Интервью с Экхардом Шнайдером

Генеральный Директор ПинчукАртЦентра Экхард Шнайдер рассказывает о главных принципах присуждения Премии ПинчукАртЦентра.


 - Цель Премии ПинчукАртЦентра заявлена, как поиск новых имен в современном украинском искусстве. Как, по Вашему, в украинском искусстве еще есть неоткрытые таланты?
- Да, всегда есть новые художники. Появляются молодые художники. И очень приятно осознавать, что находятся шансы для нового. 

- Еще одна цель Премии - это поддержка и развитие украинского современного искусства. Как Вы думаете, хорошая финансовая поддержка украинского современного искусства заставит его немедленно развиваться?
- Прежде всего, я должен сказать, что ничто не развивается быстро. Всегда нужно время. И мы видим, что часто необходимо, чтобы прошло немало времени, прежде чем произойдут изменения. Нельзя ничего создать за один год. Приходится признавать, что может понадобиться пять или семь лет для развития. И речь не идет исключительно о финансовой поддержке. Тут важно понимать, что необходима сильная инфраструктура. Я имею в виду галереи, академии искусств и т.д. Нужна сеть, и именно это мы пытаемся создать в ПинчукАртЦентре. И конечно, особенно важна международная коммуникация. Так что тут не идет речь об одном пункте, а о целом пакете, который включает в себя множество элементов.

- Как Вы оцениваете шансы украинского искусства завоевать позиции в мире?
- Ну, мы с вами как раз можем видеть, что ПинчукАртЦентр делает возможным для молодых художников, таких как тот же Артем Волокитин, выставляться в лучших галереях мира. Так что мы много работаем над организацией встреч с иностранными специалистами из разных галерей. Например, из галерей, заинтересованных в выставках молодых художников. Это показывает, что многое возможно. Опять же нужно время, инвестиции, хорошие идеи, и конечно, сильная инфраструктура.

- В чем основная разница между Future Generation Art Prize и Премией ПинчукАрт Центра?
 - Нет никакой разницы между этими премиями. Они обе построены на одной и той же идее. Что это значит? Прежде всего, это демократическая процедура подачи заявок, то есть действительно очень доступный способ подать заявку на участие в конкурсе. Во-вторых, сильный отборочный комитет и международное жюри. А также поддержка для художников. Она тоже имеет одинаковую структуру: формирование шорт-листа, международное жюри и помощь художникам в развитии разными способами. Но в общем та же идея о поддержке их нового творчества, учебы и саморазвития.

- То, что в конкурсе на получение Премии Пинчука участвуют именно украинские художники как-то меняет ситуацию?
- Национальное и международное само по себе не так важно. Но конечно, украинские художники находятся в национальном контексте. И это очень важно, что они знают социальный и прочий контекст того пространства, в котором они творят.

 - Главный приз Премии ПинчукАртЦентра 100 000 гривен, а победитель FutureGenerationArtPrize получил $ 100 000. Почему приз для украинских художников меньше, чем для иностранцев?
- На самом  деле, это типичная европейская практика – проходить через национальные конкурсы, как некий этап. Это же самое присутствует и в практике западных стран. Премия ПинчукАртЦентра – это, безусловно, очень важно, это первый этап. Я имею в виду, что во FutureGenerationArtPrize привлекается более широкий спектр художников. Премия Пинчука ничего не значит для международного контекста, но для Украины она много значит.

 - Премия Пинчука предлагает обучение в лучших мастерских мира для выигравших. А Победители FutureGenerationArtPrize получили сумму на развитие своих проектов. Почему такая разница?
- В обоих случаях мы преследуем ту же самую идею, а именно: художники получают возможность развития своего творчества. А в случае с украинскими художниками мы помогаем развить мастерство и профессиональные навыки. Для украинских художников, как нам кажется, очень важно иметь доступ к образованию за рубежом. А что до их творческих проектов, то это все взаимосвязано.

- А кто станет членом Экспертного Комитета в этом году?
- Они будут скоро объявлены.

- Тогда скажите, как решается, кто станет членом Международного Жюри? Какие предпочтения в выборе этих экспертов?
 - Члены Международного Жюри выбираются так. Во-первых, важен опыт, компетенция. Во-вторых, широкий международный уровень знаний. Третий критерий связан с потенциальным участием в процедуре награждения. Потому что на награждении должны быть представлены серьезные международные институции. Так что мы приглашаем экспертов из этих институций.

 - Все в курсе тех условий, согласно которым художник может подаваться на участие в конкурсе. Это возраст, арт-образование или арт-практика, авторство произведения и т.д. А по какому принципу отбираются художники в шорт-лист?
 - Принцип отбора – равенство художников.

- Процесс подачи заявок в этом году такой же, как и в прошлом? Он кажется Вам удовлетворительным?
- Да, абсолютно. Опыт, который мы получили в предыдущие годы, на многое влияет. Мы поняли, что достаточно широкий спектр молодых художников получил шанс подавать свои работы. Это как окно – не так, что отдельные личности могут попасть, а другие нет. Структура премии такова, что мы получаем не фрагментарную, а целостную картину. С другой стороны – да, все могут податься, но мы – отборочная Комиссия (а впоследствии Международное Жюри) – выбираем лучших. 

 - Процедура объявления победителя FutureGenerationArtPrize была достаточно простой. Какова процедура отбора лучших в этом году? Она будет такой же?
- Не знаю, почему вы называете ее простой... Жюри имеет высокую компетенцию и опыт. Они работают часами, и часами, и часами. Это означает, что они смотрят и отбирают, и снова смотрят, и снова отбирают. Так что в итоге это очень сложная процедура выявления лидера. На определенном этапе жюри сходится для обсуждения. Изначальное равенство участников – это не так просто. Тут важно наличие у экспертов структурированного опыта и высокого качества оценки.

- Вы собираетесь учитывать опыт, полученный в ходе обнаружения лидера FutureGenerationArtPrize, когда будете определять лучшего среди молодых украинских художников?
- Мы сделали одну модель для обеих Премий. И да, эта модель нас устраивает. Это действительно та же самая модель.

- И все-таки. Если произведение искусства определяется экспертами достаточно быстро – значит ли это, что лучшие произведения сразу видны? И не грозит ли это превращением украинского искусства в так называемый «фаст-арт». Неужели произведения, которые требуют долгого рассмотрения и медитации больше не в моде?
 - Ну, мне кажется, что коммуникация в современном мире привела к фаст-арту. Возможность получить доступ ко всему через интернет создает своеобразное моментальное поле взаимодействия. И некоторые художники действительно «убыстряются».  В чем-то это местный «фаст-арт». Но всегда есть тысячи способов увидеть и поддержать именно тех художников, которым это действительно нужно. Которым нужно время и содействие для работы. То, что мы делаем – это всего лишь модель для соревнования, не закрытая, не фиксированная модель. Это не так, что мы жюри – значит, мы не можем никого выделять. И слава Богу!

- Скажите пару слов по поводу своих чувств о приближающемся конкурсе.
 - Я чувствую уверенность, что мы сделаем это снова. И я жду с нетерпением подачи заявок от новых художников… И я очень рад, что приглашены представители многих весомых институций международного арт-мира.

Фото предоставлено ПинчукАртЦентром