Девять одесских жизней Анны Карениной
25 апреля 2015 г. в Одесском художественном музее состоялась выставка «Девять жизней Анны Карениной», которая привлекла к себе внимание всего прогрессивного населения Одессы и даже более того. Кураторы проекта Наталия Учанина и Сергей Бакуменко поставили себе задачу показать работы самых интересных женщин-художниц, которые живут и работают в Одессе. Итог превзошел всякие ожидания. На выставке был полный аншлаг и зрители получили возможность увидеть полотна, скульптуры, объекты и видео как классиков современного искусства Одессы, так и ее новой волны. Теперь уже с твердостью можно говорить, что после таких значимых фигур современного искусства Одессы и Украины, какими являются Александр Ройтбурд и Игорь Гусев, в жемчужине у моря появилась новая волна интересных и перспективных авторов.
Наталья Учанина. «Дама с горностаем». Фото – Alena MARAkesh
На самом деле кураторский проект Натальи Учаниной и Сергея Бакуменко «9 жизней Анны Карениной» изначально не ставил никаких вопросов. И, конечно же, не предлагал никаких ответов. Все это можно назвать лишь серией закономерных случайностей, если не знать, что случай играет далеко не последнюю роль в становлении любого произведения искусства. Сама Наталья Учанина, главный идейный вдохновитель проекта, довольно небрежно отшутилась в интервью по этому поводу: «Я просто хотела выставить свою новую серию работ. К сожалению, в Одессе легче все организовать самим». А дальше начались те самые «случайности». Предполагалось, что на выставке будут представлены 9 художниц. Потом появилась концепция проекта, которая не только ничего не объясняла, но скорее напротив – еще больше запутывала любителя поиска несуществующих смыслов. Этот прием Учанина взяла у одесского художника Игоря Гусева – концепция вовсе не должна что-то кому-то объяснять и рассказывать. Концепция хороша тогда, когда она вписывается в проект, обрастая контекстом и становясь отдельным произведением. Так или иначе, но кураторам стали сыпаться предложения, от которых они не смогли отказаться.
Лера Фокина. «Роза»
В итоге все это вылилось в амбициозный проект с участием 27 одесских художниц. И как бы Учанина не пыталась избежать гендерных акцентов проекта, сложно парировать обвинения в феминизме, когда у тебя в выставке участвуют только женщины. А тут еще и Анна Каренина – образец экстремальной женственности, порождающий драму, символ ненужной трагедии. «9 жизней», метафора как бессмертия, так и беспечности, в данном случае не столько успокаивает, сколько усиливает безысходность паровоза. С другой стороны, в проекте так же очевидны попытки очертить некую преемственность, создать связь поколений, или, напротив, – указать на вопиющее отсутствие таковой. Впрочем, подобные попытки с переменным успехом были, есть и будут делаться не только в Одессе. А вот идея разыграть гендерную карту в этой бесконечной битве современного искусства за свое место в контексте школы выглядит сколь игриво, столь и беспроигрышно.
Экспозиция была разнообразна и насыщена. Известные художницы старшего поколения (Лариса Звездочетова, Зоя Сокол, Наталья Мариненко, Лера Фокина, Ута Кильтер) соседствовали с молодыми авторами (Ольга Легкодухова, Ира Ульяницкая), живопись – с фотографией, видео-арт – с объектами, а вышитые крестиком лики бомжей на подушечках с самой вкусной работой выставки – паровозом в виде шоколадного торта.
Лера Фокина. «Незнакомка»
Семантически выставка довольно умело и устойчиво выдержана между прямой рефлексией на образ Анны Карениной с вытекающим ассоциативным господством ее влияния на искусство, и описательно-бытовым артом, видимо, предлагающего зрителю женский взгляд на реальное. Это может быть живопись с яркой колористикой и драйвом тривиального женского быта. Прищепки, швабры, утюг – все эти далеко не художественные объекты вдруг привлекают ваше внимание повышенной образностью в работах Ольги Брюзгиной. Или одна из лучших метафор материнства как явления - пустые качели на пустой детской площадке в знойный полдень, как на потрясающе живописных работах Анастасии Кирилиной. Или нежные до слез автопортреты Леры Фокиной с геометрическими изломами перспективы, фантазия которых погружает обычный быт в трогательные цвета галлюцинаций. Или как программная квадрология автора проекта Натальи Учаниной «Дама с горностаем».
