Дневник фестиваля NON STOP MEDIA VII: UPGRADE. День первый

С первого по шестое сентября в Харькове проходит фестиваль Non Stop Media VII: Upgrade. Фестиваль молодежных проектов Non Stop Media проводится седьмой раз и за историю своего существования стал для Харькова своего рода навигатором в поиске новых имен, актуальных тенденций и важных идей. Дарья Придыбайло специально для ART UKRAINE ведет дневник фестиваля, в котором расскажет об особенностях каждого из его дней.

 

 *7 фестиваль Non Stop Media Муниципалка решила проводить в современном, прогрессивном, как нам казалось, пространстве кампусе "Новое место". Мы честно предупредили обо всех особенностях молодежного актуального, часто протестного и острого искусства. Изготовление и монтаж всех работ и объектов проходил на глазах администрации Нового места во время недельного воркшопа. Однако вся наша открытость не уберегла нас от цензуры - на следующий день после открытия руководство Нового места, предложило закрасить надписи на работе Сергея Григоряна, публично извиниться за выставленные проекты и вывезти экспозицию. Галерея считает цензуру недопустимой, а обвинения безосновательными, поэтому основной проект фестиваля Non Stop Media меняет локацию и до 6 сентября все проекты можно будет увидеть в Муниципальной галерее.

 

Фото с открытия фестиваля

 

День первый, 1 сентября:

Встречи с кураторами, бурное открытие, несанкционированный перформанс и цензура с последующей сменой локации финального проекта

 

На протяжении последней недели  молодые украинские художники под руководством кураторов Сергея Браткова, Ильи Исупова и Стаса Волязловского создавали финальный проект фестиваля современного искусства Non Stop Media VII.. Художникам было предложено сделать свое исследование на тему «Вина: восхождение или тотальная пассивность?». Предлагаем вашему вниманию отрывок из кураторского текста:

«Сильное чувство. Подлое чувство. Опускающее на колени, но не дающее упасть на дно абсолютной бесчеловечности. Mea culpa. Mea maxima culpa. Тянущаяся в бесконечность. За что? За все – за свои собственные несовершенства, за уродство окружающей действительности, за благие порывы изменить мир к лучшему и неспособность изменить даже себя… За то, что мы сделали с миром и собой. За сознательное и бессознательное желание не быть виноватым ни в чем. Пусть другие тонут в разъедающем растворе рефлексии, растравливая свое эго, избивая себя розгами (метафизическими и реальными), отторгая все то черное, что есть внутри. Тыча друг другу стигматы, явные и скрытые – как доказательство присутствия Бога в себе. Я виноват, Господи…»

 

 

Как и формат, локация седьмого фестиваля в этом году тоже новая. Организаторы представили финальный проект в креативном кампусе «Новое место», который находится в харьковском ТРЦ «Французский бульвар». Учитывая специфику торгово-развлекательно центра, куда люди приходят, чтобы удовлетворить свои потребительские желания, как зону рекреации, веселья, рекламы, отсутствия проблем и такой, что существует, чтобы обеспечивает посетителям максимально комфортные условия, а совсем не для того, чтобы задавать вопросы и провоцировать размышления, локация является интересной.

 

Еще утром первого сентября, когда весь  город спешил на первый звонок в детские сады, школы и университеты,  в кампусе «Новое место» кураторы и художники вносили последние штрихи в экспозицию. Перед открытием главного проекта были проведены встречи с кураторами проекта в Муниципальной галерее. Илья Исупов выступил с темой «Художник и революция», рассказав о том, как художники пережили события на Майдане, как это повлияло на него самого и его работы.

 

Лекция Ильи Исупова. Фото Андрея Ярыгина

 

Сергей Братков  поделился своими впечатлениями о европейской биеннале современного искусства Manifesta 10, которая проходит в этом году в Санкт-Петербурге, и показал наиболее интересные на его взгляд работы.

 

Лекция Сергея Браткова. Фото Андрея Ярыгина

 

К 19.00 все поспешили во Французский бульвар, где и открывался финальный проект. Четырнадцать молодых художников-финалистов (увы, не все заявленные участники смогли приехать в Харьков на воркшоп, потому сократился и состав) представили свои проекты: «Сны» Анны Теа (Луцк), «К.аминь» и «Разбитое сердце» Тани Денисенко (Киев),«Информационная вина» Сергея Григоряна (Ивано-Франковск), «Красная площадь» Валерия Копысова (Херсон), «Мой угол» Pazza Pennello (Киев), «Звонок в Крым» Юлии Полунины-Бут (Симферополь-Киев), «Лоуренс и тентакли» Тамиллы Гамзаева (Харьков), «Супергерои, часть I» и «Без названия» Сергея Мельниченко (Николаев), «Объект № 111838» и «Проект Армия»  Антона Ткаченко (Харьков), «Сами виноваты» Романа Михайлова (Харьков), «Агония» Лилии Исык (Харьков), «Без названия» Михаила Доляновского (Харьков), «Без названия» Марии Куликовской (Киев) «Автопортреты» Тараса Середы (Харьков).

