Арт-Каток, или Цифрами по творческому самолюбию. Премия PinchukArtCentre

1 ноября в PinchukArtCentre открылась выставка номинантов на одноименную премию. Три этажа работы и средств, вложенных в украинских художников и будущее национального искусства, сегодня может оценить каждый. Мы намеренно разделяем будущее творческих единиц от будущего страны в шапке материала: постараемся далее понять, тождественны эти понятия, или, как часто бывает, противоположны.


Официальный релиз премии дает следующее определение: «первая общенациональная премия в области современного искусства, которая открывает, признает и долгосрочно поддерживает новое поколение украинских художников». Нам очень интересно узнать, насколько художники были открыты, готовы ли к признанию и в чем может дополнительно выражаться поддержка, о которой возможно и не подозревают организаторы премии? Перейдем к цифрам.

 

20 молодых украинских художников, лучшие из достойных, по версии PinchukArtCentre на осень 2013 года.

По состоянию на ноябрь 2013 года 10 из 20 номинантов премии имеют аукционные истории в пределах Украины. Вот вам и «молодые открытия». С другой стороны, это не конкурс «Мисс Вселенная», куда не допускаются официально замужние девушки, а с потерей девственности участвовать можно – приравняем участие в публичных торгах ко второму. Но интересно понять, насколько арт-дефлорация аукционным домом была болезненной для художников, или радостно-незаметной. Иными словами, насколько успешными были торги? Рассмотрим участников в алфавитном порядке.

 

Анатолий Белов. Дважды его работы были выставлены на официальные торги: в 2009 и 2010 году. В первом случае, при эстимейте $ 7 000 – 8 000 (аппликация на заборе без названия размером два на два с половиной) данные о продаже отсутствуют (как же надоело передавать приветы украинским аукционным домам!), годом позже за «Супер-искусство Толика», нарисованное фломастером и гелевой ручкой на листе формата А4 просили $ 400 – 500. Не дали. Судя по тому, что созданная для PAC работа отнесена к новому жанру «короткометражного мюзикла», аукционный опыт решено повторить в новом формате.

Даниил Галкин. В 2011 году диптих из серии «Мальвы» был выставлен на киевском аукционе, с эстимейтом $ 3 000 – 4 000, работа покупателя не нашла. Продолженная аукционная летопись художника – тоже. Судя по тому, что художник перешел к жанру инсталляции, традиционная живопись также отошла на второй план в творческих приоритетах. Хотя, подозреваю, увидим мы на публичных торгах его 10-метровый стальной турникет не скоро.

 

Добрыня Иванов. В том же 2011 году 20 тарелок стали единым лотом в качестве серии «Plate Painting». И оценивались сравнительно недорого: за $ 1 000 – 1 500 состоятельные люди вполне привыкли покупать сервиз со штампом Villeroy & Boch. Но, к сожалению, с авторским штампом украинского художника керамика продана не была. Однако практика «повседневных вещей» в творчестве художника изменений не претерпела, что косвенно намекает на наличие осознанного вектора. Это подтверждает и участие в выставочном проекте при Академии искусств в Вильнюсе (в том же «тарелочном» 2011 году), и номинация на Henkel Art Award в году нынешнем. Не сломали парня тарелки.

 

Жанна Кадырова. Самый статусный художник из представленных «молодых». Однако имеем те же две аукционные истории: в 2009 году скульптура из керамической плитки «Пролом №1» с эстимейтом $ 10 000 – 13 000 ушла в статистическую неизвестность, в 2011 инсталляция «Форма света», созданная из настольной лампы и анимированного бетона, официально продана не была. Отмечаем и понижение эстимейта: $ 3 000 – 4 000. Однако, судя по успешности карьеры Жанны за рубежом, украинский аукционный опыт был отправлен художником далеко и прямо.

Жанна Кадырова, Монументальная пропаганда. Фотографии предоставлены PinchukArtCentre © 2013. Фотограф: Сергей Ильин

Мария Куликовская. Ткань, масло, акрил, жидкий пластик: с таким набором художник подошел к публичным торгам в 2011 году. По первому лоту информация отсутствует, во второй раз работа продана не была. Отметим, что в обоих случаях аукционный дом (один и тот же) брал женские портреты приблизительно одного формата (два на полтора метра), средний эстимейт составил $ 4 500.

