Казнить нельзя помиловать

 Художественные эксперименты Олега Мавроматти грозят закончиться трагедией. Не первый раз в своих перформансах известный художник-акционист пытается дойти до той черты, которая выделяет искусство в особую сферу. В 2000 году Олег Мавроматти был обвинен в разжигании религиозной вражды за перформанс «Не верь глазам». Фактически то, что произошло тогда во дворе института культурологи, через дорогу от Храма Христа Спасителя, представляло собой привязывание и прибивание художника к деревянному кресту перед небольшой группой людей. На спине Олега были вырезаны слова: «я не сын Божий». «В том, что происходит, нет ничего религиозного», - сказал он тогда. Идеей акции была «десакрализация», осуществление культурной связи между висящим рядом на дереве портретом Дарвина, который олицетворяет для всех атеизм, со стоящей через дорогу христианской святыней. Однако никто сегодня уже не станет отрицать, что более ясной в перспективе идеей этих провокативных и стоящих художнику страданий действий было измерение глубины, измерение объема свободы в современном обществе.

 Казалось бы, что в нашем разоблаченном мире не осталось никаких табу. Идеологическая же, и религиозная ситуация в России заставляет задуматься. Вот список идеологических преследований творческих людей, составленный Ю. Вольфсон: 1998 - заведено уголовное дело на художника Авдея Тер-Oганьяна за перформанс "Юный безбожник".  2000 - заведено уголовное дело на художника Олега Мавроматти за перформанс "Я не Сын Божий". 2002 - заведено уголовное дело на писателя Владимира Сорокина за его роман "Голубое сало". 2004 - заведены уголовныe делa против организаторов выставки "Осторожно религия!" Юрия Самодурова, Людмилы Василовской, a также художницы Анны Михальчук. 2004 - в Санкт-Петербурге разгромлена выставка "интерактивных икон" художника Олега Янушевского. 2006 - в Ростове-на-Дону представителями РПЦ было снято большое количество экспонатов с выставки «Искусство или смерть». 2006 - в своей галерее был жестоко избит Марат Гельман. 2007 - заведены уголовные дела на Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова за проект «Запретное искусство».

  Как уже было сказано, в 2000 году Мавроматти предъявили обвинение в разжигании межрелигиозной вражды; тогда же художник уехал из России и продолжил свое творчество в Болгарии и США. Критическая ситуация, создавшаяся на сегодняшний день, связана с отказом российского консульства в Софии продлить художнику-акционисту загранпаспорт. Таким образом, Мавроматти оказался на нелегальном положении в Болгарии, из которой его либо экстрадируют в Россию, где будут судить за разжигание религиозной вражды и уклонение от следствия, либо отправят в болгарский лагерь для беженцев. Оба варианта, по мнению Авдея Тер-Оганьяна, угрожают жизни художника. Именно поэтому Тер-Оганьян продолжает бойкотировать привезенную в Лувр выставку «Русский контрапункт». Эту выставку российские власти сочли было опасной для восприятия неподготовленной французской публикой, но в свете развернувшегося скандала – разрешили. Участник выставки - Авдей Тер-Оганьян - решил использовать скандал с запрещением до конца. Условием своего участия в выставке художник поставил предоставление Олегу Мавроматти политического убежища.

  Не надеясь, на позитивный исход, Олег Мавроматти решается на проект «Свой/Чужой». Разработанный вместе с Дмитрием Пименовым проект предполагает подключение художника к специальному электрическому устройству, посылающему удары током, в соответствии с Интернет голосованием. Каждый, кто считает, что радикальный жест художника, «оскорбляющий чувства верующих» должен быть наказан – сможет проголосовать за наказание. Голоса «за» и «против» будут аннулировать друг друга. Когда голоса «за» достигнут определенного уровня, электрическое устройство ударит художника током. Акция рассчитана на пять ударов, последний из которых будет смертельным. На этот раз перформанс отсылает к социально-психологическому эксперименту Стэнли Милгрэма, проведенному в 1963 году в Йельском университете.

  Психолога интересовал вопрос, как стали возможны массовые убийства во время Второй Мировой Войны. Тот же вопрос задает Х. Арендт, анализируя «дело Эйхмана» в книге «Банальность зла». Выводы Милгрэма однако, более неутешительны, чем заключение исследовательницы по поводу присутствия зла имманентно в силу банальной человеческой безответственности. В ходе эксперимента 1963 года люди, обличенные властью «учителя», продолжали наказывать «учеников» электрошоком даже после того, как те кричали от боли и просили о помощи. Напоминая об этом эксперименте, Мавроматти исследует глубину человеческой жестокости.

  Все те, кто осуждают его акционистскую деятельность – смогут, по мнению художника, непосредственно осуществить это. Тогда, слова о том, что Россия уходит в «глубокое средневековье и мракобесье» приобретут реальность электрошоковой пытки. С другой стороны подобный «перформанс» снова проверяет на прочность границы искусства, совершая новый еще более радикальный жест творческой рефлексии. Если искусство, на какие сферы бы оно не распространялось, не выходит за рамки эстетических суждений и поэтому неприкосновенно, то, что произойдет, когда оно нарушит границу жизни и смерти? Мы уже привыкли к тому, что художники наносят себе увечья, мы согласны даже смириться с самоубийством. Теперь же Мавроматти предлагает свою казнь, попросту говоря убийство, в качестве художественного акта. Будут ли впоследствии обвинять в убийстве тех, кто станет активным участником этого перформанса?

  Сравнение с фашистской Германией здесь уместно, как никогда. Действительно, у каждого голосующего теперь есть формальное оправдание: участие в художественной акции, борьба за свою веру, борьба с нарушителем общественного порядка, бунтарем и так далее. И все же, каждый голосующий остается наедине со своей совестью, понимая, как легко и безнаказанно он способствует реальной смерти. Слишком сложный выбор, слишком много вопросов. Помнится, на заре западной мысли, граждане Афин приняли подобное решение, чтобы не слышать сложных вопросов, чтобы не отвечать на них. Казнь Сократа, однако, послужила великим началом европейской философии. Как и древнегреческий философ, Мавроматти никуда не собирается бежать, ожидая справедливого суда над собой, оставаясь верным своим идеям.

 

Аккаунт Олега Мавроматти в ЖЖ: http://article282.livejournal.com 

Видео-обращение Олега Мавроматти, снятое Анатолием Ульяновым: МАВРОМАТТИ. ЗАЧЕМ ПРОЕКТ «СВОЙ ЧУЖОЙ»?