Ирина Бережко. Фото – К. Кипер
Учанина с любовью и легкой иронией поглумилась – скорее, не над великим Леонардо, сколько над историческими процессами. Известно, что горностай в работе Леонардо – это полисемантический образ: с одной стороны, белая шкурка горностая является символом чистоты и невинности, с другой – горностай символизирует влиятельного любовника Чечилии, изображенной на портрете, держащую его «в своих руках». И эта сложная символика портрета Леонардо раскрывает работы Учаниной совсем с иных ракурсов. Понятно, что «горностай» уже не тот. И художница намеренно смещает акценты с «дамы» именно на него. В «горностае» она и видит тот самый «дух эпохи», ту самую актуальность. Так что, учанинские дамы изящно держат в своих руках, скорее, время и современность, нежели что-то более определенное. Горлум, Р2Д2, Гриффины, Чужой – это образы, вписанные в современный мейнстрим настолько, что они становятся больше, чем тотемами своих дам. Это даже больше, чем образ внедрения массовости в культуру. Это скорее что-то хармсовское, где смешное и главное достигается с помощью абсурда и неожиданности художественной метафоры.
Работы Анны Русаковой. Фото – К. Кипер
Впрочем, не только женский портрет был обширно представлен на выставке. Экспрессивный мазок уже давно состоявшейся художницы Елены Щекиной описывает образ всего женского: это что-то красивое, изящное, таинственное. Только недавно вошедшая в мир одесского арта Ольга Легкодухова в своем диптихе «Телепортация», напротив, затрагивает темы восприятия современности в целом. Инна Хасилева, – художница, с одинаковой легкостью вписывающаяся как в контекст продолжателя традиций одесских шестидесятников, так и в современную эстетизацию контемпорари-примитива в духе корифеев украинского женского арта Влады Ралко и Kinder Album, – продемонстрировала большое полотно в мрачных, темных цветах, необъяснимо отдающее Гогеном и, одновременно, чем-то потусторонне гоголевским. Одесско-голландский художник Ирина Бережко, – участник и куратор множества европейских персональных и сборных выставок, – представила милый бытовой сюрреализм, выполненный на высочайшем художественном и эстетическом уровне.
Ирина Ульяницкая. «Любит не любит». Фото – Alena MARAkesh
Настоящими хитами на открытии были подушечки Леры Фокиной и видео-арт от Уты Кильтер.
Известная одесская художница Лера Фокина вышила крестиком на подушечках портреты бомжей с потрясающей фотографической точностью. На каждую подушку ушло полгода работы. Более 70 цветов ниток, более 100 000 крестиков. И все это ради отталкивающе маргинального портрета современности. У зрителей было множество самых разных мнений по поводу целесообразности данного вида искусства, но эти объекты уж точно никого не оставили равнодушным.
Лера Фокина. «Семья». Фото – К. Кипер
Уту Кильтер тоже не надо представлять одесскому зрителю. Ее видеоработа так и называлась – «9 жизней Анны Карениной» – и возле нее все время был аншлаг. 9 работ художниц, стилизованные под чувственный ХІХ век, каждая, – по своему и со своей трагедией, – падали под прибывающий поезд братьев Люмьер. Каждая из них, впрочем, позже восставала. Это придавало работе не столько готического романтизма, сколько предчувствия современного зомби-апокалипсиса несломленной Анны Карениной, с легкостью превращая трагедию в трэш и угар комедии.
Ута Кильтер
Видимо, это и является главным в проекте – трансформация драмы в комедию. Вот почему выставка не ставила никаких вопросов. И уж, тем более, не давала никаких ответов. У нее были другие задачи – сместить акценты, найти точку смеха. Хоть в трагедии поколения, хоть в личной драме. И далеко не просто так заключающей работой в экспозиции было веселое, красочное и абстрактно-примитивистское полотно Ирины Ульяницкой «Будь счастлив, не вы*буйся», воспринимаемое не иначе, как призыв к действию.
