Начало прекрасной дружбы

Почти год назад я писала о первых результатах тогда еще совсем свеженькой программы грантов i3 фонда Рината Ахметова.

Первыми иллюстрациями были фотографии, запечатлевшие репетиционный процесс в театре им. Леся Курбаса во Львове – постановку спектакля «Лесная песня»… Надо сказать, мы в программе не ожидали, что режиссерская работа Андрея Приходько перевернет украинский театр с ног на голову (или наоборот). И она не перевернула, поскольку для такой задачи недостаточно одной постановки. Но – кажется – стала прорывом в театральной жизни города. По крайней мере, об этом свидетельствует количество и содержание публикаций и упоминаний о спектакле даже через полгода после его премьеры. Я пишу об этом проекте вновь, поскольку он очень хорошо иллюстрирует то, как свою миссию видит сама программа. Важнейшая задача, которая стоит перед i3, – быть катализатором позитивного развития. Это значит способствовать новым подходам, идеям, именам, видениям, а также поощрять эксперименты и образовательные инициативы, направленные на развитие конкретной данной институции или даже целой отрасли (например, музейного дела – таким стал еще один «наш» образовательный проект для музейщиков в Луганской области).

Ивано-Франковский академический областной театр кукол им. Марии Пидгирянки, спектакль «Крошка Цахес»

Итак, удалось ли i3 выполнить, пусть частично, эту задачу и вообще – что происходило в программе в течение года? Меня лично статистика завораживает, поэтому начну с нее. Мы поддержали 80 проектов, и 90% из них считаем удачными – такими, которые оставляют после себя след, то есть определенным образом катализируют профессиональную или публичную дискуссию. Среди них, например, проект Школы Марущенко «1984», Неделя актуальной пьесы, Неделя искусства перформанса во Львове, фестиваль Terra Futura в Херсоне или постановка спектакля «Крошка Цахес» в Ивано-Франковске.

Херсонский городской Центр «Тотем», художественный фестиваль «Terrafutura», осень 2011

Интересно, кстати, географическое распределение проектов. Большинство проектных предложений в течение года мы получали из Киева и (догадываетесь, откуда?) Львова. Если взглянуть на данные Google analytics, точнее, визуализацию географического распределения посещений сайта программы, то самый большой круг закрывает Киев, поменьше – Львов, остальные мелкие пятнышки приходятся на другие города. Мое личное предположение таково: именно в Киеве и Львове находятся наиболее активные культурные среды. Мы бы хотели поддерживать как можно больше проектов из восточных и южных регионов, но пока самые интересные предложения действительно поступают из западной части страны.

Путешествие актрисы Александры Олейник на воркшоп Роберта Уилсона (Международная летняя программа Уоттермилл 2011), США

Неравномерно распределены также проекты в области литературы, театра, визуального искусства и музейного дела. В течение первого полугодия работы программы мы получали гораздо больше проектов в сфере визуального искусства, чем в других. Но уже с конца весны очень активизировалось музейная среда, тем более что несколько предоставленных грантов стали для многих музейщиков подтверждением серьезности намерений программы. Причем к концу года (а последнее заседание в этом году состоялось только 2 декабря) большинство полученных проектных предложений касались музейного дела и театра. Кстати, впервые мы наблюдали такую ​​активность именно театральной среды, а не визуального искусства. Надеюсь, это не значит, что идеи у художников, кураторов и художественных ячеек исчерпались, а речь идет лишь о сезонном спаде. Не премину добавить, что даже на этом декабрьском заседании, невзирая на меньшее, чем обычно, количество визуальных проектов, Экспертный совет поддержал фестиваль NonStopMedia в Харькове, проводимый харьковской Муниципальной художественной галереей. А в будущем получим возможность увидеть новый живописный проект Марии Павленко «Город снега», также поддержанный i3, книгу Виктории Бурлаки «История образа. Искусство 2000-х» и видео Олега Черного «Ступени Олексы Гирныка».

Проект - «Школа перфоманса», Львовский «Институт актуального искусства»

Кстати, об Экспертном совете. В течение года он включал заместителя директора Национального художественного музея Марию Задорожную, знатока издательской отрасли Александру Коваль, театрального режиссера Дмитрия Богомазова, культурного обозревателя Юрия Рыбачука и, собственно меня, как человека, знакомого со сферой визуального искусства. Уже с этого месяца его состав будет иным: Марию Задорожную и Юрия Рыбачука сменят Екатерина Чуева (ученый секретарь Национального музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко) и Алик Шпилюк (кинокритик). Мы всегда стараемся формализовать свои решения, потому при отборе экспертов имели место определенные формальные критерии. А именно, во внимание принимались: хорошее знание сферы музея / кино изнутри, практический опыт внедрения новых подходов в своих сферах, участие в международных музейных / кинопроектах или программах, открытость и обязательность. Последние два – очень субъективные критерии, но и они имеют ​​вес. Уже вскоре информация о новых членах совета появится на веб-сайте программы www.i3grants.org. А пока здесь можно увидеть в подробностях, какие именно проекты поддерживались программой в течение года. И узнать о нашей новой инициативе, которую мы будем тестировать в течение 2012 года, – поддержке малых проектов в области кино. Под этим мы понимаем малобюджетные и документальные фильмы, фестивали, мастер-классы, профессиональные поездки заграницу и другие подобные инициативы. Как всегда, важным компонентом останется публичная презентация всех поддержанных i3 проектов. Дело в том, что, по замыслу, программа должна приносить пользу не только фактическим авторам проектов (художникам, критикам, режиссерам, писателям, арт-менеджерам, актерам), но и аудитории этих проектов. То есть – простите за бюрократический язык – зрителям, которые таким образом получают лучший доступ к явлениям современной культуры.

Львовский театр им. Леся Курбаса, спектакль «Лісова пісня», режиссер Андрей Приходько

Надеемся на активизацию в ближайшее время и художественной среды: не может быть, чтобы в стране закончились оригинальные идеи. Кстати, довольно редко подаются именно выставочные проекты – жаль, потому что хотелось бы видеть больше, может и некрупных, но хорошо продуманных выставок, поднимающих важные вопросы. Важные для аудитории или важные для самого искусства. Но (и здесь добавлю немного пафоса) поскольку речь идет лишь «о начале прекрасной дружбы», как говорил герой фильма «Касабланка», а точнее – о начале работы программы, возможно, вскоре у нас исчезнут все основания беспокоиться о количестве и качестве проектов. Останется лишь исправно их поддерживать.

 

Олеся Островская-Люта