Украина в Венеции. Прямая речь

После того, как в прошлый четверг состоялась встреча комиссара и будущих кураторов Украинского павильона на 55-й Венецианской биеннале современного искусства, был объявлен список художников, которые представят Украину на грядущем событии. Участие Жанны Кадыровой, Николая Ридного и Гамлета Зиньковского - это действительно этапное событие для украинского искусства, поскольку говорит о том, что молодое поколение художников признано и способно говорить от лица своей страны. Поскольку вокруг данного события каждый раз возникает множество споров и разговоров, связанных в частности с сомнительным участием некоторых из художников, ART UKRAINE в отдельной рубрике будет освещать событие и публиковать комментарии всех его участников.



Куратор украинского павильона на 55-й Венецианской биеннале Александр Соловьёв

Это уже моё третье пришествие в Венецию в качестве одного из кураторов украинского павильона. В 2003-м это был проект Жернова времени с участием Сидоренко, в 2007-м от PinchukArtCentre была выставка, в которой я отвечал за украинскую часть. 

Мы уже знаем тематику грядущей биеннале, которую в этот раз курирует Массимилиано Джиони. Тема Энциклопедический дворец очень интересна и связана с проблематикой века информации и тотального культурного архива и памяти.

Надо сказать, что в каждой отдельной стране и в каждом отдельном случае выбор художников осуществляется своим способом: кто-то проводит конкурсы, а кто-то и нет. Тут демократические принципы не всегда подходит - это не тот случай, когда нужно слушать большинство. Хотя у нас уже был прецедент демократического отбора, что по итогам не гарантировало успеха. Участие в биеннале как для страны, так и для художников - совсем не лёгная ноша: нужно найти хорошую площадку, средства, продумать логистику, просчитать производство работ. Не могу сказать, что мы были завалены заявками. Но у нас, конечно, были и исходные идеи. Например, пригласить Жанну Кадырову, поскольку это человек, которого уже нужно показывать миру.

В дальнейшем мы сфокусировались на нескольких художниках и рассмотрели предложенные ими работы. Мы фокусировались на тех проектах, которые связаны с памятью - культурной или исторической, - которые укладываются в общий архив. У Жанны Кадыровой есть несколько интересных проектов: Толпа, Памятник памятнику, который может быть установлен в экстерьере, и Неявные формы - её ноу-хау, в котором она работает с материалом, меняя его контекст и назначение. Если говорить о Зинаиде Лихачёвой, мы уже выбрали готовый объект, рабочее название которого “Ноль”. Это интерактивный, очень технологичный кинетический объект, требующий пространство масштабом восемь на двенадцать метров. Эта работа мне нравится тем, что она лишена какой-либо идеологической нагрузки, освобождена от ненужных ассоциаций, нарративов и пафосности.  

Далее мы выбрали двоих харьковских художников. Николай Ридный представил начальную стадию интересующего нас проекта на ARSENALE 2012. Проект Памятник, затрагивающий идею отхода старого, рождения нового и идею памяти. В Венеции будет представлена более расширенная версия этого проекта, над которым Коля сейчас работает.

Гамлета Зиньковского - также участника Киевской биеннале - мы взяли как мобильного автора, который делает как уличные проекты - гигантские фигуры-силуэты, связанные с памятью, так и работы в привязке к пространству. Вот такой симбиоз, объединённый темой памяти, архива, взаимодействия старого и нового, нулевого, зарождающегося - пока всё крутится вокруг этого. Конечно, при выборе художников мы также отталкивались от того, как работы будут взамодействовать между собой в одном пространстве. Но это всё пока умозрительное, поскольку ещё не выбрано пространство, - а от этого многое зависит.



Художница Жанна Кадырова (Киев) 

Тот факт, что отобрали молодёжь - это большой прорыв. Возникло много отрицательных мнений, относительно участия некоторых художников, но я против снобизма: как можно делить шкуру неубитого медведя? Или судить о проекте, который ещё не состоялся. Пока только Соловьёв знает, что он там себе думает. 

Это первый опыт, когда меня приглашают делать выставку с Зинаидой Лихачёвой. Я не очень хорошо знакома с её творчеством - не слежу. Напротив, творчество Коли и Гамлета я постоянно вижу, иногда мы работаем вместе. Коля мне более близок по взглядам, с Гамлетом мы в Перми работали над стрит-арт проектами в публичном пространстве. На самом деле это неважно, потому что каждый представляет себя, а уже кураторы будут это как-то связывать. Понятно, что мы не будем в соавторстве. 

Мы уже говорили с Александром Соловьёвым о том, какие работы везти в Венецию. Ещё ничего не понятно, но потенциально ему понравились три проекта: Памятник новому памятнику, Толпа и Неявные формы. Если найдётся необходимое пространство - я с удовольствием покажу несколько проектов. В частности, работа Памятник новому памятнику может быть успешно представлена на какой-нибудь площади. В общем, я предложила свои идеи - теперь нужно ждать решения по пространству, от которого очень многое зависит и которое ещё не выбрано. Всё зависит от возможностей, а я в свою очередь готова поработать и выложиться.

 


Художник Гамлет Зиньковский (Харьков)

Можно ли представить себе, что я не рад участию - мне кажется, что это невозможно. Если бы я был каким-то протестантом и выступал против контемпорари как такового - то, может быть. А поскольку я люблю современное искусство, то я очень рад.

Конечно, работы всегда выигрывают от окружения. Но если работы сами по себе говно, то окружение не спасёт. То есть моя задача сделать хорошие работы и, если мне повезёт, то и с остальными работами они сработают хорошо. Я не знаю, что будут делать остальные. Я в общем-то с трудом пока догадываюсь, что я буду делать для павильона. С кураторами ещё не разговаривал - они меня просто поздравили. Сидоренко понравилась работа На память, которая ранее уже выставлялась в Институте проблем современного искусства. Это был такой четырёхметровый человек, выклеенный из групповых фотографий. А относительно того, что некоторые недовольны списком художников - слишком долго можно ждать, пока будет нужный тебе состав, не так ли? Этого может и не произойти. Моя задача - сделать хорошую работу, насколько я могу - всё. Я не вправе отвечать за остальных или учить жизни ребят и кураторов, что-то им объяснять.

Проект На память был экспериментом. Меня пригласили сделать работу и на это у меня было полтора месяца. Старьё выставлять я не люблю, покопался в голове и подумал о работе, которую давно хотел сделать. Как я этого четырёхметрового человечка клеил в своей мастерской! От стены до стены у меня лежал человек - было сложновато мастерить эту штуку, ведь понятно, что потолки у меня не четырёхметровые. Только когда я привёз эту работу в Институт, я и понял до конца - получилось или нет. 

Было бы неплохо, если в Венеции будет пространство с семиметровыми потолками - я готов всё бросить, арендовать стадион и лепить этого человека специально под проект.