 

 

Мария Куликовская, Soma, 2013. Фотографии предоставлены PinchukArtCentre © 2013. Фотограф: Сергей Ильин

Александр Курмаз. В 2011 году участвовал четырьмя работами на киевском аукционе, с одинаковым эстимейтом $ 700 – 1 000. К сожалению, результат также оказался одинаков – работы не продались. Однако это не имеет не малейшего отношения к желанию Александра участвовать в международных выставках, резиденциях и премиях, что он и продемонстрировал в последние годы.

 

Александр Курмаз, Действие/Противодействие. Объекты и интервенции в публичном пространстве и помещении PinchukArtCentre. Фотографии предоставлены PinchukArtCentre © 2013. Фотограф: Сергей Ильин


Роман Минин. Автор работы с провокационным названием «План побега из Донецкого региона» в этом и минувшем году дважды был замечен среди аукционных лотов. Акрил на картоне был оценен в $ 1 500 – 2 500, акрил на холсте возрос в представлении дома до $ 3 000 – 4 000. Однако информация по результатам торгов отсутствует. Что не помешало Роману организовать Фестиваль стрит-арта в Донецке и участвовать во многих групповых выставках.

 

 

Роман Минин, План побега из Донецкой области, 2013. Фотографии предоставлены PinchukArtCentre © 2013. Фотограф: Сергей Ильин


Лада Наконечная. Даже несмотря на отсутствие информации по результатам продаж, можем отследить интересную динамику: в 2009 году работа художника (позиционированная как «объект» размером 30 на 30 см.) была выставлена с эстимейтом $ 2 500 – 3 000, в 2010 (холст, масло, печать) имела эстимейт на уровне $ 5 000 – 7 000, а в 2011 (для тех же холста, масла и печати) оценка была снижена до $ 3 000 – 4 000. Можно предположить следующее: в первый раз работа нашла покупателя, поэтому годом позже эстимейт вырос (как за счет размера работы, так и имени художника). Однако продажа состоялась ниже эстимейта, поэтому на следующие торги таковой был занижен. Номинируется на премию PinchukArtPrize в третий раз.

 

Николай Ридный. О, зарубежный аукционный дом! Можно дальше угадаем? Скорее всего, 2009 год и продажа состоялась? Точно! Philips de Pury (тогда еще с полным партнерским названием) реализовал работу «Проект жесты» за 2 375 фонтов стерлингов при эстимейте GBP 2 000 – 3 000. Можем же, когда хотим (правда, эта фраза адресована не художнику). В том же году работа Николая в той же технике и схожего размера была выставлена на киевском аукционе с эстимейтом $ 4 000 – 5 000… жаль, что дальнейшая информация отсутствует, но почему-то верится, что картина ушла с молотка. А вот годом позже, при эстимейте в $ 5 000 – 7 000, лот продан не был. И неизвестно, чьей вины больше: аукционного дома, не имеющего правил публикаций результатов торгов, представителей художника, посчитавших “лондонскую планку” достаточной для нескольких лет успешных продаж в Украине, или чего-то еще. Тем не менее, прецедент есть: украинский молодой художник был продан за пределами страны на публичных торгах.

 

Олеся Хоменко. Четыре аукционных истории, один и тот же киевский дом. Просто факты: 2009 год – эстимейт $ 10 000 – 15 000 (информация отсутствует), 2010 –  2 работы эстимейтом $ 5 000 – 7 000 (обе не проданы), 2011 – эстимейт $ 6 500 – 8 000 (информация отсутствует). Номинация на премию в 2013 году – четвертая за последние несколько сезонов, в которых Олеся отметилась участием в международных выставках и резиденциях.

 

Итого имеем:


- средний эстимейт для молодых украинских художников 4 000 - 6 000 USD, превышения эстимейта по продажам не зафиксировано, без повторных продаж. В 50% случаев результаты торгов не публиковались, в 40% работы проданы не были.

- единственная зарубежная продажа состоялась на лояльном к украинскому искусству аукционе Philips de Pury в 2009 году, в пределах эстимейта.

Складывается впечатление, что молодые украинские художники живут отдельно от аукционных историй. Оно и верно – если работы не продаются (вернее, успешнее продаются в непубличной среде), зачем отвлекаться на негативные раздражители? Другое дело, что большинство это не остановило в работе, и творческий потенциал страны неустанно принимает участие в грантовой работе, участвует в конкурсах, номинируется на премии, меняет резиденции и курсы движения. Однако, как в профессиональном боксе, спортсмена не подпускают к серьезным соперникам до набора определенного уровня, необходимого для прогнозируемой победы, так и в арт-среде патологически вредно выводить молодого художника на аукцион БЕЗ гарантированной заинтересованности потенциального коллекционера. Особенно, если работа представителя с творческой единицей не проектная, а постоянная. В этом отношении мне очень интересно увидеть судьбу номинантов на PinchukArtPrize 2013 спустя год, а особенно лауреата Первой премии, который перейдет на следующий уровень – борьбу за Future Generation Art Prize.

