Увидеть город (каким он есть)

Анна Ландихова о выставке Никиты Кадана „На поверхности”, открытие которой состоялось 21 октября  в галерее „Коллекция”.

 

   Разноцветные квадраты на белых листах, безусловно, сразу напомнили бы вошедшему о Малевиче. „Ничего красивого” или „ничего нового” – сказал бы обыватель. И был бы прав, по мнению художника. Потому что коллажи эти - сделаны на основе зарисовок города, такого, каким он, увы, предстает взгляду изо дня в день.

   Выполненный простым карандашом пейзаж становится виден, только если подойти к картине почти вплотную. Тогда же становится понятно, что квадраты и прямоугольники (неприятно разных, несовместимых цветов) ничто иное, как билборды, вразнобой налепленные на тонкий и прозрачный силуэт города.  Мы видим такие картины по дороге на работу и по дороге домой; мы привыкли не замечать их уродства. Привыкли не замечать, как прямые углы вырезают из перспективы взгляда узоры переплетенных веток и фасады старинных домов. Художник работал с реальными видами, поэтому на некоторых  картинах киевляне узнают окрестности Лукьяновки и Львовской площади. Везде, где на улице взгляд встретил бы кричащее цветовое препятствие в виде рекламного щита, у Кадана мы видим невыносимый в своей плоскости прямоугольник, в самом деле лишающий город формы и глубины.

   Что до живописных полотен - тут художник тоже обращается к шокирующему контрасту. Картины написаны маслом в приятных пастельных тонах. Но насладиться красотой грозового неба или фасадом дома нам не дают пятна пустых билбордов. Тех самых, на которых «могла быть ваша реклама».

   Маленькие 5х10 см холсты, с белыми прямоугольниками посредине, особенно сильно подчеркивают неестественность бордов, установленных вдоль трассы. Похожие на ценники, пластыри, на выбитые пиксели или бельмо в глазу, рекламные щиты не дают рассмотреть, увидеть картину целостно. Полотно же размером 2х3 метра, которое также перекрывает пустотный прямоугольник, поражает своей абсурдностью.

   Новый проект Никиты Кадана ставит важную на сегодняшний день проблему визуального пространства города. Со времен Древнего Рима застройка  осуществлялась не без учета того, как она будет видеться жителями. Тоталитарным режимам удавалось расставить идеологические акценты при помощи архитектуры и режиссуры зрительного восприятия улиц. Какое же идеологическое послание несут в себе современные урбанистические пейзажи?

   Ответ можно найти на выставке в галерее «Коллекция». Прежде всего, наши трассы и улицы несут в себе отчуждение. Современному горожанину не дают возможность соприкоснуться с реальностью. Фасады домов, деревья, перспективы, крыши и горизонт – заслонены фикцией рекламы. На некоторых коллажах Кадана, там, где его объектом стали улицы Москвы – город вовсе не виден из-за билбордов.

   Но, к сожалению, наша реальность не просто заклеивается   белыми полосками пустоты. «Супрематические композиции»  дают нам понять, что не все так просто. По сути, единственное, что мы видим в городе – это реклама. Она намного более яркая и выразительная чем то, что стоит за ней. Таким образом, взгляд не проникает в городскую реальность. Он выталкивается наружу, возвращается тысячью взглядов «манекенов», рекламирующих наперебой очередной продукт. Отчужденность от собственного взгляда – вот, что является результатом взаимодействия с городом. Привыкнув не замечать рекламу, мы привыкли не смотреть; привыкли находиться где-то не здесь, ходить по виртуальной карте своих иллюзий. Ведь, как показывает  выставка «На поверхности», проблема не в том, что мы не можем увидеть город, а в том, что мы не видим город, пока не подойдем к нему настолько близко, чтоб столкнуться носом со стеной.

   В этом проекте, как и в предыдущих работах, художник балансирует между политикой и искусством. Проблемное поле, с которым он работает, находится повсюду за пределами галереи. Однако галерея, в данном случае, является тем местом, где мы – каждый день проходящие по заклеенным, завешенным декорациями улицам, - можем остановиться и осознать, что на самом деле мы видим.  А видим мы вовсе не то, что думаем, будто видим, и вовсе не то, что, возможно, хотели бы видеть. А то, что хочет, чтобы мы увидели тот, кто продает квартиры, машины, мобильные телефоны, кока-колу; наконец, тот, кто продает рекламу, исключая из нашего поля зрения прямоугольники здесь-и-сейчас бытия.

   Власть, на этот раз регламентирующая визуальные поверхности города, власть рынка –  объект рефлексивного творчества уже ставшего знаменитым Никиты Кадана.