Роман Громов: «Я цыган украинского арта»

Из творческого манифеста Романа Громова:

«…Я наконец-то добрался до них. Текстовые «завлекатели», развешанные на каждом углу, на каждом заборе, на каждом столбе до такой степени меня начали тревожить, что я решил раскрыть подлинность этих сообщений. На самом деле, городские объявления несут за собой очень серьезный, глубоко психологический контекст, который, к сожалению, могут заметить лишь люди с расширенным сознанием – те, кто в совершенно обычных, на первый взгляд, объявлениях может смоделировать у себя в голове художественный образ этого текста. Своими работами я хочу показать, как могли бы выглядеть объявления, если бы их делали художники-шизофреники, либо просто "шизоиды", работающие в рекламных компаниях, которые вместо завтрака, принимают ежедневно с утра кокаиновый душ, после этого, попивая очень сладкий кофе и листая книгу о советском искусстве военного периода, заканчивают свою утреннюю зарядку…

 … Я вижу их везде, картинки преследуют меня повсюду…»

 

Сергей Бакуменко: Роман, широкий зритель стал видеть тебя и твои работы совсем недавно на экспозициях и вернисажах. Расскажи, как ты пришёл в большое искусство?

Роман Громов: Я мечтал попасть в него всегда. Я знал с самого начала, что искусство - это мой долг и радость. Пару лет назад я сделал собственный дизайн к журналу «Выбухивка», самодельные номера которого из рук в руки передавало всё молодое поколение известного одесского спального района «Таирова». Журнал стал набирать обороты. В один из дней номер этого журнала попал в руки к признанному художнику Игорю Гусеву. И вдруг ко мне поступил большой заказ на дизайн альманаха "Арт-подготовка”, идейным и финансовым вдохновителем которого стал успешный галерист и меценат – Анатолий Дымчук. После выхода в свет "Арт-подготовки" я услышал в свой адрес самые искренние слова благодарности многих художников, искусствоведов и друзей. И когда я услышал слова искусствоведа Михаила Рашковецкого о том, что я настоящий художник, я вдруг осознал, что так оно уже и есть! Я осознал, что мне надо и это в моих силах, выходить на более серьёзный уровень, заниматься уже более большими форматами и задачами. Стал рисовать плакаты, делать коллажи, стал рисовать на холстах, фанерах. И вдруг мне предложили сделать персональную выставку в одесской галерее нон-конформизма "Норма".

 

Сергей Бакуменко: Сколько же прошло времени от скромного рукодельного журнала до персональной выставки?

Роман Громов: (сконфуженно) Полтора года где-то. После персоналки мои работы попали на выставку-конкурс Молодых Украинских Художников "МУХі-2010", проходившую в Киеве в  Институте проблем современного искусства. Сразу после участия в этом конкурсе на меня обратили внимание галерея "Bottega" Марины Щербенко и "Я Галерея" Павла Гудимова. Поэтому меня больше знают как художника именно в Киеве, а в Одессе больше как куратора в галерее "ХудПромо". К сожалению, в Одессе после закрытия галереи Игоря Гусева "Норма" практически не осталось "спэйсов", где можно делать передовые проекты настоящего качественного искусства, вместо жестокой коммерции, которая заполонила последнее время практически все вернисажи и открытия.

 

Сергей Бакуменко: Трудно жить художнику в Одессе?

Роман Громов: (улыбается) Ну если ты дружишь с Лёнчиком Войцеховым, Игорем Гусевым, Александром Ройтбурдом, Сергеем Бакуменко, Сергеем Зарвой, Катей Соловьёвой, Вадимом Бондаренко, Димой Дульфаном, APL315, то вообще-то быть художником не трудно. Труднее выставляться и получать за это моральное и материальное удовольствие. Потому как нет ещё у коммерсантов, которые хотят собирать и продавать современное искусство, достаточного в этой области образования и вкуса. И я смотрю на это с сожалением. Но если даже у людей, которые хотят получать дивиденды от материальных вложений в современное искусство, нет на данный момент достаточного образования, этим надо просто интересоваться, и всё получится уже через год! Журнальчики покупать, ходить на выставки, в Интернете читать, искать - любить своё дело. Но я, конечно, не отчаиваюсь. Всё равно художнику приходится начинать с того места, где он родился или где растёт, там где он впервые может себя им назвать. Известно, что в 80-90-х  в Одессе была такая мощная арт-среда и волна, что это отразилось и на творчестве художников из других городов.  И не только на творчестве, но и на ситуации в стране и в искусстве в целом. Одесситы теперь путешествуют по всему миру, в частности и известные художники. Хотя сегодня в нашем обществе всё можно, но, как ни странно, теперь у художников, на мой взгляд, нет былого заряда. Многие художники, которые сами себя уже сделали и признаны при жизни, не берут себе учеников. Им не интересно это. Они гнут свою линию, но не заботятся о создании "школы просвещения". Так случилось, что ко мне часто подходят сверстники или молодые люди младшие меня возрастом и просят рассказать, ответить на многие вопросы, касающиеся искусства как такового, и я с удовольствием отвечаю. Ведь я 5 лет проучился Одесском Национальном Университете имени И. Мечникова, и стал культурологом, и учился хорошо, так что теперь мой долг рассказывать об этом интересующимся. Ведь из этих ребят сформируется скоро арт-среда Одессы, и они быстрее достигнут результатов, используя знания.

