«Американская история» музея Уитни
1 мая на новом месте, – в нью-йоркском районе Митпэкинг, – открылся музей американского искусства Уитни. Открылся, возможно, лучшей выставкой в своей истории – «America is hard to see», которую можно будет увидеть до конца сентября.
Осенью 2014 года музей, находившийся с конца 1960-х в Верхнем Истсайде, недалеко от Центрального парка, закрылся для переезда в новое здание – проект стоимостью 422 млн долларов архитектора Ренцо Пьяно, расположившийся в нижнем Манхэттене, районе Митпэкинг. Здание получилось очень символичным: оно находится в самом начале новой туристической мекки Нью-Йорка – парка Хай-Лайн, разбитом на месте заброшенного железнодорожного полотна, тянущегося по эстакаде над головами прохожих из района Челси в Митпэкинг.
Новое здание Музея американского искусства Уитни (c) Ed Lederman
Появление парка Хай-Лайн дало мощный импульс для развития прилегающих к парку территорий. Сейчас на месте невзрачных полузаброшенных четырехэтажных зданий из типичного для нижнего Манхэттена красного кирпича стремительно вырастают стеклянные здания, спроектированные сплошь моднейшими конструкторскими бюро; цены на недвижимость в округе резко растут; а ранее депрессивные кварталы, граничившие с портово-индустриальной зоной на берегу Гудзона, становятся местом силы. Особо показательной получится прогулка по Хай-Лайн парку сверху вниз – от 30-й улицы до Гансевоорт-стрит. Каждый следующий дом на вашем пути будет красивее, лучше, богаче, чем предыдущий, и конечным пунктом, – венцом прогулки, – будет новый дом музея Уитни. Коммерциализация, джентрификация, американская мечта.
Террасы музея Уитни и вид на Манхэттен (c) Ольга Мамонтова
Сама история музея – это история претворения американской мечты в жизнь. Начинавшийся как несколько комнат в богемном Виллидже с картинами молодых американских художников, непонятых и отвергаемых тогдашним буржуазным обществом, теперь это один из важнейших музеев Америки и крупнейшее собрание американского искусства в мире. И это могло бы стать идеальной американской мечтой, если бы не личность главного действующего лица истории – создательницы музея Гертруды Вандербильт-Уитни, наследницы миллионов, принадлежавшей к могущественному клану богатейших предпринимателей Америки, и жены крупного бизнесмена – одного их представителей семьи Уитни. Понятно, что с такими исходными данными путь к достижению американской мечты сильно сокращался. Тем не менее деятельность мадам Уитни в сфере искусства несла ощутимую поддержку в деле достижения американской мечты для целого ряда художников, в числе которых был и Дэвид Хоппер, с удовольствием посещавший дешевые уроки рисования с натуры Клуба Студии Уитни, основанном Гертрудой в 1918 году в Виллидже как место встреч и выставок художников-модернистов, не признаваемых официальным американским искусством. Там же, в клубе Уитни, прошла и первая персональная выставка художника.
Mabel Dwight (1876-1955). «Life Class» (1931) (c) Whitney Museum.
На литографии запечатлены уроки рисования с натуры в Клубе Студии Уитни. Среди участников можно заметить художника Эдварда Хоппера, которого легко опознать по лысой голове
Помимо этого, приобретая и выставляя работы молодых художников, Гертруда Вандербильт-Уитни способствовала оформлению американского модернизма как движения и созданию индустрии нового искусства в США. Знаменитая Арсенальная выставка 1913 года, помещение для которой было арендовано на деньги мадам Уитни, стала поворотным моментом в развитии современного американского искусства: в рамках выставки было продано внушительное количество картин американских и европейских модернистов, что породило интерес к новому американскому искусству и модернизму в целом, явилось толчком к зарождению индустрии коллекционирования в США и основанию крупнейших частных коллекций Америки.
Robert Henri (1865-1929). «Gertrude Vanderbilt Whitney» (1916) (c) Whitney Museum
Тем не менее до всеобщего признания американского модернизма было еще далеко: в 1929 году музей Метрополитен отказался принять в дар коллекцию Гертруды Уитни, состоявшую из 500 работ современных американских художников. Это стало толчком к созданию ее собственного музея – музея американского искусства Уитни. Он открылся в 1931 году на месте студии и клуба художников Гертруды Уитни, с тех пор несколько раз переезжал, и вот теперь обосновался недалеко от места своего зарождения.
