Единственный выход - "Выход через сувенирную лавку"?
Вчера в Мыстецком Арсенале, в рамках стрит-арт проекта на ART-KYIV contemporary 2010 состоялась презентация фильма всемирно известного британского стрит-артиста Бэнкси "Выход через сувенирную лавку" - документально-игровой ленты о стрит-арте и его главных действующих лицах. Зачем Бэнкси снял фильм и о чем он - попытался разобраться Игорь Тищенко.
24 января этого года на экраны вышел фильм о стрит-арте «Выход через сувенирную лавку», режиссером которого был всемирно известный британский уличный художник Бэнкси. Он снискал положительные отзывы кинокритиков и, как и следовало ожидать, большую популярность среди зрителей. И хотя в фильме (который заявлен как документальный) Бэнкси выступает не как основной герой, можно законно предположить, что фильм – это прежде всего манифест, хотя и ироничный, самого Бэнкси и его видение стрит-арта.
Фильм рассказывает историю француза Тьерри Гуэтта из Лос-Анджелеса, мания которого снимать все на кинокамеру и очарованность стрит-артом познакомила его последовательно с наиболее известными уличными художниками мира, которые представлены в фильме непосредственно, играя самих себя – Зевсом, Шепардом Фейри, Свуном, Coma, Neck Face, наконец, самим Бэнкси, который блюдет традиционную анонимность и появляется в кадре с затененным лицом и измененным голосом. Мы можем наблюдать трансформацию Тьерри – из фрика с видеокамерой, который желает создать для себя видеопортрет стрит-артистов, он сам превращается в художника. Забытый же, им отснятый материал берет Бэнкси и делает из него фильм, превращаясь, таким образом, в режиссера.
Нас сейчас не интересует документальность фильма, которая стала предметом ожесточенных споров на интернет-форумах и в которой сомневаются даже кинокритики, которые поставили «Выходу…» высокие оценки (многие из них считают, что фильм это – шутка Бэнкси, стёб над документальным кино и одновременно – ироничный способ повышения своей известности). В конце концов, нас интересует не кино, а то, как один из самых ярких представителей стрит-арта осмысливает это искусство. Неспроста фильм (квази)документален. Бэнкси как бы представляет срез современного состояния срит-арта, показывая за работой самых значительных одиночных художников и команды, драматические перипетии создания работ и то, как они вписываются в урбанистический ландшафт. Это можно назвать попыткой посмотреть со стороны на себя и свое творчество, попыткой переосмыслить его (которая, конечно же – часть плана по соблазнению зрителя, так как сделана в привлекательном жанре документальных съемок артистов за работой). Ведь стрит-арт уже далеко не андеграундное искусство, да и не совсем уличное – с 80-х оно активно экспонируется в музейных пространствах. Бэнкси уже не только самый законспирированный уличный художник – он и самый продаваемый: в 2006-07 годах невероятно высокая популярность работ Бэнкси на британских аукционах привела к появлению «эффекта Бэнкси» - ситуации, когда многие его работы раскупали за десятки и даже сотни тысяч фунтов. С тех пор он, или скорее его творчество прочно вошло в арт-рынок. Его последняя выставка Banksy UK Summer show в Бристольском городском музее прошла летом 2009 года.
В фильме Тьерри, забросив камеру, с подачи Бэнкси становится художником и начинает делать трафареты и райтить, становясь все более умелым и популярным. В конце он возвращается домой, где организовывает шоу-показ своих работ. Его история (кстати, Гуэтта – тоже реальный, хотя может и для кого-то сомнительный персонаж, стрит-артист из Лос-Анджелеса, у которого действительно в 2008 году была выставка под названием «Жизнь прекрасна», которую кинокритик Жаннетт Катсолис из Нью-Йорк Таймс назвала «мерзким показом банальных подделок и различного поп-трэша») – это то, как обычный зритель, потребитель кино- и визуального образа видит стрит-арт и «карьеру» уличного художника. От обожания к подражанию и… успеху. Который на самом деле и остается жалким подражанием.
Да, стрит-арт быстро коммерциализируется, быстрее даже чем остальные виды изобразительного искусства – прежде всего из-за своей бешеной популярности и доступности. Из протестной антикапиталистической практики он превращается в тиражируемое (взять например магазин, который продает копии и репродукции работ Бэнкси) и галерейное искусство, за которое выкладывают сотни тысяч. Наконец фильм, созданный самым известным стрит-артистом – уж он то, как коммерческий, рассчитанный на массовое потребление продукт точно должен поставить конец в истории стрит-арта как альтернативной художественной практики.
И все же есть одна особенность, которая не позволяют нам делать такой однозначный вывод. За стрит-арт до сих пор можно угодить за решетку, получить обвинительный приговор и быть обязанным стирать свое собственное граффити в качестве общественных работ. Причем это касается не только малолетних райтеров. Это также и способ, которым показаны в фильме уличные художники. То, что их сделали второстепенными персонажами, подчеркивает, что стрит-арт не попадается пока еще в сети унификации и товаризации. Художники живут своей собственной жизнью в ритме города, всецело отдаваясь своему искусству, и мало обращают внимания на чудака с видеокамерой. Это он увлекается их занятием, а не они его. Он становится художником, стараясь копировать своих кумиров. Опыт стрит-арта соблазняет его, как он соблазняет, наверно, большинство людей своей альтернативностью и бунтарской сутью, и тем самым сопротивляется своему попаданию в прайс-лист и на полки магазинов. Даже Бэнкси, настоящий главный персонаж, выступает в ироничном образе «независимого эксперта», который снисходительно объясняет непонятные действия француза зрителю и берется завершить его недоделанную работу. Художник может стать режиссером и закончить фильм, может стать кем угодно, а режиссер, увлекаясь стрит-артом, бросает свою камеру.
Это, конечно же, оптимистичный жест со стороны Бэнкси, но тем не менее. Он правильно охарактеризовал современного потребителя искусства – человека, который мечется от одного к другому, и, стараясь освоить одну практику, совершенно забывает о своем долге (в фильме – это видео-документация). Поэтому можно предположить, что стрит-арт, несмотря на гиперпопулярность, отличается еще от рафинированного арт-продукта, который привыкли видеть на своем столе и в телевизоре дилеры и потребители искусства. Название фильма также может быть истолковано как предостережение Бэнкси (шутливое, как и все его предостережения, но от того не менее справедливое) о том, как заканчиваются попытки стать популярным за счет стрит-арта, забыв про актуальные цели этого искусства.
Напоминаем, что демонстрация фильма Бэнкси "Выход через сувенирную лавку" состоится:
Чт, Пн, Сб: 12.00 14.00 16.00 18.00
Вс: 12.00 14.00 16.00