 

Сергей Бакуменко: На твой взгляд, какие нужны качества для того, чтобы стать настоящим художником?

Роман Громов: Мне кажется, знания, вкус, свой угол зрения, свобода и талант. Сегодняшнему обществу так не нужны "рекламщики", как нужны "креэйтеры". Я в этом убеждён. Надо пытаться, как в своё время Александр Ройтбурд, делать ситуацию, а не ждать, когда её преподнесут "на блюдечке, с голубой каёмочкой"! Если этого не делать, надо идти торговать на "7-й километр" или переезжать в другой город.

 

Сергей Бакуменко: Так ты переедешь в другой город, если не получится?

Роман Громов: У меня план такой: я буду моделировать здесь новую ситуацию и перееду в другой город. Я же цыган украинского арта! Если хотите, цыган украинского постмодернизма. Мне недавно мой преподаватель, человек уважаемый, седой профессор сказал, что постмодерн уже 10 лет, как умер. А я с ним не согласен. Постмодернизм – это больше, чем стиль или направление. Это новая мифология, новое видение, новая философия, архитектура, одежда, автомобили, отношения. Это новое всемирное осознание. И такое же и искусство сегодня. Ирония присутствует на каждом полотне, в каждом объекте, в каждом видео. Если Интернет – это всемирная сеть, то всемирное сознание – это постмодернизм.

 

Сергей Бакуменко: Роман, видел на многих художественных проектах твои работы в области видео-арта. Расскажи о них! Качественный видео-арт в Украине не сильно часто встретишь!

Роман Громов: Иногда, из-за кураторства в галерее "ХудПромо", у меня совсем нет времени уделить кропотливое внимание рисунку и живописи, поэтому некоторые мысли я реализую посредством видео. Я неплохо монтирую и умею снимать. Камера и штатив мои давние друзья. А иногда искусство перформанса так захватывает меня, что около меня объединяются целые группы таких же молодых людей, как и я, и мы показываем, где только есть на это возможность, театрализованные арт-представления. Был бы зритель, - что показать всегда найдётся у творческого человека. Но иногда со временем понимаешь, как трудно сдерживать в одной команде столько разношерстных, ярких, талантливых людей, что, наконец, принимаешь решение выходить к людям как индивидуал. Вернёмся к видео. Поначалу, то, что я делал, можно было назвать монтажом очень редких и незнакомых широкому зрителю фильмов. После этого периода, я понял, что мне уже не совсем интересно доносить свои мысли посредством снятого кем-то материала, и начал снимать своё. Так уж получилось, что за последний год я снял сам около семи видеоработ, и они все уже были показаны в различных галерейных пространствах. То есть я хочу сказать, что в нашей стране есть спрос на видеоарт у зрителя.

 

Сергей Бакуменко: Имена каких молодых одесских художников ты бы сегодня выделил?

Роман Громов: Не хочу этого делать. Интереснее, когда они сами заявят о себе своими работами. Но есть один художник, который мне повстречался совсем недавно. И он мне очень понравился тем, что у него произошел за короткое время скачок от классического пейзажа в самые передовые формы того, что мы по праву называем авангардом. Ему сорок лет и он хочет быть с нами (смеётся).

(Отсмеявшись) И таким людям, которые относятся со всей серьёзностью к тому, что они делают и переживают, надо делать выставки! Чтобы все смотрели и видели путь художника, не стесняющегося своего творческого поиска на пути к совершенству. Вообще хотелось бы делать персональные выставки художникам в самых разных местах городского муравейника. Хотелось бы на одну ночь снимать помещение недостроенного магазина или кафе и там устраивать выставку или вечеринку в стиле современного искусства. Большинство музеев и современных галерей никак для этого не предназначены, а значит, не могут быть использованы. Кстати, чаще всего из-за гламурного формата, который ни публике, ни самому творцу, просто-напросто не нужен и не интересен.

 

Сергей Бакуменко: Расскажи о своём кураторстве в открывшейся недавно одесской галерее "ХудПромо".

Роман Громов: С кураторством в Одессе тоже не всё очень радужно. Хорошо то, что на места искусствоведов-ретроградов, наконец, берут творческую молодёжь. Это, по меньшей мере, обнадёживает. Люди богатые наконец-то догадались, что они заработают больше, если у них в штате будут молодые креативные работники. Печально то, что "молодым-креативным" дают мало возможностей. Руки как бы развязаны, но рот заклеен скотчем. Примерно такая ситуация сегодня получается. Но галерея "ХудПромо" выставляет коммерческое, "дорогое" искусство, и, конечно, её владельца можно понять. Галерея открылась недавно, и риск слушать "молодых-неопытных" довольно велик. Но есть и позитивные моменты - в галерее "ХудПромо"картины уже продают и покупают! И в домах и офисах одесситов наконец-то стали появляться картины признанных мастеров современной живописи. Хочется сказать и о просветительской деятельности этой галереи. В ней проходят лекции мастеров современного арта, и любой может бесплатно прийти и послушать, бесплатно прийти и посмотреть. Здесь всегда много творческих людей, даже в будни кипят обсуждения новых задач и концептуальных проектов.

