Место встречи - ИЗОЛЯЦИЯ
17 мая в ИЗОЛЯЦИИ открылась выставка Место встречи, которая, следуя своему названию, призвана не только в буквальном значении объединить своих посетителей под крышей цеха, но и стать пространством для сопоставления различных экспериментов от искусства. Состав участников небольшой: группы Ubik и Sviter, Юля Костерева, Юрий Кручак, Максим Луночкин, Анна Надуда, Иван Светличный, Алина Якубенко.
Поскольку сама выставка позициционируется как кураторский эксперимент, в рассмотрении её успешности будем отталкиваться от критериев, определяющих хороший кураторский проект. А именно оправданность выставки в этом месте и в это время, её инновативность в контексте локальной культурной среды, убедительность, целостность высказывания куратора и слияние с идеями авторов.
Постоянный куратор проектов Изоляции и Места встречи в частности Олена Червонык исходила из идеи создания нелинейного и неповествовательного проекта, который, тем не менее, положит начало диалога зрителя с пространством и работами в контексте заданных ею подтем. Несмотря на обозначенное куратором отсутствие единой темы, которую бы иллюстрировали работы, в сопроводительной брошюре зрителю предлагаются достаточно исчерпывающие способы прочтения выставки. Олена Червонык выделяет три структурных линии, определяющих эти способы: тематическую, методологическую и формальную. Тематическая линия очерчивает проблемное поле выставки: асоциальность, которая в условиях современного общества, пропагандирующего индивидуальность, набирает стремительные обороты. Исходя из проблемы, задача проекта - создать условное пространство для реального пребывания людей на одной территори. Отсюда возникает и название выставки, четко дающее зрителю понять значение его присутствия на выставке.
Группа Ubik. N-пространство. 2013
Материальным воплощением нематериальной идеи места стала работа группы Ubik N-пространство. Используя белые плиты МДФ, художники выстроили специальную конструкцию, которая является и самостоятельной работой и телом всей выставки водночасье, собирая в своём лабиринте произведения остальных участников. N-пространство Ubik развивает из одной точки. Здесь приходят на ум рассуждения Пауля Клее о том, что рождение формы, выражающей художественный образ, происходит из точки, которая при движении даёт линию. Смещение линии строит плоскость, встреча плоскостей образует тело. Ubik создаёт это тело при помощи обычной изоленты, нанесённой на стены таким образом, что созданное пространство напоминает компъютерный маппинг, перенесённый в реальную жизнь. Погружаясь в среду искажённых перспектив сконструированного пространства, зритель начинает осмысление своего физического присутствия в нём. Намёк на виртуальную реальность как место пребывания, связь места с социумом, индивида с местом и социумом - это только часть направлений, от которых можно отталкиваться в осмыслении работы.
В некотором смысле N-пространство также вписывается в утопические идеи конструктивистов о создании пространств для человека нового времени. Такое видение работы даёт представление как о конкретных задачах, поставленных куратором в пределах выставки и вне её: Место встречи - это целенаправленный посильный элемент развития общества в Донецке и регионе. Нужно отдать должное Олене Червонык, которая не боится ставить высокие цели и планировать переустройство всего мира или его отдельно взятой части. Даже если под трезвым взглядом на реальность эти цели могут показаться неосуществимыми в большом масштабе.
Методологическая линия раскрывается в идее слияния научного и художественного сознания. Если говорить о западном современном искусстве - тема не новая, но, возвращаясь в стены Изоляции и понимая локальную ситуацию, - дидактически правильная. Задумка куратора - показать схожесть в методологии мышления учёного и художника. В этом направлении наиболее репрезентативной получилась работа Ивана Светличного Триптих 2 из серии Резня о минимале (2011-2012). Триптих представляет собой инсталляцию из трёх отдельных скульптур с вмонтированным в них аудиооборудованием, а также метронома и наушников в отдельной комнате. Зритель, надев наушники, одновременно прослушивает звук, наслоенный из всех трёх скульптурных форм - не видя их, он должен распознать объекты, трансформируя аудиоинформацию в визуальный образ.
