DESIGNPANOPTICUM - Was ist das?

С октября 2010 года открыл свои двери для посетителей DESIGNPANOPTICUM – сюрреалистический музей индустриальных объектов в Берлине – проект Влада Корнеева, росиянина по происхождению, в прошлом фотографа. Пятнадцать лет назад он начал собирать разнообразный раритетный инвентарь, который использовал для постановочных фотографий – медицинские и строительные инструменты, фильмопроэкторы, авиационные детали, спортивное снаряжение, вещи повседневного обихода за последнее столетие. Вскоре коллекция настолько разрослась, что для её хранения потребовалось отдельное помещение на Torstraße 201, на основе которого и возник нынешний музей.

 

 

Вначале при виде обилия разрозненных промышленных объектов, соединенных в причудливые инсталляции, возникает слегка зловещее ощущение, что ты оказался в лаборатории Франкенштейна. Но вскоре владелец, проводящий экскурсионные туры для каждого гостя, объясняет методологию посещения музея. Есть несколь уровней «маршрутов». Во-первых, эстетический. Каждая деталь настолько совершенна по дизайну, что любование ею само по себе является самодостаточным занятием. Все объекты из музея, по мнению Влада Корнеева, достойны экспонироваться в залах лучших галерей современного искусства. Кроме того, эти вещи доказали свою функциональность и много лет облегчали существование человека. Поэтому, второй уровень – попытаться увидеть в объектах их функцию, представить их в «природной среде обитания». И третий – это возможность либо выйти на историю отдельной вещи и её бывшего владельца, либо проследить развитие дизайнерской и конструкторской мысли в определенный период времени в определенной стране, либо же выйти в еще более глобальный контекст. В свое время увлечение каждым отдельным объектом из коллекции вызывало желание глубже его изучить и приводило к множеству открытий в непредсказуемых сферах жизни. Так что теперь хозяин музея готов делиться своей увлеченностью, будить любопытство посетителей вопросами и загадками («Как вы думаете, что это?»), а также сопровождать их, удовлетворяя возникший интерес. Кроме того, он гарантирует, что каждый посетитель на выходе из музея станет гараздо умнее, чем на входе.

 

 

 

Одним из экспонатов музея является так называемое «железное лёгкое». Сегодня мало кто знает, что это, хотя эта машина в своё время помогала спасать тысячи жизней.  Это вакуумная камера - прибор для поддержания жизни человека с респираторным параличем, вызванным действием вируса полиомиелита. В подобных камерах была острая потребность в период после Второй Мировой войны; ресурсов не хватало, поэтому часто для её производства использовались старые детали от подводных лодок.  Некоторые люди проводили до 60 лет в подобной камере, используемой вплоть до 2008 года. Последняя пациентка, – гражданка США, – провела в ней 55 лет и умерла по причине перебоев питания «железного лёгкого». Во время пребывания в ней она смогла получить образование психолога и консультировала через интернет суицидально настроенных подростков.

 

 

По мнению Влада Корнеева, эта история и эта машина – яркая илюстрация отношения к человеческой жизни в отдельно взятой стране, иллюстрирующая желание вкладывать ресурс в что либо – будь то жизнь или вооружение. И всё это может развернуться за отдельно взятым материальным объектом, что и послужило сильным стимулом для создания музея подобных вещей. Подобранные на свалке или купленные через eBay, раритеты тщательно реставрировались и находили свое место в экспозиции – отдельно или в составе сюрреалистической инсталляции.

 

 

Об авторе

 

Катерина Окремова – магистр культурологии Киево-Могилянской Академии. Предподает в пространстве домашнего образования «БеркоШко».

 

Катерина Окремова