Яёи Кусама: «Свою любовь и неисчерпаемые идеи я посвящаю молодым людям во всём мире»

Яёи Кусама – по-настоящему невероятная восьмидесятитрёхлетняя женщина. Её живопись, инсталляции и перформансы без преувеличения оказали своё воздействие на векторы искусства конца ХХ века. Влияние Яёи Кусамы на своё творческое видение признавал уже Энди Уорхол, и сейчас её узнаваемые работы, несомненно, продолжают вдохновлять современных художников и дизайнеров. Кусама – создатель необыкновенного визуального мира и носитель по-детски искренних идей и эмоций. Кажется, ей вовсе нет дела до того, что она является ещё и одним из самых дорогостоящих среди ныне живущих художников. На Первой Киевской биеннале ARSENALE 2012 были представлены две инсталляции Яёи Кусамы: «Последствия уничтожения вечности» и «Следы в будущее». Кроме того, художница по собственному желанию передала для выставки два новых полотна с названиями «Любовь – это вечное сияние в поднебесном мире» и «Души, спустившиеся на землю». Ответы на наши вопросы Кусама продиктовала ассистенту своей студии.

Последствия уничтожения вечности. ARSENALE 2012. Мыстецкий Арсенал

 

Леся Прокопенко Госпожа Кусама, в ваших работах часто упоминается бесконечность, вечность и любовь. Как, каким образом искусство охватывает эти понятия?  

Яёи Кусама Просто мотивы бесконечности, вечности и любви содержатся во всём, что я творю – включая живопись, скульптуру, принты, прозу и поэзию.

 

- Что значит для вас уничтожение? Является ли символическое самоуничтожение (и возрождение) неизбежным для художника процессом?

- Темы самоуничтожения и рождения заново – это сообщения, которые я отправляю миру с помощью всех своих работ. Любовь, самоуничтожение, возрождение соотносятся со всеми сторонами моего образа жизни.

- Вы могли бы рассказать, пожалуйста, о «Последствиях уничтожения вечности»? В этой инсталляции вы используете не только зеркала, но и воду. Какая история стоит за этим?

- Эта инсталляция представляет мою философию, которой я придерживаюсь в качестве доказательства своему существованию с тех пор, как мне было лет десять. Это сообщение исходит от моего тела и моей души, которые познают вселенную – это извечное сообщение моей жизни.  

 

- А «Следы в будущее» и другие похожие инсталляции с пластиковыми объемами? Каков их символический источник?

- В качестве сообщения о поисках истины на жизненном пути я говорю о том, что жизнь всех существ полна явлений. Я желаю, чтобы этот завет остался посвящённым человечеству даже  после моей смерти.

Следы в будущее. ARSENALE 2012. Мыстецкий Арсенал


- Когда вы поняли, чем должно быть ваше искусство и для чего вы создаёте его?

- Я всегда работала над творчеством ежедневно, урезая время собственного сна. Через свои работы я пытаюсь общаться с людьми, чтобы они могли продолжить наслаждаться моим искусством и после того, как меня не будет.

 

- Есть ли для вас наиболее памятный проект (или выставка), в которой вы приняли участие?

- Нет, всё моё искусство – это полностью моя «жизнь». Существует множество документаций моей художественной карьеры, напечатанных в огромном количестве изданий – все они были высоко оценены и дома, и за границей. Одну из таких публикаций я высылаю вам.

- Вы отделяете для себя моду и дизайн от искусства как такового, или рассматриваете как единый процесс? Кого вы видели в качестве реципиента, скажем, того прелестного «платья-кальмара» в 1968?  

- Мой дизайн был неотделим от хепенингов – во времена, когда я жила в Нью-Йорке,  в модных журналах фигурировали как модели одежды моего авторства, так и хепенинги.

 

- Недавно вы сотрудничали с Марком Джейкобсом для Louis Vuitton. Отличалась ли работа со знаменитой маркой от ваших независимых модных проектов?  

- Марк Джейкобс признал и поддержал моё искусство, за что я ему невероятно благодарна. Вообще, я ставила показы своих моделей одежды не только в Нью-Йорке, но также в Голландии, Париже, Лондоне, Милане, Венеции и других местах. Я ведь лет с десяти носила вещи, которые создавала по собственному дизайну.

- А есть ли что-то, что вы хотели бы знать, когда только начинали заниматься искусством? Или то, что вы хотели бы донести сегодняшним молодым художникам?

- Я хотела бы передать искреннее сообщение о новом искусстве молодым людям во всём мире. Им я посвящаю свою любовь и неисчерпаемые идеи. С помощью искусства пытаюсь провозгласить новую философию о мире и эстетическом чувстве для людей на этой планете.

Помимо прочего, выражаю свою благодарность Дэвиду Эллиотту, за то, что пригласил меня к участию в Киевской Биеннале.

 

 

Леся Прокопенко