Зависимые от Тернополя (Часть первая)
«Тернополь – это вакуум. Здесь есть ребята, которые играют свою музыку, художники, которые делают свои проекты. Это всё создаётся и живёт здесь. И нам всё равно… Ты что здесь впервые? Тогда тебе не понять»
Неизвестный собеседник Макс
Авантюра с этим путешествием началась с быстро распостранившейся в сети информации о выставке Addicts of Ternopolis - Зависимые от Тернополя, сладкое название которой так и таяло на губах, завлекая в неизведанный город. И вовсе не списком участников манило это событие, а скорее сам факт, что в Тернополе есть экспериментальное выставочное пространство, в котором открывается тематическая выставка молодых художников и что специально по этому поводу туда направляется десант из Киева, Львова и других галицких городов. Если выражаться очень попсовой формулировкой, это была поездка на тему “раскрытия региона”.
И правда, что мы знаем о Тернополе, помимо уже нарицательной фразы “файне місто Тернопіль”? Ещё не Центр, но уже не Запад - этот город затерялся где-то по дороге к намоленному Львову и страшно популярным Карпатам. Но самое чарующее во всей этой истории то, что Тернополь абсолютно самодостаточен и мало интересуется рейтингом успешности и узнаваемости своего имени среди других украинских городов. Но это всё выяснилось позже.
«Добро пожаловать в украинскую Женеву» - встречали нас с шуткой, над которой мы вскоре перестали смеяться. Просидев полдня у озера, провожая взглядом пробегающих мимо сторонников здорового способа жизни и свадебные процессии, состоящие из хитросплетённых фотосессий, затем пройдясь по городским улицам, не пропуская, конечно же, заведения, мы обнаружили умиротворённый город, созданный для жизни и радости своих адептов.
Главной целью визита и основной интригой вечера по-прежнему оставалась выставка работ свободных художников, “зависимых от Тернополя”. На какой почве развивается зависимость, мы только начинали понимать. Но что такое галерея БУНКЕРМУЗ, какой будет эта выставка и кто придёт ей смотреть?
Мы отправляемся на улицу Шевченко, 1: во внутреннем дворе уже собралось приличное количество людей, среди которых заметны художники из Львова. Администратор БУНКЕРМУЗа Вольт Агапеев проводит подробную экскурсию по залам галереи, не замечая, что реагировать на увиденное нам мешает смесь восторга и удивления. Бункер для муз и убежище для всех, кто мыслит свободно, разместилось в полуподвальном помещении дома XIX века, в котором когда-то обитала австрийская полиция, а после – типография. Высоченные потолки, кирпичные стены, голые трубы, остатки мебели кое-где и чёрное фортепиано – это идеальное выставочное пространство, о котором нынешние галеристы могут только мечтать. Пока мы изучаем оставленные кем-то скульптуры спящих Венер и прочие следы художественного присутствия, заглядывая в каждый угол бункера, неспешный монтаж выставки продолжается, равномерно сопровождаясь музыкой и коньяком.
«Самоорганизованный сейшн» Addicts of Ternopolis был инициирован Вовой Воротневым, который для выставки объединил нескольких художников - из Тернополя (Степан Ганджа, Юрий Устымчук, Владислав Дмытрив, Дмитрий Дидора), Ялты (Игорь Окунев, Дмитрий Вульфиус, Вова Павлов), Киева (Юра Каневский, Вова Воротнёв), Москвы (Павел Миляков) и Коломии (Ярема Малащук). Общий субкультурный опыт ребят и большая любовь к Тернополю послужили базисом для концепции выстаставки.
Названание Addicts of Ternopolis отсылает к строкам поэта Аллена Гинзберга, оригинальная речь которого использована в песне The Clash Ghetto Defendant. Культовый представитель битников Гинзберг и не менее культовый представитель панка солист The Clash Джо Страммер всегда остаются близкими и понятными всем разбитным поколениям или их отдельным представителям - тем, кто критически относится к политике и обществу. Как говорится, “у каждого свой Боб”, но так или иначе каждый из легендарных субкультурных бунтарей по-прежнему вдохновляет и будет вдохновлять не одно молодое поколение. Ведь на самом деле, между всеми пришествиями нонконформизма, андеграунда, безнравственных личностей, аполитичных юнцов, экзистенционалистов, богемы не так уж много различий, будь то послевоенные американские интеллектуалы, панки времён тетчеризма или даже нынешние хипстеры.
Для любого из тех, кто родился в неблагополучное время не в самом удачном месте, город или район становится гетто, из которого далеко не убежишь: нужно либо подчиняться системе, либо с юношеским запалом привносить в свои бесконечные будни залихватскую бунтарскую романтику. Твоё гетто, которое держит тебя до тех пор, пока ты не станешь достаточно свободен, чтобы выбирать, - оно же тебя и закаляет, и формирует, и навсегда составляет ключевую часть самоидентификации. Отсюда и появляется зависимость. Зависимость от того, как ты становился собой, преодолевал внутренние барьеры и, находя единомышленников, проживал годы своей молодости и красоты.
В предисловии к выставке Addicts of Ternopolis было указано, что её задача - “усилить творческую коммуникацию внутри сообщества и с широкой аудиторией”. Стоит ли говорить, насколько ёмко эта цель была реализована? Вечер утонул в разговорах о Берлинской биеннале и искусстве, Тарковском и кино, музыке и множестве других тем - Addicts of Ternopolis собрала всех молодых, красивых и талантливых. Может быть, это ещё не сказано вслух, но БУНКЕРМУЗ уже определил себя как знаковое место для истории города, поскольку именно здесь будет формироваться культурная среда.
Два года назад идеологи БУНКЕРМУЗА открыли своё первое заведение – арт-клуб КОЗА, который является базовой площадкой одноимённого художественного объединения. За небольшое время КОЗА успела стать традиционным и единственным тусовочным местом для художников, музыкантов, поэтов и прочих творческих людей, жаждущих духовной пиши. Сами основатели говорят, что их задача - объединить современных гиков, хипстеров и олдскульников, гармонично вливающихся в более старые течения любителей регги, джаза и блюза. Теперь же в сочетании с галереей БУНКЕРМУЗ получается культурный кластер, основная миссия которого - формирование художественной среды.
Создание подобных очагов культуры действительно важно и то, что находятся люди, способные не бежать в другие города и страны на уже готовый гедонизм, а развивать культуру на местах, объединяя всех творческих людей своего времени - вот это настоящий показатель. Не нужно быть особенно проницательным, чтобы понять, что украинский менталитет серьёзно заражён комплексом неполноценности. Нашему человеку всегда казалось, что где-угодно не здесь гораздо лучше, там знают толк в жизни, поэтому, встречаясь с человеком из более благополучной страны, нужно обязательно испытать неловкость за себя. Об этой проблеме – неспособности украинского народа осознать себя и свою ценность - писал ещё Довженко в своих дневниках.
Увидев, насколько сильно в своей самодостаточности общество “зависимых от Тернополя”, я окончательно убедилась в том, что лекарство от тотальной неполноценности в сознании украинцев есть. Харьковские художники устраивают квартирные выставки и сами для себя создают галереи, то же самое происходит во Львове - будет происходить и в других городах, но уже важно, что в такой ситуации у многих возникает желание действовать, создавать что-то своё здесь и сейчас.
Ася Баздырева
Фото: Ай Шепа (Тернополь)