«Только безнадежные дебилы не понимают ценности шедевров группы Война». Алексей Плуцер-Сарно

10 февраля 2011 произошло беспрецедентное событие в истории российского арта. Скандально известную своими акциями «Е.ись за наследника Медвежонка», «Х.й в ПЛЕНУ у ФСБ», «Дворцовый переворот», «Штурм Белого дома» группу Война номинировали на премию ИННОВАЦИЯ VI всероссийского конкурса в области современного визуального искусства. В то же время двое активистов группы: Олег Воротников и Леонид Николаев находились под арестом в СИЗО Са́yкт-Петербу́рга. Лидер группы Война Алексей Плуцер-Сарно, которому пришлось покинуть Россию, негативно отреагировал на решение Экспертной комиссии. Побывав в Киеве, идеолог уличных концептуалистов Плуцер-Сарно ответил на вопросы журналистки ART UKRAINE.

 

Алексей Плуцер-Сарно


- Сенсация последних недель - номинация Войны на премию Инновация. И последовавшее за этим освобождение Олега Воротникова и Леонида Николаева связаны между собой. Не кажется ли вам, что номинация поспособствовала освобождению?

  -  Дело Войны – политическое. Решения принимаются в кремлевских коридорах. В этот раз на суде опять были те же офицеры из Центра Э [Департамент МВД Росси по противодействию экстремизму – А.Л.]. И они еще до суда сказали, что наверху принято решение "выпускать". Повлиять тут невозможно. Но все же, при решении публичность дела, конечно, учитывается. Безусловно, если бы СМИ молчали, то никакой чиновник не стал бы даже думать о наших «военнопленных». Так что и шквал публикаций во всем мире, и решение уважаемых экспертов премии тоже сыграли свою роль, в этом нет сомнений. Так что низкий поясной поклон всем им от меня.

 

- Но ведь Вы отказались от премии. И даже негативно высказались по этому поводу. Это правда?

 - Группа не отказывалась от номинации, группа высказала публично благодарность экспертам жюри за единогласное выдвижение на премию, это для нас большая честь, экспертное признание за деньги не купишь, его нужно заслужить. Но мы заявили, что негативно оцениваем государственные деньги, ведь это Госпремия. А потому вынуждены будем их перевести на нужды политзаключенных. Это негативное отношение никак не распространяется на самих членов совета, жюри и организаторов премии "Инновация". Ни у кого нет сомнений в том, что там собраны крупнейшие эксперты по современному искусству. Я им всем бесконечно благодарен за такую высокую оценку нашей работы.

 

- А как они голосовали, вы не знаете?

 - Голосование за Войну было единогласным. Отказываться от премии было бы еще и неуважительно по отношению к их решению. Поэтому мы отказались только от денег, но не от столь лестного отношения экспертов.

 

- Возможно ли что высокая оценка акций Войны художественным сообществом препятствует произволу власти в дальнейшем?

- Нет, конечно, если власть действительно решит, что мы для нее опасны – ничто не сможет нас спасти. Власть мафиозная, любой ее противник будет уничтожен.

 

- Вы уверены, что премия за так называемый  Х..й на Литейном не сможет, дать группе Война какой-нибудь статус, скажем, «художников», который мог бы помочь вам всем в дальнейшем?

 - Статус художников у нас уже давно есть, он не является защитой от преследований. Никакая премия не спасет человека от произвола полиции и спецслужб. Им никто не указ. Тем более, когда все судьи стоят по стойке смирно перед властью, выполняя любые ее прихоти. Но сам факт, что совет премии, куда входят выдающиеся знатоки и эксперты современного искусства, единогласно проголосовал за нашу работу, несомненно, был учтен в Кремле. За нас отдали свои голоса: бывший глава отдела Третьяковской галереи Андрей Ерофеев, директор отдела современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков, руководитель сектора современного искусства Русского музея Александр Боровский, руководитель департамента современного искусства Лувра Мари-Лор Бернадак, а также такие знатоки «совриска» как Евгений Уманский, Иосиф Бакштейн, Андрей Ковалев, Арсений Сергеев, Ольга Свиблова, Сергей Ковалевский, Елена Селина, Николай Молок и многие другие. Этот акт признания нашей работы ведущими экспертами России и Европы мы принимаем с бесконечной благодарностью.