 

Фото с открытия выставки

 

Также в «Новом месте» можно было увидеть кураторский спец-проект Алины Клейтман «Комнатная температура II. Побрей мое сердце», который состоит из следующих видеоработ: «Новогодняя история» Дианы Буркот, «Spin» Дмитрия Федорова, «Музыкальная открытка с изменением» Алены Булычевой (музыка Олега Устинова), «Научи!» Группы Припой. Текст к спец-проекту Сергея Попова: «Когда только я - прекрасная идеальная геометрическая форма наполненная веществом жизни. Когда с тобой - щетина твоего миропонимания впивается в моё нежное тело и изменяет его своими примитивными законами выживания. Я - ловушка жизни. Несу бремя ТЕЛА своим телом. Продолжаю твой род. Соверши ритуал».

 

Тем временем перед входом в «Новое место» непосредственно во время открытия проходил перформанс-диптих «Культура вины», который хоть и был вне программы Non Stop Media VII, но соответствовал его теме.

 

Фото с открытия выставки

 

После того, как состоялось торжественное открытие, а посетители пообщались с художниками, около девяти часов вечера на выставку зашли охранники ТРЦ «Французский бульвар» и грубо демонтировали работу харьковского художника Романа Михайлова. Он вывел проектором анонимный диалог из двух реплик «На*** по своим стрелять? – Сами виноваты» на внутреннюю стену 4 этажа ТРЦ так, чтобы она читалась  с выставки и немного была видна посетителям, которые поднимали голову вверх с нижних этажей. То, что надпись не была заметна сразу и читалась плохо, подтверждает то, что охрана заметила ее только через 2 часа после открытия.

 

Сам художник прокомментировал демонтаж его работы так: «Мы с кураторами выбрали такой метод экспонирования, что изначально я понимал, что эта работа вызовет бурю эмоций и скорее всего придется ее демонтировать. Интересный факт, что один из охранников был из Славянска и эта фраза – вопрос  вызвала у него бурную реакцию и сработала как красная тряпка на быка. Он начал продумывать план эвакуации посетителей, потому как решил, что это провокация и может начаться вооруженный конфликт. Потому меня больше интересует не сам факт цензуры со стороны ТРЦ, а реакция людей, и охранников в частности, потому как благодаря им понятно, что проект сработала в точку. А инцидент закончился написанием протокола. Я общался с посетителями, и всем был понятен смысл фразы. Только у одних она вызвала слезы на глазах, а у других – агрессию. Меня лично радует то, что она вызвала у людей эмоциональное потрясение. Работа убрана, потому что остро задевает социально-политический конфликт. Лично я ее продумывал как диалог украинских солдат, которые едут в зону АТО воевать с террористами. А тут я понял, что ее можно и прочитать по-другому – как диалог террористов. Работа оказалась двоякой, острой и колкой, и потому не смогла существовать в таком месте.»


Фото с открытия выставки

 

 

А потом последовал демонтаж и других проектов. О причинах и последствиях мы спросили организаторов: «7 фестиваль Non Stop Media Муниципалка решила проводить в современном, прогрессивном, как нам казалось, пространстве кампусе «Новое место». Мы честно предупредили о всех особенностях молодежного актуального, часто протестного и острого искусства. Изготовление и монтаж всех работ и объектов проходил на глазах администрации «Нового места» во время недельного воркшопа. Однако вся наша открытость не уберегла нас от цензуры - на следующий день после открытия руководство Нового места, предложило закрасить надписи на работе Сергея Григоряна, публично извиниться за выставленные проекты и вывезти экспозицию. Галерея считает цензуру недопустимой, а обвинения безосновательными, поэтому основной проект фестиваля Non Stop Media меняет локацию и до 6 сентября все проекты можно будет увидеть в Муниципальной галерее».

 

 

Итоги:  Большой наплыв посетителей на открытие подтверждает интерес к современному искусству и значимость фестиваля Non Stop Media для Харькова. Искусство вышло из институции и впритык подошло к территории потребления – ТРЦ, которые стали для жителей города неотъемлемой частью повседневности, что могло спровоцировать интересный диалог. Молодые художники представили проекты, созданные на тему «Вины» за одну неделю, и вызвали бурю эмоций, что привело к цензуре и необходимости сменить локацию фестиваля. Работы финалистов переезжают в Муниципальную галерею и скоро мы расскажем о каждом проекте более детально.