Ирина Ульяницкая:
«“9 жизней Анны Карениной” для меня значит нечто вечное, что присутствует в жизни каждой женщины и обязательно сопровождается мучительным выбором.
Моя работа – это крест из зеркал, покрытый надписями губной помадой: "любит - не любит". Мне кажется, что в жизни женщины ничего кроме этого нет. Всё остальное - это неправда. Феминизм, суфражизм, бизнес-вумен.
Крест – потому, что часто это желание в женщине усыпает. Но не по собственной воле – это всего лишь вынужденный выбор. А на подсознании всё равно всегда крутится вопрос "любит - не любит"».
Куратор Наталья Учанина
Зоя Сокол:
«Лев Николаевич Толстой был очень смешной писатель. Не потому, конечно, что он смешно писал – писал он очень серьёзно. Иногда даже кажется, что у него не было чувства юмора или какой-либо самоиронии. Именно благодаря этой серьёзности он стал ещё при жизни мишенью карикатуристов (журнала «Сатирикон», например), героем анекдотов других писателей (Хармс), и именно о нём написана бессмертная фраза Ильфа и Петрова «старый чудак, объевшийся сеном», хотя уже давно известно, что несмотря на социалистические взгляды, Лев Николаевич ел спаржу и клубнику прямо из Ниццы. Не сочтите за кощунство, возможно, не я первая говорю об этом, но если из произведений Толстого убрать зачастую весьма странные, философские рассуждения, то его романы о женщинах и о мире могут внезапно превратиться в обычную женскую (в смысле – читаемую и любимую женщинами) литературу. Но к женщинам отношение у него было весьма странное. Не поймёшь – любил он их, или так. Скорее, не любил. Может быть – боялся. Невозможно представить, чтобы Толстой сказал как Флобер: «Наташа Ростова – это я», или «Анна – это я». Про Катерину Маслову и речи быть не может. Но именно женщины – главные героини его романов. Поэтому, когда кураторы Наташа Учанина и Сергей Бакуменко предложили мне участие в выставке «Девять жизней Анны Карениной», я тут же согласилась – проект показался мне свежим и весёлым. Действительно, если бы Анне было чем заняться, всё не закончилось бы так плачевно. Идёт ли речь у Толстого просто о свободе, или о сексуальной свободе, томится ли Анна от безделья, или ей просто скучно – это трудно понять современной женщине. Но, в общем-то, Анна, как паровоз, проехалась по судьбам и своего мужа, который простил её и взял на воспитание ребёнка Анны от Вронского (согласитесь, что не каждый муж способен на такое), и Вронского, который оставил карьеру ради Анны, и по своим двоим детям, которые росли без поддержки матери, а потом и вовсе осиротели. И, ко всему прочему, Лев Николаевич бросил Анну под поезд, сделав её самоубийцей, а ведь самоубийство – один из самых страшных грехов в православии. Именно поэтому Анна у меня – паровоз-трансформер, железная женщина. Когда кураторы приглашают художника на выставку, они ему всецело доверяют. Так было у меня с прекрасным куратором Мирославом Кульчицким, такая же ситуация и в работе с Натальей Учаниной и Сергеем Бакуменко, которых я благодарю и поздравляю с удачным проектом».
Куратор Сергей Бакуменко около работы Зои Сокол
Фото на главной странице – Елена Мазур. «Не дай наемнику»
Об авторе
Александр «Банча» Топилов – одесский музыкант и филолог. Изучал филологию в Одесском государственном университете в 90-х годах, тогда же начал играть с группой Стаса Подлипского "Клуб Унылых Лиц". В настоящее время вместе с Сергеем Бакуменко возрождает культовую одесскую группу "!Цирк". Пишет статьи обычно либо музыкальной направленности, либо об одесском современном искусстве. Публиковал в разных изданиях эксклюзивное интервью с гитаристом Марком Рибо и финским стрит-артистом Finsta, тексты об акциях Игоря Гусева, творчестве Сергея Бакуменко, выставках Ромы Громова. Известный блогер, в последнее время пишущий не столько музыкальные рецензии, сколько рассказы об Одессе и ее жителях: от известных и знаковых людей города до маргинальствующих фриков.