Аут 3: Сны наяву, савантизм и визионерство

C 5 апреля по 18 мая в Национальном музее Тараса Шевченко проходит организованная объединением «Клиника Дорошенко-Грищенко» выставка «Аут 3: Сны наяву, представляющая вниманию зрителей «другое», «альтернативное» искусство.


Давид Чичкан на открытии выставки «Аут 3: Сны наяву»


«Сны наяву» – третья выставка в рамках ежегодного проекта «Аут», поднимающего в украинском обществе дискуссию об аутизме и посвященного художественному исследованию проблематики «аутизации» современного мира и человека. Проект «АУТ» стартовал в 2010 году выставкой, посвященной Всемирному Дню аутизма, организованной по инициативе Оксаны Грищенко, с сокуратором в лице Татьяны Гершуни. В рамках этой выставки аутизм представлялся социокультурным феноменом современного общества.

Оксана Грищенко:

«У проблемы аутизма есть несколько аспектов, каждый из которых остроактуален и из года в год оказывает все большее влияние на общество. Один из них - это драматическое увеличение числа детей с диагнозом "аутичного спектра", ведь сегодня уже практически каждый сталкивался с этим лично, знает о ребенке родственников, соседей или знакомых, которому был бы поставлен такой диагноз.

Другой аспект – аутизация людей без диагноза, сознательный или неосознанный уход из общества "добровольно". Этот феномен опосредован и объясняется новыми технологиями коммуникации, перенасыщенным информационным полем, но одновременно он свидетельствует об аутизме как о естественном состоянии человека, будь то его защитной реакцией или следующим этапом развития.

Третий аспект, интересующий Клинику – взаимоотношение аутизма и творчества, осознание того, что изменять мир способны лишь люди по определению нестандартные, и, быть может, именно в аутизации общества кроется ключ к будущему человеческой цивилизации».

Экспозиция выставки "Аут 3: Сны наяву", работы Григория Ющенко


Перед участниками первой выставки, которыми в основном были украинские художники, стояла задача осмыслить аутизм как осознанный побег современного человека от реальности, перенасыщенной информацией, и, по возможности, передать опыт другого, аутиста – ребенка или взрослого. По мнению Тамары Злобиной, написавшей очерк о выставке для журнала «Спільне», последнее кураторам и участникам так и не удалось. Однако проект состоялся и имел продолжение уже с большим размахом – выставка «АУТ-2011: Нейроразнообразие» проходила под кураторством американского куратора, доктора медицинских наук Коана Джеффа Байза (в сотрудничестве с Татьяной Гершуни) и собрала как украинских, так и международных участников. Что важно, среди участников были нейроотличные художники, синестеты, люди аутичного спектра (Кейси Меткалф, Тимоти Конавей и др.). Выставка имела параллельную программу, включающую в частности серию мастер-классов Марши Смайлак, и походила на полноценный фестиваль. Зрителям и участникам было предложено заглянуть внутрь себя, углубиться в собственные чувства, представить опыт нейроразнообразия как основу творческого потенциала и использовать его с целью самопознания.

Виктор Топоров


Третий «Аут» посвящен daydreaming-у в жизни и визионерству в искусстве. Кураторами проекта выступили Оксана Грищенко и Виктор Топоров, российский литературный критик, писатель и переводчик. На вопрос, почему на роль куратора был приглашен специалист из области литературы, а не современного искусства, соучредитель «Клиники Дорошенко-Грищенко» Константин Дорошенко ответил следующее:

«Практика привлекать к курированию художественных проектов не маркированных кураторов, но критиков да и вообще исследователей, мыслителей, мне кажется плодотворной. Кураторы склонны к самоповторам, их визуальное восприятие часто транслирует конвенциональные штампы. Для нас важно не соответствие тенденциям, а диалог искусства с обществом, своевольный, если хотите. Виктор Топоров для этого – одна из лучших кандидатур. Его статьям, и вовсе не только литературоведческим, свойственна авторская оптика, они – плод живого и злого ума. Переводчик немецких, британских, голландских классиков, он привык проникать не просто в текст, но в менталитет автора, то есть – в его культурную реальность, включая повседневную. "Любимых убивают все, но не кричат о том...", –  читаете вы Уайльда, переживая горечь осужденного поэта, как свою. А это ведь – Топоров. Его перевод! Сборники его статей, к примеру, "Жесткая ротация", дают представление о российской, а следовательно – постсоветской новейшей истории –  социальной, ментальной, политической – не просто истории культуры. В них присутствует пульс времени. Да и к визуальному Топоров имеет отношение прямое – еще в 70-е он отбирал работы для неофициальных выставок художников в Питере, о некоторых из них – писал. Психология творчества – среди его профессиональных интересов. А тут уж связь с идеей АУТа, психического и мыслительного выхода за рамки так называемой "нормы" – прямая. Много лет следя за работой Виктора Леонидовича, прошлым летом я случайно увидел его пост об аутизме в Фэйсбуке. Как свойственно Топорову – попадающий в точку. Это подтолкнуло нас с Оксаной Грищенко предложить ему кураторство третьего АУТа. А уже над концепцией, отбором участников и работ кураторы работали следующие полгода.
Кстати, именно Топоров предложил выставить Тараса Шевченко, как визионера. В Петербурге художественное наследие нашего классика воспринимают более разносторонне, чем у нас».

