Даша Кольцова: «ГОГОЛЬFEST – пространство, в котором генерируются новые ценности и создаются новые кадры»

С 17-27 сентября в Киеве традиционно пройдет восьмой международный мультидисциплинарный фестиваль современного искусства, «ГОГОЛЬFEST». Накануне открытия ART UKRAINE встретился с куратором визуальной программы фестиваля Дарьей Кольцовой и поинтересовался, каким в этом году стоит ожидать одно из самых масштабных культурных событий в Украине.

 

Дайджест визуальной программы «Гогольфест’15»


В прошлом году ты также занимала позицию куратора визуальной программы «ГОГОЛЬFEST». Расскажи немного о фестивале 2014-го.


В 2014-м, когда мы с Владом Троицким все утвердили, до фестиваля оставалось меньше месяца. Всего за три недели было необходимо сделать программу, найти технику и бюджет. В прошлом году удалось отмести максимум недостаточно качественных, зрелых, интересных и профессиональных проектов. Хотя open-call'а не было, пришло около 200 заявок, но из них было показано только две…

 

Здорово, жесткий отбор формирует имидж фестиваля. Какие заявки были тобой одобрены?


Проект Виктории Пидуст и Владимира Бевза. Это была их первая выставка, а потому для меня, как для куратора, приятно открывать новые имена. Сейчас они получили стипендию и учатся в Берлине. Также хочу отметить онлайн-перформанс «Радио для никого» (Украина, Россия, Финляндия). Утопическое радио, которое не ориентируется ни на одного слушателя. Удалось показать 40 арт-буков Гамлета Зиньковского, новую работу Романа Минина, проект Владислава Краснощека из группы «Шило», которая потом поехала на Paris Photo. Именно на Гогольфесте начался проект Романа Михайлова, который потом был продолжен инсталляциями «Хрупкость» и «Хрупкость 2». В основной программе принимало участие 35 человек. Она размещалась на галереях вторых этажей и в Public Space. Это был максимум, который удалось  сделать за 3 недели.

 

Даша Кольцова во время экскурсии по визуальной части «Гогольфест’15»

 

Чем, на твой взгляд, отличается подготовка «ГОГОЛЬFEST» 2014 и 2015 года?


В этом году подготовка и программа отличается коренным образом. Я начала готовиться еще с прошлой осени, но жизнь вносит свои коррективы и не дает расслабляться. Мы переехали на другую локацию, – на ВДНХ, – и за последние две недели программа принципиально изменилась.

 

Это все из-за смены выставочного пространства?


Конечно, для меня пространство является соавтором. На киностудии Довженка было много небольших затемненных комнат, они идеально подходили для капсульных небольших проектов, видео. Что-то вроде создания множество отдельных микромиров. На ВДНХ совершенно другое пространство – со своей памятью, светом и другими масштабами.

 

В процессе подготовки к визуальной программе

 

В каких локациях будет представлена визуальная программа фестиваля?


Визуальной программе всегда тяжелее всего с переездом. Я была одной из первых, кто выбирал себе локации, и могу с уверенностью сказать, что влюблена во все свои павильоны. Один, к примеру, химической промышленности – большой,  светлый, с толстенным слоем штукатурки, которая невероятно красиво отслаивается от стен…

 

Художникам, как правило, нравится подобная фактура.


Да! Там я строю ту часть своего проекта, которая больше относится к утопическим романтизированным или эскапистским настроениям. Другой – павильон угольной промышленности, подземный особый мир. Спускаясь по винтовой лестнице в шахту, вспоминаются произведения социальной фантастики от Замятина или Хаксли до Оруэлла. Зритель почувствует своеобразную дихотомию. Визуальная программа представлена также в 9, 19, 38 павильонах, но основные проекты будут размещены в 13 и 21.

 

Для Украины профессия куратора относительно новая. Что входит в твой круг обязанностей? Я думаю, что куратор – это кто-то вроде проводника между художником и зрителем.


Для меня кураторский проект – такое же высказывание, как и авторский, просто полифоническое. Куратор, как художник, всегда понимает, о чем он хочет говорить со зрителем. В идеале мы не должны заниматься менеджментом и поиском средств, но, к сожалению, иногда приходиться совмещать много функций. Гогольфест – не исключение. По этой причине в прошлом году была организована школа арт-менеджента, во время которой студенты находили и «вели» различное проекты. В этом году часть из них уже полноценные члены команды. Что касается определения роли куратора во всем процессе, предлагаю вспомнить Макса Фрая, который называет кураторскую деятельность «принципиально иной формой авторства в искусстве». Этот человек исследует проблематику, создает общую концепцию, разрабатывает стратегию развития проекта, собирает группу художников с учетом выбранной концепции и, наконец, выстраивает высказывание экспозиционно. Куратора можно сравнить с дирижером, он собирает все проекты в целостный организм, помогает им звучать и быть услышанными аудиторией.

