Аут 3: Сны наяву, савантизм и визионерство
C 5 апреля по 18 мая в Национальном музее Тараса Шевченко проходит организованная объединением «Клиника Дорошенко-Грищенко» выставка «Аут 3: Сны наяву, представляющая вниманию зрителей «другое», «альтернативное» искусство.
Давид Чичкан на открытии выставки «Аут 3: Сны наяву»
«Сны наяву» – третья выставка в рамках ежегодного проекта «Аут», поднимающего в украинском обществе дискуссию об аутизме и посвященного художественному исследованию проблематики «аутизации» современного мира и человека. Проект «АУТ» стартовал в 2010 году выставкой, посвященной Всемирному Дню аутизма, организованной по инициативе Оксаны Грищенко, с сокуратором в лице Татьяны Гершуни. В рамках этой выставки аутизм представлялся социокультурным феноменом современного общества.
Оксана Грищенко:
«У проблемы аутизма есть несколько аспектов, каждый из которых остроактуален и из года в год оказывает все большее влияние на общество. Один из них - это драматическое увеличение числа детей с диагнозом "аутичного спектра", ведь сегодня уже практически каждый сталкивался с этим лично, знает о ребенке родственников, соседей или знакомых, которому был бы поставлен такой диагноз.
Другой аспект – аутизация людей без диагноза, сознательный или неосознанный уход из общества "добровольно". Этот феномен опосредован и объясняется новыми технологиями коммуникации, перенасыщенным информационным полем, но одновременно он свидетельствует об аутизме как о естественном состоянии человека, будь то его защитной реакцией или следующим этапом развития.
Третий аспект, интересующий Клинику – взаимоотношение аутизма и творчества, осознание того, что изменять мир способны лишь люди по определению нестандартные, и, быть может, именно в аутизации общества кроется ключ к будущему человеческой цивилизации».
Экспозиция выставки "Аут 3: Сны наяву", работы Григория Ющенко
Перед участниками первой выставки, которыми в основном были украинские художники, стояла задача осмыслить аутизм как осознанный побег современного человека от реальности, перенасыщенной информацией, и, по возможности, передать опыт другого, аутиста – ребенка или взрослого. По мнению Тамары Злобиной, написавшей очерк о выставке для журнала «Спільне», последнее кураторам и участникам так и не удалось. Однако проект состоялся и имел продолжение уже с большим размахом – выставка «АУТ-2011: Нейроразнообразие» проходила под кураторством американского куратора, доктора медицинских наук Коана Джеффа Байза (в сотрудничестве с Татьяной Гершуни) и собрала как украинских, так и международных участников. Что важно, среди участников были нейроотличные художники, синестеты, люди аутичного спектра (Кейси Меткалф, Тимоти Конавей и др.). Выставка имела параллельную программу, включающую в частности серию мастер-классов Марши Смайлак, и походила на полноценный фестиваль. Зрителям и участникам было предложено заглянуть внутрь себя, углубиться в собственные чувства, представить опыт нейроразнообразия как основу творческого потенциала и использовать его с целью самопознания.
Виктор Топоров
Третий «Аут» посвящен daydreaming-у в жизни и визионерству в искусстве. Кураторами проекта выступили Оксана Грищенко и Виктор Топоров, российский литературный критик, писатель и переводчик. На вопрос, почему на роль куратора был приглашен специалист из области литературы, а не современного искусства, соучредитель «Клиники Дорошенко-Грищенко» Константин Дорошенко ответил следующее:
«Практика привлекать к курированию художественных проектов не маркированных кураторов, но критиков да и вообще исследователей, мыслителей, мне кажется плодотворной. Кураторы склонны к самоповторам, их визуальное восприятие часто транслирует конвенциональные штампы. Для нас важно не соответствие тенденциям, а диалог искусства с обществом, своевольный, если хотите. Виктор Топоров для этого – одна из лучших кандидатур. Его статьям, и вовсе не только литературоведческим, свойственна авторская оптика, они – плод живого и злого ума. Переводчик немецких, британских, голландских классиков, он привык проникать не просто в текст, но в менталитет автора, то есть – в его культурную реальность, включая повседневную. "Любимых убивают все, но не кричат о том...", – читаете вы Уайльда, переживая горечь осужденного поэта, как свою. А это ведь – Топоров. Его перевод! Сборники его статей, к примеру, "Жесткая ротация", дают представление о российской, а следовательно – постсоветской новейшей истории – социальной, ментальной, политической – не просто истории культуры. В них присутствует пульс времени. Да и к визуальному Топоров имеет отношение прямое – еще в 70-е он отбирал работы для неофициальных выставок художников в Питере, о некоторых из них – писал. Психология творчества – среди его профессиональных интересов. А тут уж связь с идеей АУТа, психического и мыслительного выхода за рамки так называемой "нормы" – прямая. Много лет следя за работой Виктора Леонидовича, прошлым летом я случайно увидел его пост об аутизме в Фэйсбуке. Как свойственно Топорову – попадающий в точку. Это подтолкнуло нас с Оксаной Грищенко предложить ему кураторство третьего АУТа. А уже над концепцией, отбором участников и работ кураторы работали следующие полгода.