George Bellows (1882-1975). «Dempsey and Firpo» (1924) (c) Whitney Museum
Новое здание, хотя и спроектировано итальянским архитектором, – все про Америку и об Америке. С четырех музейных террас открывается хрестоматийный вид на Манхэттен с маячащим вдали шпилем Эмпайр-стейт-билдинг. На пятом этаже, где предполагается разместить постоянную коллекцию, перед панорамными окнами расставлены диваны, с которых очень удобно наблюдать за традиционными закатами над Гудзоном. А до сентября этого года под крышей музея можно посмотреть выставку «America is hard to see» – квинтэссенцию всего американского в его лучшем виде. Эта выставка – не просто краткая история американского искусства ХХ века. Благодаря тщательной работе музейных кураторов она становится своеобразной летописью современной Америки во всех ее проявлениях.
Jasper Johns (b. 1930). «Three Flags» (1958) (c) Jasper Johns/Licensed by VAGA, New York, NY
Начиная с названия выставки, позаимствованного из стихотворения крупнейшего американского поэта прошлого столетия Роберта Фроста, здесь все символично. Кураторами ставятся вечные американские вопросы: что такое американская идентичность? Кого можно считать американцем? Что дает право называться таковым помимо паспорта гражданина США? Все это – те окаянные вопросы, которые пытался решить в том числе и музей Уитни на протяжении всей своей истории. И ответы в разные периоды этой истории давались совершенно разные. В 1948 году объектом первой ретроспективы, состоявшейся при жизни художника в музее Уитни, стал Ясуо Куниёси, эмигрировавший из Японии в начале века. Его выставка проходила в то время, когда он даже не мог официально запросить гражданство США ввиду тогдашней политической ситуации с Японией. Однако позднее политика музея по этому вопросу претерпела кардинальные изменения – одно время, в 1970-80-х гг., в музее могли выставляться только художники, имевшие паспорт гражданина США или грин-карту. На выставке можно будет увидеть картину-коллаж художницы Яёи Кусамы «Air Mail Stickers», которую в тот период едва не продали как раз по причине отсутствия американских документов у ее создательницы – японки по происхождению. Впрочем, сейчас строгих правил на этот счет в музее не существует, и в музейных залах можно будет увидеть картины художников, которые никогда не были и не являются американскими гражданами, но тем не менее работают и проживают в США.
Josh Kline (b. 1979). «Cost of Living (Aleyda)» (2014) (c) Josh Kline.
Инсталляция с использованием предметов, напечатанных на 3D-принтере.
В рамках выставки экспонируется более 600 работ четырехсот художников; все объекты – строго из собственных фондов музея. Экспозиция, хотя и организована в хронологическом порядке, получилась многослойной. Она разделена на 23 главы, которые объединяют картины по совершенно разным признакам. Тут и, понятное дело, основные течения в американском искусстве ХХ века (такие, как абстрактный экспрессионизм и поп-арт); и отражение изначально европейских стилей в американской культуре (кубизм, футуризм, сюрреализм). Работы на политические темы с освещением всех войн ХХ века, в которых участвовала Америка; объекты с острой социальной направленностью (расовая нетерпимость, борьба за свои права, проблема геев и СПИДа); отражение важнейших событий американской истории (Великая депрессия, события 11 сентября 2001 г.); рассказ о повседневной жизни города и деревни (урбанизм и регионализм в американском прочтении); использование тех или иных художественных средств выражения: геометрических фигур, разных текстур и предметов при создании картин, новых материалов для скульптур и инсталляций (латекс, неоновые лампы, плексиглас), новых технологий (видеоигры, компьютерные программы и 3D-принтеры).
Jared French (1905-1988). «State Park» (1946) (c) Whitney Museum
Но эта хаотичность выстраивается в стройное повествование, если осознавать, что единственным и главным критерием, объединяющим все четыреста работ, представленных на выставке, является сама Америка. Ее жизнь в ХХ веке, хроника событий, взглядов, вкусов, переданная изобразительными средствами. И лучше места для нее, – с видом на Эмпайр-стейт-билдинг и закатами над Гудзоном, – и не придумаешь.
Об авторе
Ольга Мамонтова закончила журфак МГУ, там же защитила кандидатскую диссертацию на тему профессиональной этики журналиста. Много лет работала фэшн-редактором в разных российских глянцевых журналах, позже – стилистом-фрилансером. Последние несколько лет живет в Вене.
Ольга Мамонтова