Art Vilnius: импульс к экспериментам
Каким был в этом году Art Vilnius – один из крупнейших арт-форумов Восточной Европы, рассказывает куратор, директор Kyiv Art Week, Мария Вторушина.
Art Vilnius – ярмарка, которая собрала в этом году 55 галерей, 200 художников из 20 стран. Также в программу мероприятия вошли три некоммерческих спецпроекта. Событие было насыщено дополнительными активностями: лекциями, мастер-классами, перформансами.
Усі фото: прес-служба ярмарку
Первое, что запоминается – архитектура. Выставка проходит в Litexpo. Это здание, построенное в 2009 году, стилистически очень напоминает советский конструктивизм. Яркий образец такого функционального стиля – Дворец художественных выставок в Вильнюсе, законченный в 1967 году. В столице Литвы очень бережно относятся к хорошей советской архитектуре, за зданиями следят, и новые постройки зачастую наследуют формы 1960-х годов. Поэтому здания разных периодов сочетаются очень гармонично. Основная форма ансамбля Litexpo – прямоугольный треугольник. Эту же фигуру выбрали архитекторы Olga Voišnis и Miglė Nainytė для экспозиционных боксов. Вышло необычное, размеченное зигзагами пространство, в котором каждая галерея обживала свою зону.
Представлено было более 200 художников. Продажи на ярмарке шли достаточно бойко, хотя супер-звезд там не было. Art Vilnius ориентирован на средний класс, и это здорово. Там собираются люди, которым действительно интересно искусство и его смыслы, а не только причастность к роскоши. Местные коллекционеры приобретают вещи, которые не будут храниться в сейфе, а сразу же станут частью их жизни. Балтийский рынок находится на стадии формирования, но количество галерей в одном только Вильнюсе говорит о положительных тенденциях.
Мои симпатии не всегда совпадали с симпатиями жюри. Например, главный приз получил художник Mindaugas Navakas. Мне же больше всего запомнился перформанс Sarah Haddou, которая участвовала в кураторском проекте Diana Stomienė и Sonata Baliuckaitė. Парижская художница сделала объект, одновременно напоминающий гроб, крест и ящик фокусника. Из него торчали женские руки и ноги. В первый день выставки гости думали, что это восковая фигура. Но потом перформер, лежавшая в кресте, начала шевелиться. Крест прикрывал тело женщины таким образом, что напоминал еще и паранджу. И сразу же думаешь о двух противоположностях. С одной стороны − об опасности, которую таит в себе фанатизм, о том, как Европа боится террора, который ассоциируется с образом женщины, закутанной в хиджаб. С другой стороны − о тех табу, которые накладывает на женщину религиозная система мышления.
Перформанс Sarah Haddou
Приз зрительских симпатий получила Dusetų dailės galerija и я, признаюсь, тоже голосовала за нее. Экспозиция была выстроена на обостренном эстетическом восприятии. Зрителя полностью погружали в атмосферу инсталляции. Художники Remigijus Kriukas и Indrė Stulgaitė-Kriukienė размышляли о циркуляции материи во Вселенной, и о балансе между порядком и хаосом. Иногда, среди тяжелых концепций и длинных текстов, посвященных социальным проблемам, хочется просто наслаждаться искусством. Это был именно такой проект.
В Литве искусство активно поддерживается государством. Art Vilnius стабильно получает государственное и городское финансирование, это событие является знаковым для современной городской культуры. Очень хорошо работает программа поддержки художников, которым власти предоставляют стипендии и мастерские в республике искусства — Uzupis (Заречье), которая находится в центре Вильнюса. Хотелось бы, чтобы Киев перенял продуктивный литовский опыт содействия между городом и арт-сообществом. Справедливости ради, нужно отметить особое внимание организаторов Art Vilnius к участникам и гостям из Украины, благодаря которому создавалась приятная дружеская атмосфера. В экспозиционную часть ярмарки вошла работа Романа Михайлова «Обожжённая реальность».