 

Материал был бы неполным, не возьмись мы предположить, что случится с лауреатами нынешней премии на примере победителей прошлых сезонов. Итак, Артем Волокитин, обладатель первой премии PinchukArtCentre 2009 года. До присуждения имел всего одну аукционную историю (Украина, 2009), результат при эстимейте $ 10 000 - 12 000 не опубликован. Зато после яркой награды работы художника были замечены на пяти торгах (все в пределах страны, 2010-2012 год). Нужно сказать, результат очень приличный для украинского художника: в двух случаях работы уходили в пределах эстимейта, единожды работа официально реализована не была, в остальных случаях информация отсутствует. Особого внимания заслуживает предварительная оценка работ: средний эстимейт составил $ 10 000 - 12 000 (по таким ценам зачастую уходят наши признанные мэтры). В 2013 году на публичные торги работы не выставлялись, повторных продаж не зафиксировано.

 

Более "свежий" пример. Никита Кадан, один из самых заметных молодых художников Украины, лауреат PinchukArtCentre 2011 года. До самого награждения имел 7 аукционных историй - после ни одной. В четырех случаях из семи работы проданы не были (средний эстимейт $ 2 500 - 4 000), среди них в 2008 году несостоявшаяся продажа в Москве. Наиболее успешным стал 2009 год, когда работа Никиты «Без названия (Проект места действия)» ушла с молотка аукционного дома Philips de Pury за 4 375 фунтов при эстимейте GBP 4 000 - 6 000. По двум оставшимся продажам данные отсутствуют. Получается, что для одного из самых успешных дарований, стремительно перешедшего из разряда "молодых" в категорию "признанных", премия в плане публичных продаж не дала ничего - но одновременно усилила международное признание, публичность и частные продажи. Критики рукоплещут, инвестор посмотрит скептически. 

 

Традиционно обратимся к воображаемому коллекционеру и инвестору. В молодого украинского художника стоит вкладывать, если:

-       у вас есть загородный дом и лужайка для большой инсталляции;

-       вы готовы инвестировать ради будущего страны и ее культуры больше, чем для собственной прибыли;

-       вы не желаете выстаивать длинные очереди на открытия, воспользовавшись персональным пригласительным. 

Развивающееся украинское искусство не стоит вложенных деньги, если вы:

-       рассчитываете, что автор ваших работ спляшет в церкви или воспользуется гвоздями и брусчаткой центральной площади для своей следующей серии;

-       уверены, что художник будет вам за это лично благодарен;

-       не готовы поддерживать будущие проекты художника на уровне мецената.

 

Отвечая на личные письма публично: Я вовсе не против деятельности галерей и арт-дилеров. И те и другие – необходимая часть рынка, без которой он заледенеет. Более того, именно галерейному бизнесу Украина обязана развитием искусства внутри страны, а также его выходом на международный рынок. Оформившийся несколько лет назад класс независимых арт-дилеров только дополнил эту картину. Но! Ирония по поводу тех и других направлена на безостановочное продолжение финансовой интеграции в зарубежную среду. Скажем, такой инструмент, как продажа картины на аукционе самому себе, с целью повышения ликвидности художника – это нередкий инструмент, отнюдь не запретный, хоть и публично негативно воспринимаемый рынком. Если рассказать это Чарльзу Саатчи и его другу Херсту, они вам посочувствуют. Однако этим инструментом нужно пользоваться не эпизодически-спонтанно, а планомерно и последовательно. Очевидно, что у всех арт-дилеров не хватит средств ежегодно выкупать свои же работы в ожидании реального интереса рынка, но тогда не стоит делать этого вовсе.

Не совсем приятен тот факт, что после громкой продажи за рубежом вся «громкость» уходит в Украину, а западным СМИ не достается ничего. Но можно ведь потратить еще немного денег, чтоб об украинских художниках написали по месту продажи! Иначе становится очевидно, для какого рынка был поставлен очередной рекорд. То же касательно галерей. Отдаю отчет, что публикуя информацию о серьезных продажах, они попадают под не менее серьезное налогообложение. А вот здесь баланс: хотят ли галереи приобрести новых клиентов за счет официальных данных о своих художниках, или рассчитывают на доверие к цифрам устоявшихся покупателей, устанавливая стоимость устно. Больше на эту тему не слова. На этой неделе – точно.

 

 

Денис Белькевич