Корабль идеологии. Интервью с Гектором Заморой
Гектор Замора - мексиканский художник, один из номинантов премии Future Generation Art Prize 2010, о своем текущем проекте в PinchukArtCentre.
Гектор Замора родился в 1974 в Мехико. Обучался графическому дизайну в UAM-Х. Сейчас живет и работает в Сан-Паулу, Бразилия. Его работы выставлялись на Биеннале в Сан-Паулу (2006), Биеннале в Бузане, Южная Корея (2006), Encuentro International Medellin, Колумбия (2007), Гаванской Биеннале (2007) и Венецианской биеннале (2009).
В РАС Гектор представляет особый проект - постройку большого корабля в одном из залов, раздумывая над идеологическими структурами и их роли в истории общества.
- Гектор, я вижу, твой недостроенный корабль занял все двухэтажное помещение, как Гулливер, и все равно ему тесно. Да еще и на четвертом этаже в центре сухопутного города – не кажется ли тебе, что это не особо подходящее место. Корабль же должен строиться хотя-бы возле воды. Или...
Впрочем, расскажи-ка подробнее о своем проекте
- Да, мой проект называется БАМ, ты же знаешь, конечно, что означает…
- Естественно
- Точно. Ты видишь перед собой недостроенный корабль. Он расположен в абсолютно неподходящем месте, кроме того, он не может быть достроен полностью – ему мешают стены помещения. И, тем более, он никогда не сможет использоваться по назначению, как корабль. Он не имеет ничего общего с реальностью, выражаясь метафорично – мы начинаем работать, но не видим, чем это кончиться. С другой стороны, если учесть всю культурную символику корабля…
- Ну, корабль – крайне нагруженный символами образ. Ты имеешь в виду метафору пути, перехода? Но в образе корабля скрываются также и другие смыслы – как вечного скитания по волнам, подвешенности между жизнью и смертью…
- Вот именно! Я стараюсь соединить эту противоречивую символичность корабля и специфику украинского общества, его советскую идеологическую наследственность, его идеологическую историю.
- Ранняя советская пропаганда породила «Корабль революции», наверно, одну из самых мощный советских идеологем.
- Да… Как можно понять из названия проекта, я стараюсь работать одновременно в двух полях - в исторически-локальном, украинском контексте и одновременно в символическом. В свете не таких далеких событий (постройка БАМа), я стараюсь проделать определенную историческую рефлексию, развязать диалог об идеологии, ее роли в конструировании реальности…
- А конкретнее?
- Ну вот мы следуем каким-то нашим идеям, идем по какому-то пути, но часто ведь непонятно, что выйдет из того что мы делаем, к чему мы ведем. Потом, когда проходит определенное время, случается коллапс, - больше нельзя поддерживать мечту, она конфликтует с реальностью, она неосуществима.
- То-есть название твоего проекта нам говорит, а сама инсталляция должна показать слепоту идеологической машины, точнее людей, которые являются исполнителями ее воли?
- Да, абсолютно. Люди создают, чего-то с нетерпением ждут, воодушевленные идеей достижения цели – но, не знают что и чего. После исчезновения коммунизма идеология же не исчезла. На западе ведь тоже все это было и есть – вот во время кризиса как раз можно было увидеть, к чему приводили все эти гигантские белые слоны. Так вот и с БАМом. «Стройка века». Идеологическая машина, государство заставляло тысячи людей трудиться на стройке это железной дороги, легитимировало их лишения великой футуристической идеей. Но, по сути, они все были слепы…
- железная дорога оказалась невостребованной?
- Да, она не функционирует, нерентабельна, и это после стольких лет постройки, после всей этой колоссальной борьбы с природой и огромными потраченными усилиями.
- Идеология заставляет людей строить корабли, и не замечать, что они однозначно не поплывут?
- Да. Это демонстрирует история. Другое же главное значение, которое я пытаюсь передать посредством этого проекта – это важность символической структуры человечества, важность метафоры, ее сила. Корабль это символ с великой историей и древним происхождением, все без исключения культуры содержат его… Это синоним мечты, слепой веры. Корабль всегда направлен во что-то неизвестное…
- И может случиться, что окажется неизвестным, можно ли его будет достроить. Это очень напоминает ситуацию из фильма «Синекдоха, Нью-Йорк»…
- Да, поэтому, кроме всей символичности, в моем проекте, а я хотел бы, чтобы он был диалогичным, интерактивным, приветствуются любе интерпретации со стороны зрителя. Не только, чтобы об этом говорили критики, вот все те люди, которые находятся в контексте современного искусства и которые и так знают специфику, но чтобы обычные зрители продуцировали диалог. И именно потому я использую исторический контекст, в который вписана Украина, ее советское прошлое, и древнюю общечеловеческую символику корабля.
- Хочешь, чтобы о твоем корабле говорил зритель, чтобы он сам продуцировал смыслы? Ведь твой корабль можно помыслить и в религиозном ключе, например.
- Да, я хочу получать обратную связь. На это и рассчитано как название, так и специфика инсталляции. Она будит определенного рода воспоминания об историческом прошлом, роли идеологии «Большой мечты» в жизни индивида и общества. И мне приятно, когда я встречаю понимание на лице тех, кому я рассказываю о цели проекта. У людей просыпаются воспоминания, возникают вопросы – и тем более от тех, кто уже ничего про это не слышал из первоисточника, возникает необходимость переосмыслить прошлое… Это важно знать, так как это все было, происходило с вами.
Игорь Тищенко