Эстетизация потерянного времени
Совместный проект Центра современного искусства «Замок Уяздовский» и PinchukArtCentre завершился персональной выставкой Михала Будны «Без названия». В рамках программы «Трансфер» польское искусство было представлено максимально разнообразно: инсталляции, фотографии, видео-арт и саунд-арт. Но, пожалуй, без преувеличений можно сказать, что для украинского контекста именно последняя выставка проекта оказалась одной из самых важных.
Многие направления авангарда развились из вычленения первичных и простейших элементов живописного языка. Нельзя забывать о том, что жизнеподобие изображенных объектов возникает благодаря сочетанию линий, форм и цвета. Фактически, любая реалистичная картина является абстрактным полотном. «Без названия» – проект, безусловно, минималистичный. Минимализм, связанный с очищением формы, возникает как реакция, поэтому его принято рассматривать в сочетании с предшественниками. Выставка Михала Будны также достигает наибольшего эффекта, вступая в противоречие с буйством форм соседних экспозиций. Пестрые картины Кунса, подробная фотодокументация Гурски, монументальные объекты Аниша Капура – отчетливо усиливают тишину выставки «без названия».
В 50-е художник Ив Кляйн прославился проектом «Вакуум», на котором несколько тысяч посетителей простояли в очереди, чтобы увидеть пустую комнату, выкрашенную в белый цвет. Комната «Без названия» не совсем пуста, однако тем сильнее разочарование посетившего ее зрителя. Кто-то советует нововошедшим не терять время и идти в соседний зал, кто-то устраивает повторное прочтение небольшой аннотации. Но почти все раздраженно покидают экспозицию, не найдя возможности задержаться там даже на полминуты. Такая ситуация с «обманутым» зрителем определенно обнаруживает сходство со знаковым фильмом Бэнкси «Выход через сувенирную лавку», снятым в жанре пранкьюментари (фильм-розыгрыш). Для того, чтобы наглядно продемонстрировать, как выглядит искусство в глазах среднестатистического зрителя, анонимный граффитист создает персонажа Терри, воплощающего все стереотипы, касающиеся современного художника. Но Бэнкси обыгрывает этот «обман», даря утешение зрителю – ожидаемое и предсказуемое разоблачение современного искусства.
Замешательство посетивших выставку Михала Будны вызвано скорее напоминаем о том, что в четком различии между искусством и не искусством нет необходимости. «Без названия» представляет вместо объекта шелестящие поверхности, а вместо формы – едва различимое противопоставление блеска и матовости, удачно используя аллюзию на «Белое на белом» Малевича.
Для модернизма акт творения схож с преодолением пустоты: там, где не было ничего, появляется что-то. Объекты «Без названия» – скорее артефакты. Следы, указывающие на то, чего не было и, возможно, даже не будет: в экспозиции использованы целлофан, скотч, бумага – вспомогательные материалы, которые, как правило, ассоциируются с рабочими моментами монтажа экспозиции. Здесь вообще сложно выделить границы объекта и пространства. Объекты начинаются также незаметно, как и заканчиваются, нивелируя и без того эфемерный акт творения. То, что между вещью – объектом искусства – и вещью обычной нет никакой разницы – убедительно продемонстрировал редимейд. Однако, не исключено, что между присутствием вещи в музейном пространстве и ее отсутствием, также нет никакой разницы.
Выставка Будны также напоминает о стратегиях против коммерциализации искусства: в то время, как рынок демонстрирует удивительную гибкость в вопросах продаж, художники вынуждены разными способами противостоять превращению своих работ в интерьерный декор.
В то же время известный философ и теоретик искусства Борис Гройс симптоматичным процессом считает не сколько коммерциализацию, сколько экономизацию искусства. Биеннале, также как футбольные матчи, вызывают приток туристов, приносящих дополнительный доход в бюджет. А успешность события, также как сайт, оценивается количеством посетителей. В целом же, из практики созерцания, посещение выставки превратилось в «движение зрительских тел в пространстве». Масштабность и насыщенность событий современного искусства сводит посещение не к рефлексии, а к тому, чтобы успеть осмотреть все до конца.
Выставка Михала Будны «Без названия» максимально редуцирует материальный объект, и сводит вопрос к экономике времени. Это важное напоминание о том, что искусство – это не вещь, не объект и даже не идея. Оно – «жизненный процесс, часть времени, которую можно потерять, ничего не приобретя взамен».
Александра Набиева
Фото: Сергей Ильин, PinchukArtCentre © 2012