Взгляд из Лувра. Пинзель - не Микеладжело, и не Гюнтер

Искусствовед, студентка магистериума Луврской школы (Ecole du Louvre) и наша соотечественница Ольга Куровец ведет блог "Луврские записки". Конечно же, она не оставила без внимания громкое для всех украинцев и долгожданное для Лувра открытие выставки скульптуры Иоганна Пинзеля. Мы же попросили Ольгу поделиться ее впечатлениями.

Итак, большое событие состоялось, выставка Пинзеля в Лувре открыта! После обеда двери открылись для прессы, вечером - для приглашенной публики. С 21 ноября вход открыт всем желающим. А я наслаждаюсь увиденным: афиша Пинзеля бок о бок с афишей Рафаэля. "Иоганн Георг Пинзель: барочный скульптур в Украине в XVIII веке" - читаю на ней.

 

Каталог выставки

По случаю выставки - новенький каталог в луврском магазине. 170 страниц, наилучшая полиграфия. Тексты Яна К. Островского (Краков), Бориса Возницкого, Клода Мишо, Оксаны Козырь-Федотовой и Гилема Шерфа. Держу в руках с превеликим наслаждением и с большой благодарностью тем, кто сделал эту выставку возможной. Прежде всего Борису Возницкому, которого не стало за несколько месяцев до события, к которому он так долго шел.

 

Борис Возницкий. Фото из каталога

Имя покойного директора Львовской национальной галереи искусств сегодня много раз звучало из уст Гилем Шерф - куратора выставки, главного хранителя Отдела скульптуры Лувра. Проводя экскурсию для прессы, он отметил: выставка посвящена Возницкому и была бы невозможна без десятилетий его труда! Шерф останавливался возле каждой скульптуры и рассказывал истории, которые так часто звучали из уст самого Возницкого, и уже давно стали легендами. О том, как Борис Возницкий и его команда вывозили произведения из церквей, превращенных в склады, о том, как когда-то небрежно покрывали краской ценную позолоту, о том, как спасали произведения из-под топора, который должен был изрубить их на дрова. Слушаю и вспоминаю, как медленно и с тихим добрым огоньком в глазах рассказывал об этом сам Борис Возницкий. Мне посчастливилось услышать его четыре года назад на открытии выставки Пинзеля в Украинском доме. С тех пор не забываю.

Экспозиция выставки в Лувре

У деревянной Святой Анны из Монастрыска Шерф грустно говорит: "Борис Возницкий приехал слишком поздно, удалось спасти лишь ее". Становится не по себе, будто речь идет о живом существе... Такое же ощущение, когда видишь маленькие модели - фигурки, которые Пинзель изготавливал перед тем, как воплощать замысел в монументальную форму. Их около десятка, из них узнаем только все ту же Святую Анну. Где же остальные? Успел ли автор воплотить задуманное? Или уже воплощенное пошло на дрова истории?

 

(c) Bastian Krack (предоставленно пресс-службой Лувра)

 

Эти модели украинская публика не видела. Их недавно нашел на художественном рынке и приобрел для своей коллекции мюнхенский Bayerisches Nationalmuseum. Совсем как дюймовочки по размеру, скульптурки уже носят все характерные особенности авторской манеры: свободные ткани, летящие в воздухе, острые складки, экспрессивные позы.

Гилем Шерф говорит: что-то похожее приходилось видеть у баварского скульптора Игнаца Гюнтера (Ignaz Günther), однако Пинзель имеет свои неоспоримые особенности. Однако "Украинским Микеланджело" Пинзеля Шерф советует все-таки не называть, говорит: "В этом не много смысла".

Скульптура Игнаца Гюнтера

Спрашиваю у куратора: "Какая Ваша любимая скульптура?". Отвечает: "Скорбящая Дева Мария. С этой прекрасной слезой. Я представляю себе крестьянина, который заходит в церковь - он и без того очень поражен: архитектрурой, позолотой ... - и тут он видит эту плачущую Богородицу. Он заплачет вместе с ней! Для меня искусство Пинзеля - именно это: искусство не для элит, а для крестьян, для народа".

 

 

 (c) Dariusz Blazewski (предоставленно пресс-службой Лувра)

Иоганн Пинзель, "Скорбящая Дева Мария"

 

Похоже на то, что Шерф уже сроднился и с Пинзелем, и с его скульптурами. Он нежно и с восторгом рассказывает о том, как под белой краской на скульптуре святого Иоахима была обнаружена хорошо сохранившаяся позолота - рассказывает об этом, как о настоящем сокровище: "Львовские реставраторы сделали в этой белой краске "окна" - сняли белую краску немного, чтобы увидеть, что под ней. А под ней была вполне невредима позолота!".

На выставке Святой Иоахим - во всей красе. Золотая одежда развевается на невидимом ветру. Сразу возле него - окно, выходящее на Луврскую площадь с пирамидами. Шерф говорит: "Для нас большое счастье, что для этой выставки мы можем оставить окна открытыми. В этом зале редко можно позволить прямой доступ света, ведь выставляем здесь живопись. Но для скульптуры здесь нет угроз".