«Жара» в Днепропетровском художественном музее

Бывает такое метеорологическое состояние замершей жары, которое очень точно выражается емким украинским словом спека. Собственно, это момент перед грозой, когда звенящий воздух обостряет зрительную составляющую окружающего пространства. Ожидание чего-то понятного разумом, но всегда мистически недоступного.

Марлен Матус 


Статья из ART UKRAINE №5(29-30) сентябрь-ноябрь 2012Рубрика ПАНОРАМА.UA


Выставочный проект «ЖАРА», накануне так широко распиаренного конца света, обращается к проблематике тревожного предчувствия. Авторов же объединяет трансцендентная художественная связь – учитель / ученик.

Марлен Матус – безусловный культуртрегер, его творческая и педагогическая деятельность повлияла на формирование локальной художественной среды и целого ряда авторов. Его воздействие, не только учителя, но и сильного фотографа, было столь значительно, что стало эпицентром сложносочиненного культурного феномена. Именно благодаря Матусу в Днепропетровске образовался особый культурный слой, сформировалась днепропетровская школа фотографии.

Вита Буйвид не является фотографом в традиционном понимании, и роль Марлена Матуса в формировании ее художественной концепции не может быть визуализирована непосредственно. Однако авторская вовлеченность и возможность многоуровневых трактовок, свойственные Матусу, станут характерной особенностью стиля Буйвид в дальнейшем. Влияние учителя проявляется скорее контекстно: одна из самых известных серий Марлена Матуса – фотодневник 50-х годов «Страницы старого альбома», отпечатана с негативов, снятых автором в детстве. Тот же прием использует Буйвид в проекте «Как я провел лето», но не в виде прямой фотографии, а в качестве основы для мультидисциплинарного проекта.

Выставочный проект «ЖАРА», отражает феномен дискретного ожидания. В серии фотографий Марлена Матуса, снятых в середине 1970-х, объединённых названием «Цивилизация» автор представляет свою историю. Никак не объединенные ни сюжетно, ни формально, даже не серия в привычном восприятии этого термина, тем не менее, в каждой фотографии Матуса ощущается то самое предчувствие.

Вита Буйвид


Творческий метод Марлена Матуса аргументирует уникальность фотографии, как единственного действительно объективного вида искусства. В противовес живописной или графической истории, в которой художник либо осознанно подчёркивает наличие дополнительного смысла, либо буквально отбрасывает возможные аллюзии, фотографическая история у Матуса подразумевает наличие в ней чего-то, что зритель, вероятно, никогда не сможет рассмотреть.

Вита Буйвид в проекте, подготовленном на фоне театра военных действий в Осетии 2008 года, использует свои детские фото-эксперименты тех же семидесятых. Вся эта история с чьим-то безмятежным детством и войной по телевизору абсолютно безвременна. Напечатанные на ткани и расписанные вручную маслом, эти работы уже непонятно как идентифицировать – то ли это фотография, то ли живопись. Определение «смешанная техника» усиливают изображения различных групп войск, вырезанные тупыми ножницами и пришитые крупными стежками, нечто подобное аппликации, но подразумевающее в себе изначальную недолговечность. Это уже не коллаж, а заплатки нехудожественной реальности.

На протяжении всей истории существования фотография мечется от научно-документальной сущности к художественным формам. И завораживает она именно своей несовершенной документальностью, хрупкостью фиксируемой реальности, и уникальной способностью передать абсолютно всё, даже такое особенное метеорологическое явление, как спека.


Выставка «ЖАРА» открывается 29 ноября 2012.

 

 

Варвара Михайловская