 

- Как  Вы объясняете тот факт, что художественное сообщество вдруг выдвинуло протестную акцию с нарисованным фаллосом на премию и не поддержало группу Война после арестов?

 - Нельзя говорить, что экспертное сообщество не поддержало группу Война. Гельман, Ерофеев, Мизиано и многие другие сразу же написали официальные письма в нашу поддержку. Многие художники выступили с протестом, по всему миру проходили митинги. Отдельно мне хотелось бы сказать огромное «спасибо» Татьяне Арзамасовой, Илье Фальковскому, Гарику Виноградову, Всеволоду Емелину, Юре Шевчуку, Мите Волчеку, Андрею Бильжо, Марине Перчихиной, Авдею Тер-Оганяну, Петру Войсу и многим-многим другим. И, конечно, отдельное дружеское спасибо Бэнкси, который заплатил залог за Олега и Леню. Я даже не знаю, как выразить благодарность им всем за признание и поддержку.

 

- Кто, по-вашему, кроме вас, достоин премии?

-  Будь я экспертом, я бы отдал премию Андрею Монастырскому. Это великий художник, и он достоин самых высоких почестей.

 

 - Возможно, причина в том, что в России не воспринимают акционизм?

- В России очень хорошо воспринимают боевой акционизм группы Война. Литейному Х..ю рукоплескала вся страна.

 

- «Дворцовый переворот» и «Х...й в плену у ФСБ», по-вашему, равнозначные художественные жесты?

- Нужно понимать, что акция «Дворцовый переворот» – это художественная инсталляция из перевернутых «мусоровозок», которую группа Война сделала прямо у входа в Государственный Русский музей, который охраняет от народа три батальона мусаров. Безусловно, это выдающееся инновационное произведение в своем жанре.

 

- Большинство людей сказало бы, что все, что делает группа Война - это хулиганство. На кого же рассчитаны их акции?

- О каких людях вы говорите, я не знаю. У меня в блоге тысячи восторженных отзывов о наших акциях. Только безнадежные дебилы не понимают ценности шедевров группы Война.

 

- Я так понимаю, что «радикальность» художественных жестов группы Война основана на нарушении общественного и правового порядка, так что обнаруживается одиозность этого самого порядка, структур власти и т.д. Перед какими правонарушениями Война бы остановилась?

- Группа Война никогда не действует во вред личности и правам человека. Мы выступаем лишь против мафиозных структур. Это они нарушают порядок. Точнее полностью уничтожили в России не только всякий порядок, но и демократию и права человека. А мы, наоборот, протестуем против всего этого беззакония.

 

- Может ли быть, что уникальность позиции художника в том, что его награждают за то, за что должны были бы судить и наоборот? Или художник не должен нести ответственности ни за что?

-  Художник несет ответственность перед Богом и Историей за свое искусство.

 

- Как выступать против власти, которая награждает тех, кто против нее выступает? Не похоже ли это на бой с тенью? Возможен ли протест в таком случае?

- Я уверен, что Минкульт заблокирует решение уважаемых и независимых членов экспертного совета премии. На меня уже оказывается давление со стороны посредников Минкульта, которые требуют, чтобы я снял нашу кандидатуру с премии. Но я не могу решать такие вопросы единолично, для этого есть общее собрание активистов группы Война. Членам жюри тоже звонят из Министерства культуры с требованием снять нашу кандидатуру. Власть сделает все, чтобы любыми незаконными методами удалить нашу кандидатуру из числа номинантов. Найдут какой-нибудь фальшивый предлог.

 

- Вы считаете, что Вам действительно угрожает опасность в России? Вы вернетесь туда?

-  Всем честным людям в России угрожает опасность. Власть строит систему, в которой возможность выживания будет обеспечена только рабам и холопам. Честные, энергичные и образованные граждане бегут из России по миллиону в год.

 

- Если не премию, как реакцию художественного сообщества на свои акции, то чего Вы ждете от этих акций в качестве результата?

-  Мы ничего не ждали. Мы просто делаем свою любимую работу.

 

P.S.

26 февраля Экспертная комиссия VI всероссийского конкурса в области современного визуального искусства исключила группу Война из списков номинантов на премию ИННОВАЦИЯ

"якобы в связи с отсутствием согласия на участие в конкурсе от членов арт-группы Война". В действительности такое согласие было получено, по словам Алексея Плуцера-Сарно.