 

 

Что ты намерена «собрать» воедино в этом году?

    

Игру в реальность… путешествие через персонализированные миры, различные восприятия. Главный фокус программы будет на видео-арте, фотографии, инсталляции и перформансе. Живопись в меньшинстве. Мало, чтобы проект был хорошим. Кроме этого, он должен звучать в рамках общего высказывания. 

 

Есть люди, кураторская деятельность которых, по-твоему, действительно профессиональна и не является обыкновенным арт-менеджментом? Я сейчас говорю об Украине.


Как таковой профессии куратора в Украине еще не существует, но она начинает актуализироваться. Ваш вопрос и это интервью тому хороший пример. Хотя я все же считаю себя, прежде всего, художником. У нас до сих пор нет образования в этой области, если не считать «кураторскую платформу», организованную Пичук Арт Центром. Кстати, последний проект центра «Межа» был создан в со-кураторстве с Таней Кочубинской, участницей этой платформы. Кроме этого, Лиза Герман и Маша Лойко, Сергей Канцедал, с которым мы учились в одной академии. Из старшего поколения: Александр Соловьев, Олена Червоник, Альянс 22, Алиса Ложкина…

 

Можешь ли сформулировать концепцию визуальной программы 2015 года?


В этом году наша концепция – «Игра в реальность». В ней будут представлены около ста проектов. Кроме этого, будут представлены коллаборационные проекты на грани дисциплин и проекты из регионов Украины. Децентрализацию ставили себе задачей кураторы всех направлений. 

 

Иллюстрация к проекту «Конвергенция» в рамках визуальной программы

 

Расскажи о структуре фестиваля, в общих чертах.


Если кратко, то структура следующая: основная программа и кураторские, институциональные проекты. Отдельной большой частью будет «Фотолаборатория», в которой каждый день пройдут мастер-классы, воркшопы по фото, включая печать, проявку, роспись красками. Туда же входят презентации. Будет показан архив «Харьковской школы концептуальной фотографии» – знаковое событие для украинского современного искусства. Будут интересные лекции, небольшая перформативная программа, а также презентация фильмов и видео-арта. Пройдет показ фильма «Орнамент 2» представителя одесского концептуализма Юрия Лейдермана (его лента была представлена в программе Венецианского фестиваля). Помимо художников из разных областей Украины будут и иностранные участники: Чехия, Словакия, Мексика, Швейцария и Колумбия (студенты школы в Цюрихе), Россия, Беларусь.

 

Расскажи о нескольких инсталляциях, которые будут на «ГОГОЛЬFEST».


Кинетическая инсталляция «КуДа» в резервуаре перед 7-ым павильоном. Двое авторов при поддержке американского посольства в Украине уже неделю свозят на ВДНХ удивительной красоты трубы, моторы, решетки, работа кипит. Им помогает целая команда сварщиков и рабочих. Это совместная работа американского художника Джона Мелвина и украинского автора Леши Нужного. Инсталляция создается из металлических строительных отходов и прочего, на первый взгляд, мусора.

 

 

«Мечта» Анатолия Ганкевича, «Жилище» Алексея Сая, «Хрупкость» Ромы Михайлова…

 

В 9 павильоне все дни фестиваля вместе с посетителями будет создавать «Сад» Сергей Погребиский, кстати, один из приславших заявку на участие. «Сад» - удивительная работа более 20 метров в длину, созданная из линогравюр, которую будут каждый день трансформировать посетители, наполняя ее цветом.

 

И в завершении, какова главная тема и цель фестиваля, ведь с каждым годом он трансформируется?


Главный месседж фестиваля: «Дегустируй Завтра уже сегодня». Фестиваль разделен на три составляющие, каждой из которых будет посвящем отдельный театральный перформанс в постановке Влада Троицкого: искусство войны, любви, мира. В нем заложена идея трансформации через любовь, предвкушения будущего, которое формируется уже сегодня и зависит от каждого из нас.

 

Потенциал фестиваля – огромный как для развития и репрезентации страны в мировом контексте, так и для многочисленных участников. Фестиваль много лет поддерживают посольства и культурные центры других стран, что позволяет привозить в большом количестве иностранных художников, музыкантов, хореографов, режиссеров, сценаристов, лекторов… Все они не только показывают здесь свою работу, но и создают проекты при участии украинских авторов.

 

Для участников, фестиваль – это возможность попасть в поле зрения зрителя, арт-критики, потенциальных партнеров и спонсоров. Еще одним важным проектом этого года стала первая в Украине школа арт-журналистики. «ГОГОЛЬFEST» -  это пространство, в котором генерируются новые  ценности и создаются новые кадры. 

 

Фото – с личной страницы Даши Кольцовой в Facebook

 

Об авторе

 

Роксана Рублевская – журналист, кинообозреватель.

 

Роксана Рублевская