Иван Светличный. Триптих 2. Из серии Резня о минимале (2011-2012)
Эта работа также определяет и третью обозначенную куратором линию - формальную, предлагающую рассмотреть свет и звук как скульптурные элементы. Светличный задаётся вопросом построения скульптуры для человеческого сознания, отправной точкой для которой становится слияние реальных трёхмерных объектов и их аудиальных реминисценций.
Инсталляция Кухонный оркестр Юрия Кручака и Максима Луночкина, помимо идеи сочетания науки с искусством, также включает интерактивный элемент. Знакомые во всех уголках постсоветского пространства кастрюли превращены в перкуссионные инструменты, которые через систему звукоснимателей подключены к металлическому гонгу. Как только зрители разбирают барабанные палочки и начинают пытаться извлечь музыку из объекта, становится понятно, что для избежания какофонии им нужно договориться между собой и выработать некий единый ритм. Таким образом, опять создается ситуация для поиска способов совместного пребывания в поле одного пространства или даже художественного высказывания. Но здесь стоит отметить, что присутствие гонга и сложных электронных систем не срабатывает, как должно (неизвестно, была ли это техническая ошибка либо непродуманная концепция) и возникает устойчивое ощущение, что использование технических достижений в данном случае не оправдано, а идею можно было выразить проще - оставив только аналоговую часть инсталляции.
Юрий Кручак на фоне инсталляции Кухонный оркестр. 2013
К сожалению, инсталляция Кухонный оркестр своим звучанием перебивала вторую работу Юрия Кручака в соавторстве с Юлией Костеревой - Невидимый путь, в основе которой мироощущение слепых людей. Зрителю предлагалось взаимодействие с аудиоинформацией - скрежет автомобильных шин, гудки, обрывочные разговоры случайных людей - дающей зрителю возможность задуматься о сосуществовании в едином пространсте (урбанистическом/социальном/ментальном). Содержательная и отвечающая проблематике данной выставки работа потерялась в шуме “оркестра” и прозвучала неубедительно.
Алина Якубенко продолжила практику работы в уличной среде: те, кто помнит её объявления о “пропаже фонтана в районе Львовской площади”, сразу же узнали знакомый почерк. По всей территории завода были развешены объявления, сообщающие о пропажах и находках - пластиковые стаканчики, сигаретные окурки и прочий мусор наделён человеческими качествами и мечтает вернуться в руки своих хозяев. Прибегая к устаревающему и практически уже архаичному способу коммуникации людей посредством бумажных объявлений расклеенных на улицах, Якубенко обращает внимание на свойственное нашей культуре небрежное отношние к публичному пространству.
Анна Надуда. Корни неба. 2013
Анна Надуда представила сразу три проекта и заняла значительную часть экспозиции. Наиболее удачной и по исполнению и по концепции получилась работа Корни Неба, являющая собой огромный биоморфный объект, собранный из веток лозы. Подвешенная в воздухе огромная инсталляция дополнена видеопроекцией и наслоением звуков природы. Ссылка на законы взаимодействия живых организмов в природе грамотно воплощена в очень насыщенный эмоциональный объект, который мгновенно вызывает у зрителя состояние immersion - погружения в среду.
И last but not the least - показанный на открытии выставки перформанс Пока не закипит Чайник группы SVITER с участием Ивана Светличного, а затем и концерт группы. Оба действия в контексте данной выставки были важным элементом встречи зрителя с искусством - живым и телесным, которое может испытывать напряжение и неловкость и заставлять смотрящего сопереживать эти ощущения.
Группа SVITER с участием Ивана Светличного. Пока не закипит Чайник. 2012
Подводя итог общему впечатлению от этого кураторского проекта, можно сказать, что Место встречи является попыткой разбудить общество и призвать его к рефлексии. Попыткой удачной, несмотря на проскакивающую местами неубедительность отдельных работ. Организаторы подобных проектов действуют с пониманием, что они могут быть понятны и полезны достаточно малому количеству людей, но при этом - без боязни сделать проект сложным и недоступным широкой публике.
Фото: Роман Минин и ИЗОЛЯЦИЯ
Ася Баздырева