Кстати, именно Топоров предложил выставить Тараса Шевченко, как визионера. В Петербурге художественное наследие нашего классика воспринимают более разносторонне, чем у нас».
В экспозиции - две работы Ричарда Энсетта из серии «Мальчики в городском парке», реализованной в рамках резиденции в «Изоляции» в Донецке под руководством Бориса Михайлова
Аутизм и визионерство Виктор Топоров связывает через савантизм. По его мнению, одной из феноменальных способностей савантов – наряду, к примеру, с уникальной памятью – является склонность к видениям, воображению, созданию своеобразной вымышленной реальности, фактически визионерству.
Зал Павла Лосева
Если говорить о «Снах наяву» с точки зрения динамики развития проекта «Аут», то это – скорее спад в сравнении с прошлогодней выставкой. Экспозиция «Снов» не масштабна, невелико и количество участников выставки, среди которых питерцы Павел Лосев и Григорий Ющенко, Максим Кантор (Москва), киевляне Майкл Мерфенко и Давид Чичкан, а также британец Ричард Энсетт и американка Светлана Ла Вэй. К слову, искусство последних было представлено парой работ, в отличие от русских и украинских художников, каждый из которых удостоился отдельного зала. Но, несмотря на такой скромный состав участников, само построение экспозиции тоже раскрывает заявленную тему проекта.
Работы Майкла Мерфенко
Тарас Шевченко. Русалки
«Сны наяву» актуализировали и творчество Тараса Шевченко, которого Виктор Топоров причислил к выдающимся визионерам (возможно, подразумевая и его литературу), и включил несколько его графических работ в экспозицию. Возможно, именно потому выставка и прошла в Национальном музее Тараса Шевченко, сотрудники которого – как ни странно в виду прошлогодних прецедентов закрытий выставок – до сих пор относились к экспозиции терпимо. Без каких бы то ни было эксцессов прошел даже поэтический перформанс питерской художницы Натальи Романовой.
Поэтический перформанс Натальи Романовой
В целом, в первую очередь необходимо говорить не о художественной ценности проекта «Аут», а о его социальном значении. На сегодня – это одна из немногих инициатив, поднимающих в украинском обществе вопрос о жизни людей с расстройствами аутического спектра, которые в отечественной ситуации все еще остаются исключенными из социальной жизни и отношений. Как справедливо замечает Андрей Боборыкин, в то время как «в Америке аутисты могут снимать фильмы, писать картины, преподавать в университетах Лиги плюща и колесить по стране с лекциями, Украине нужен еще не один АУТ, чтоб хотя бы начать двигаться в этом же направлении».
В тоже время количество людей с расстройствами аутического спектра или шире – синдромом Аспергера – действительно растет, и это касается, как особенностей врожденных, так и приобретенных. Оптика «Клиники Дорошенко-Грищенко» понятна и справедлива – общество действительно меняется. Меняется и сам человек, перед которым общество ставит другие задачи, делает ему новые запросы. Для развития современных науки и техники, создания актуальной продукции необходима высокая степень концентрации, средоточие мысли и сил, мощный интеллект и специфические навыки использования дигитальных технологий. Все это меняет человека – его повседневную жизнь, характер, привычки. К тому же, когда количество людей на планете растет, хорошо бы быть «потише» – во всех смыслах этого слова. Станет ли тишина в будущем общественной нормой, и когда это случится – вопрос пока слишком общий, но подобные тенденции очевидны, и искусство может и должно работать с ними, как с любыми изменениями реальности.