Вылазки в город

Хороший город предоставляет возможности для передвижения пешком, встреч и  самовыражения на уровне глаз, говорится в книге Яна Гейла «Города для людей». Именно этой части нашей жизни и посвящена программа Фундации ЦСИ «ПОИСК». Формально это программа содействия экспериментальным художественным проектам, которые для своего осуществления ищут альтернативные арт-пространства. А на деле она  превратилась в художественную экспансию вглубь города Киева.

Мария Куликовская 

Привлекательность этой программы обуславливают два ее аспекта. С одной стороны, все уже устали от заскорузлого галерейного формата искусства, который плодит одинаковые мертворожденные выставки. Надежды остались только на стрит-артистов. В этом смысле программа освоения новых пространств может дать новое дыхание украинским художникам. С другой стороны, намеренно или случайно, но ПОИСК вывел художников на взаимодействие с городским пространством, а это сейчас как никогда важно.

Мария Куликовская 

Проблема исчезновения городского пространства Киева давно уже у всех на языке. Более и более частыми становятся случаи самозахвата, отвоевания горожанами свободных зон у застройщиков.

За последний год можно было наблюдать следующие яркие примеры борьбы за киевское пространство: Грушевского, 4Б,  Андреевский спуск, и действующее по сей день  движение за Гостиный двор. В этих ситуациях противостояния приятно, что горожане отвоевывают естественную пользовательскую потребность в городе, как месте обитания, месте встреч и прогулок. Неслучайно в авангарде этой борьбы идут молодые художники.  

МММ

Киев в этой тенденции пробуждения городского сознания отнюдь не одинок. Во всем мире наблюдается протест против спущенной сверху городской парадигмы. В городах, где проезжая часть подменила собой улицу, а парковка – площадь, жители все чаще задумываются о качестве жизни и пытаются что-то изменить, а именно создать живую разнообразную городскую среду, присвоить, переопределить ее визуальные смыслы.

Именно тут на помощь может прийти современное искусство, инициированное ПОИСКом. 

МММ

Но, по порядку.

Первый экспериментальный перформанс «Музика невидобутих звуків» в неожиданном пространстве провела художница Мария Куликовская 25 апреля - 7 мая 2012. Мария «открыла» комнату тишины и комнату эха в Государственном научно-исследовательском институте строительных конструкций по улице М. Кривоноса для всех желающих пережить новые ощущения, по-новому ощутить звук, голос и тишину.

4-19 мая киевский уличный художник Вова Воротнев провел свои эксперименты над публичным архитектурным объектом фонтаном «Самсон». «Самсон» - пример уникального городского объекта, который вне зависимости от вложенной в него градостроителями задумки, служит насущным коммуникативным потребностям горожан. Скульптура внутри альтанки – это и место встреч, и главный ориентир Подола. На воображаемой карте города большинства киевлян скорее всего будет присутствовать «Самсон». Для Воротнева уникальность уличного объекта дала возможность экспериментировать с означаемой функцией места у «Самсона», в том числе, придать ему художественно-репрезентативную роль.

МММ

Лада Наконечная повела своих зрителей на Майдан Независимости. Художественный эксперимент на главной площади города заключался в проявлении филосовской сути События. «Событие» Лады Наконечной, Событие, которое, по Делезу, все время ожидаемо и никогда не является тем, что происходит, стало возможным именно на Майдане, в силу специфической атмосферы, царящей на главной площади Киева.

Проект «Щель»

Группа «МММ», в которую вошли молодые художники: Никита Наслимов, Вита Кальмуцкая, Юрий Пикуль, Георгий Потопальский, Дмитрий Корниенко и Александр Долгий, представила «лифт-арт» проект «Культурный слой». Развесив копии известных живописных полотен в лифтах спальных районов Киева, художники решили исследовать реакцию публики на вмешательство искусства в коммунальное пространство. Как выяснилось в ходе художествннной акции, жители подъездов ощущают подъезды «своим» пространством и готовы противостоять экспансии постороннего визуального материала. Часть картин исчезла из лифтов почти сразу, однако у тех, что остались, есть все шансы стать основой для формирования нового образа коммунального объекта в сознании пользователей.

Проект «Щель»

Последним на сегодняшний день проектом стал проект «Щель» Георгий Потопальского и Евгения Ващенко. Художники обратились к существующим, но не замечаемым фрагментам улиц. Тайные проходы, щели между домами, укрытия и мусорники – все эти не личные, но и не публичные места вдохновили их на эксперименты со звуком и светом. Прохожий, находящийся в зоне улицы, привык не обращать внимания на происходящее вокруг, тем более заглядывать в темные уголки. Своими необычными инсталляциями Георгий и Евгений попытались изменить траекторию повседневного поведения горожан.  

Проект «Самсон»

В целом внедрение современного искусства в городскую среду в рамках программы «ПОИСК» можно сказать состоялось. Остается ждать новых проектов, которые смогут не только стать примерами взаимодействия художников с новыми пространствами, а и попробуют повлиять на судьбу города.

 

Анна Ландихова

Фото с сайта Центра Современного Искусства http://www.cca.kiev.ua/