В экспозиции - две работы Ричарда Энсетта из серии «Мальчики в городском парке», реализованной в рамках резиденции в «Изоляции» в Донецке под руководством Бориса Михайлова


Аутизм и визионерство Виктор Топоров связывает через савантизм. По его мнению, одной из феноменальных способностей савантов – наряду, к примеру, с уникальной памятью – является склонность к видениям, воображению, созданию своеобразной вымышленной реальности, фактически визионерству.

Зал Павла Лосева


Если говорить о «Снах наяву» с точки зрения динамики развития проекта «Аут», то это – скорее спад в сравнении с прошлогодней выставкой. Экспозиция «Снов» не масштабна, невелико и количество участников выставки, среди которых питерцы Павел Лосев и Григорий Ющенко, Максим Кантор (Москва), киевляне Майкл Мерфенко и Давид Чичкан, а также британец Ричард Энсетт и американка Светлана Ла Вэй. К слову, искусство последних было представлено парой работ, в отличие от русских и украинских художников, каждый из которых удостоился отдельного зала. Но, несмотря на такой скромный состав участников, само построение экспозиции тоже раскрывает заявленную тему проекта. 

Работы Майкла Мерфенко


Экспозиция построена в залах музея Шевченко по кругу: из помещения со спящим в экспозиции Давидом Чичканом вы попадаете в зал с работами Майкла Мерфенко, которые иначе, как «кислотным» визионерством, не назовешь, оттуда – в зал Кантора, из которого – в зал Ющенко, потом – Лосева, а затем – снова в первый зал и так далее и тому подобное, как в бесконечном сне, которому нет конца и края, как в лабиринте Страны чудес, по которой гуляла во сне Алиса. Не хуже Льюиса Кэрролла постарались организаторы выставки в создании фантасмагорической атмосферы, обив стены музейных залов черным и красным велюром, прикоснувшись к которому рукой или спиной, зритель ощущал бездну, сонную «иллюзию». Хоть это, возможно, было сделано и несознательно.

Тарас Шевченко. Русалки 


«Сны наяву» актуализировали и творчество Тараса Шевченко, которого Виктор Топоров причислил к выдающимся визионерам (возможно, подразумевая и его литературу), и включил несколько его графических работ в экспозицию. Возможно, именно потому выставка и прошла в Национальном музее Тараса Шевченко, сотрудники которого – как ни странно в виду прошлогодних прецедентов закрытий выставок – до сих пор относились к экспозиции терпимо. Без каких бы то ни было эксцессов прошел даже поэтический перформанс питерской художницы Натальи Романовой.

Поэтический перформанс Натальи Романовой 

 

В целом, в первую очередь необходимо говорить не о художественной ценности проекта «Аут», а о его социальном значении. На сегодня – это одна из немногих инициатив, поднимающих в украинском обществе вопрос о жизни людей с расстройствами аутического спектра, которые в отечественной ситуации все еще остаются исключенными из социальной жизни и отношений. Как справедливо замечает Андрей Боборыкин, в то время как «в Америке аутисты могут снимать фильмы, писать картины, преподавать в университетах Лиги плюща и колесить по стране с лекциями, Украине нужен еще не один АУТ, чтоб хотя бы начать двигаться в этом же направлении».

В тоже время количество людей с расстройствами аутического спектра или шире – синдромом Аспергера  действительно растет, и это касается, как особенностей врожденных, так и приобретенных. Оптика «Клиники Дорошенко-Грищенко» понятна и справедлива – общество действительно меняется. Меняется и сам человек, перед которым общество ставит другие задачи, делает ему новые запросы. Для развития современных науки и техники, создания актуальной продукции необходима высокая степень концентрации, средоточие мысли и сил, мощный интеллект и специфические навыки использования дигитальных технологий. Все это меняет человека – его повседневную жизнь, характер, привычки. К тому же, когда количество людей на планете растет, хорошо бы быть «потише» – во всех смыслах этого слова. Станет ли тишина в будущем общественной нормой, и когда это случится – вопрос пока слишком общий, но подобные тенденции очевидны, и искусство может и должно работать с ними, как с любыми изменениями реальности.