеймс Брайдл не просто залюбовался «случайным» глитчем, а стал искать объективные объяснения такому явлению, настаивая на изучении технологий, с которыми мы разделяем реальность(и). Затем овеществляет этот взгяд современной технологии для обычного человека, тем самым намекая на пограничность и относительность понятий физического и не физического, виртуального и реального… Действительно, художник, говоря о «взгляде» спутниковой камеры, эту способность называет другим чувством, которое в большинстве вариантов восприятия, отсылает к  разумному восприятию.

 

Возвращаясь к Dronestagram. Делая принтскрин, затем — публикуя пост в Инстаграме, он пытается представить пострадавшие от беспилотников поселения хотя бы малость виднее, ближе, или даже более реальными. Парадоксально то, что действительные местоположения становятся реальнее то ли в современном медиа, то ли в современном медиа-искусстве.

 

Другой принципиальной характеристикой данного искусства является особая организация сообщения. А именно компьютерный способ создания и восприятия произведения, вследствие чего происходит аппелирование к порождающим системам. Работа Сесиль Б. Эванс — это сплошной виртуальный гипертекст, который, по крайней мере, легче прочесть, используя нужные технологии — компьютер и интернет, и соответственно, занимая позицию пользователя — юзера. В основном, работа делалась во всемирной паутине, от чего возникает отсылка к гипертекстуальной системе интернета. Гипертекст — это сообщение, устроенное таким образом, что оно превращается в некую иерархическую конструкцию компонентов, одновременно составляя единство и множество сообщений.  Это наличие массы гиперссылок, отсылающих от одного компонента рассказа к другому, и, возможно, вообще за рамки данного рассказа. В частности в работе художницы один из компонентов — фильм, где фигурируют отсылки к или информация про другие компоненты в зале, порою необходимо апеллировать к своему личному опыту виртуальной реальности, кинематографа, науки.., если нет, так в помощь интернет.

 

Работа Сесиль Б. Эванс в пространстве PinchukArtCentre

 

И также еще один компонент — главный нарратор, рассказчик в фильме — Фил и его копия в сети. На первый взгляд будто бы бардак, но, на самом деле, это игра хаосом, только кем именно, системой или пользователем, — сложно ответить. Поэтому нет единственно правильной линейной траектории исследования работы, ведь будут неизбежны конфузы на раздорожьях, когда стоит выбор: перейти по ссылке, или следовать дальше уже заданному нарративу, а возможно, вернуться к ссылке позже. Личное формирование пути, подобно познавательной игре: количество интерпретаций расширяется благодаря пользовательскому формированию исследовательской линии. А задача, она же запрос художницы: исследование места чего-то человеческого, человечного, эмоционального, чувственного и физиологического в виртуальной реальности и, естественно, в ситуации всевозможных пограничностей фикции и реальности, симуляции реальности.  

 

Побудила художницу к созданию данной работы — смерть актера, и попытка продюсеров создать его копию посмертно, чтоб он и дальше продолжал сниматься в кино. Продюсеры проект отменили, а художница создает копию актера, но не просто репрезентуя его, а давая возможность юзерам с ним пообщаться, «реально», так как испытываемые ощущения в сети вообще очень реалистичны. Создавая эту копию уже мертвого актера и давая возможность с ним пообщаться, визуализируется момент отсутствия в виртуальной сети причинно-следственной связи, где отсутствует точка невозврата, ведь в виртуальной реальности всегда можно попытаться заново. А также это последствие, очень свойственного явления для виртуальности — волшебного чуда.

 

Работа Джонатана Рафмана

 

Еще один аспект виртуальности, связанный с процессами психологически эстетического восприятия артефактов в сети отлично иллюстрируется работами канадского художника — Джонатана Рафмана. Есть целый список феноменов виртуализации этого восприятия, но все начинается с проникновения в данную реальность, и с началом переживаний всевозможных ощущений, манипуляций и коммуникаций в ней. В принципе, очень всем знакомый опыт, наверное, но Джонатан демонстрирует его патологичность. И не только он, ведь в работе Сесиль тоже есть «ссылка» на агорафобию — патологию, связанную с боязнью открытых пространств.

 

Во-первых, навигация — выбор объекта эстетического восприятия, бесконечное путешествие, порождающий психологическую неуверенность. Во-вторых, конструирование. Развитие способностей создание виртуальной реальности по своим законам и коммуникация с другими в ней. Вследствие чего предпочтение иллюзии психофизического участия в виртуальности, а реальность воспринимается как ирреальность. В-третьих, персонификация. Достоверность переживания аудиовизуальной коммуникации в сети. Далее, имплозия. Слияние средства и содержания, в результате чего возникает желание отсутствие границ между киберпространством и объективной реальностью. И последнее — адаптация. Реальность гиперреальности может привести к «новому натурализму», где нет места для ассоциаций, метафор, эмоциональной памяти. Такая визуализация бессознательного патологичного юзера виртуального мира, жертвой которого может стать любой не осознающий, что технологии и виртуальность это всего лишь средство.

 

Работа Джонатана Рафмана

 

Фото предоставлено PinchukArtCentre.