 

Сергей Бакуменко: На каких художниках ты учился? Творчество каких мастеров вдохновляло, радовало, увлекало?

Роман Громов: Это, конечно же, Френсис Бэкон, это, конечно же, Энди Уорхол, конечно же, Жан Мишель Баскиа, вся школа американского экспрессионизма, Поллок, Де Куннинг, Кит Хэрринг, Клементе.

Я защищал диплом по трансавангарду и теперь я имею красный диплом. Так что трансавангард мне особенно близок. Из современных арт-персон предпочитаю индийского художника и  скульптора Аниша Капура, художника Илью Исупова, Илью Чичкана и особо тяготею к «бедному искусству».

 

Сергей Бакуменко: Чем ты занимаешься в данный момент сам, каковы планы "Цыгана украинского арта"?

Роман Громов: Сейчас я занимаюсь проектом «Суиц-арт», который выльется в достаточно большую выставку, которую я хочу показать и в Одессе, и в Киеве, и в Москве. «Суиц-арт» - это новое нормативное искусство, темой которого станет концепция уничтожения произведения искусства, после того как оно закончено автором или после смерти самого автора. Это не человеческий суицид, это суицид страсти, эмоций, чувств человеческих. Конечно, концепция сейчас обсуждается! Есть разные мнения. Но всё равно я предлагаю после смерти художника хоронить его вместе с его произведениями или кремировать вместе с его произведениями. Это уже на вкус самого творца. Так сказать, по воле автора, согласно его завещанию, сделанному в  здравом уме и твёрдой памяти. Это же прекрасно, когда через несколько веков наши потомки опять смогут найти в пирамидах мумию художника со всеми его мумифицированными работами! А почему бы и нет?

 

Роман Громов родился 17 декабря 1985 г.  в городе Одессе.

Художник, куратор, культуролог.

В возрасте 15 лет, окончил частные курсы рисунка и лепки.

Окончил с золотой медалью Одесский Национальный Университет им. И. Мечникова, факультет философии кафедра культурологии.

Изучал историю искусств, при музее Восточно-Западного искусства (проф. Островский В.И)

С 2005 по 2007 выпускал авангардный журнал “Выбухивка“.

С  2007 по 2008 курировал  отделение нестандартного перформанса “NO COMPRENDO“ при творческой мастерской “Небо в голове” Чаеразвесочная фабрика. г. Одесса.

 

 Провёл ряд перформансов, среди которых:

“Я люблю Линча” “Фестиваль нового театрального искусства” театр им. Леси украинки, Одесса

“Фобия пятилетнего Ганса” КЛУБ ”ВЫХОД”, Одесса

“Порно-порно” творческая студия “Небо в голове”, Одесса

"Speed paint" в рамках презентации журнала “Кувь” клуб “Фактура” 

“Смерть Марата” музей современного искусства МСИО Одессы.

 

В 2009 году по заказу  владельца галереи современного искусства "NT-арт" - Анатолия Дымчука, разработал дизайн журнала “Арт Подготовка”.

В этом же году с Михаилом Рашковецким (директор бывшего центра Сороса в Одессе) начинает курс лекций для “творческого молодого бойца”, при участии лекторов и художников: Игоря Гусева, Уты Кильтер, Владимира Кожухаря, Мирослава Кульчицкого, Александра Ройтбурда, где затрагиваются проблемы прошлого и современного мирового и украинского искусства.

С 2010 года является куратором галереи современного искусства «ХУДПРОМО» Одесса.

 

Избранные художественные выставки:

2010 “Эксгумация сознания” галерея “Норма” г. Одесса

2010 ТОП 20 молодых художников Украины  «МУХі» «Институт Проблем современного искусства» г. Киев

2010 «НОВЫЙ НАИВ» Я ГАЛЕРЕЯ г. Киев

2010 «Наш Мер БОРМАН» галерея «Норма» г. Одесса

2010 Art Kyiv Contemporary «video ДЕСТРУКТИВНЫЙ СОН МОНТАЖНИКА ВИТИ» г. Киев

2010 «Куда приводят фантазии» Галерея «Боттега» г. Киев

2010 «Некоммерческий проект современного искусства «RECUSANCY» г. Киев

2011 «Космическая Одиссея 2011» Мыстецький Арсенал г. Киев

2011 «Слово» Куратор - Павло Гудімов.  Я ГАЛЕРЕЯ г. Киев

 

Беседовал Сергей Бакуменко 11 июня 2011 г.