Владимир Стрельников: «Для меня в искусстве всегда самым главным была свобода»

ART UKRAINE публикует запись разговора с Владимиром Стрельниковым, которого наряду с Александром Ануфриевым, называют основателем одесского нонконформизма. Художник был вынужден эмигрировать в мае 1978 года и до сих пор живет в Мюнхене. В последние годы он все больше и больше времени проводит в Одессе, где работает над графическими и живописными сериями. На выставке «Одесская школа. Традиции и актуальность» работы Стрельникова представлены в разделе «квартирная» выставка, в спецпроекте «Нонконформизм 2013», а также в отдельном зале, где проходит небольшая ретроспектива работ художника.

 

- Расскажите, с чего начинался ваш творческий путь?

- А началось все, когда мне было 12 лет, и был Саша Ануфриев, которому тоже было 12, мы с ним в школе подружились. Теперь он живет в Америке. Именно он дал мне первый импульс, потому что у него была сестра, которая вышивала, а мы с Сашей начали рисовать. Потом мы расстались и долго не виделись, я вернулся в Одессу. Снова мы встретились совершенно случайно в Одессе в 1957 году. Вместе учились в Художественном училище, потом я его бросил, потому что это было совершенно не интересно, он последовал за мной, и мы начали самостоятельно становиться художниками. После появился Маринюк и Басанец. Я интересовался современным искусством, западным, а оно было запрещено, такие имена как Ван Гог, Кандинский, Пикассо были табу. В Одессу попадали книжечки с репродукциями этих художников, польские журналы по искусству, так что информацию всегда можно было достать. Затем я познакомился с московскими художниками, стал ездить в Москву, там как раз проходили так называемые «квартирные» выставки. Этот опыт я перенял и привез в Одессу. Моя первая квартирная выставка состоялась в 1966 году на квартире у Аллы Шевчук, я даже продал там пару картинок. В 1975-76 годах выставки стали проходить на квартире у Асриева, на первой из них были собраны работы 26 художников. Почти все они сейчас представлены в реконструкции «квартирной» выставки в Мыстецком Арсенале. Конечно, подобные действия не понравились КГБ, меня стали вызывать, «давить» на меня, чтобы я не ездил в Москву, преследовали, угрожали, и это закончилось эмиграцией.

 

Городской пейзаж. 1964

 

- Кто покупал работы на квартирных выставках?

- Во-первых, те молодые ребята, которым принадлежали квартиры, на которых проводились выставки – Асриев, Злотин, Суслов. Кроме этого, некоторые одесские врачи кое-что покупали, конечно, за копейки. Первые мои работы я продавал по 25 рублей. Гораздо лучше был рынок в Москве, там покупали иностранные журналисты, дипломаты, но за рубли, ни в коем случае за доллары, это было очень опасно. Там цены были от 200 до 400 рублей за работу. Помимо квартирных выставок были, безусловно, и официальные выставки, в которых я тоже иногда участвовал в Одессе и один раз даже во Всесоюзной выставке в Москве.

Прогулка. 1980

 

- В экспозиции выставки «Одесская школа. Традиции и актуальность» представлены не только ваши работы, но и разгромная статья из газеты «Радянська думка» о вашем творчестве. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

- Статья вышла в 1988 году, на тот момент я уже почти десять лет жил в Мюнхене и мне прислали фотокопию этой статьи из Нью-Йорка, потом из Берлина, а затем от Радио Свобода. Прислали мои знакомые журналисты, которые работали с советской прессой. Я, конечно, был обрадован, что на меня обратили внимание, но в таком свойственном Союзу анекдотическом стиле с громкими фразами: «измена Родине», «завербован Западом». На самом деле у меня всегда была такая позиция: не важно, какой человек национальности, на какую он разведку работает, если я ему интересен как художник, то я готов ему показать свои работы, продать или подарить. Для меня в искусстве всегда самым главным была свобода. А эта статья была практически последним выстрелом по идеологическим врагам, потому что спустя пару лет после ее выхода распался Советский Союз.

Графика. 1977-78

Площадь. 1969


- Какова, на ваш взгляд, роль одесского нонконформизма в формировании современного украинского искусства?

- Я уже очень давно живу в Германии, и что интересно: немцы после войны перестали говорить «немецкое искусство», национальное искусство в современном мире практически исчезло. Я думаю правильнее говорить «искусство в Украине» или «искусство в Германии». Так вот, что касается искусства в Украине, то Одесса действительно очень интересный и известный город, который сыграл свою роль в становлении современного искусства и, надеюсь, будет и дальше продолжать это делать.

Б.н. 1977

 

Говорила - Дарья Придыбайло, расшифровка и редакция - Екатерина Филюк.