Дневник фестиваля NON STOP MEDIA VII: UPGRADE. День второй

День второй, 2 сентября: Презентация книг, встреча с мастером шариковой ручки, история развития украинского медиа-искусства и показ короткого метра выпускников ВРК под открытым небом.

 

Второй день начался с больших пертурбаций: после вчерашнего демонтажа работы Романа Михайлова «Сами виноваты» охранниками ТРЦ «Французский бульвар», последовали и другие жалобы, что в итоге привело переезду выставки из кампуса «Новое место» в Муниципальную галерею Харькова. 

 

Несмотря на все возникшие сложности,  фестиваль продолжил свою программу событий, который прошли на улице Чернышевского. Андрей Бондарь (ред .–писатель, публицист, переводчик) провел презентацию книг «Пісні, пісні» и Мідна «Стосонце». В АРТподвале прошла встреча, которая именовалась как «Відкриття творчої скарбниці гинітального майстра кулькової ручки», с одним из кураторов финального проекта Стасом Волязловским.

 

Куратор финального проекта Стас Волязловский 

 

Вечером состоялась лекция Янины Пруденко, которая показала медиа-арт украинских художников с 1990х и до сегодня, рассказала о его истории и трансформации. Янина приехала в Харьков всего на один день, но мы все-таки взяли у нее комментарий:

 

Дарья: Формат Non Stop Media VII в этом году поменялся и стал больше некой образовательной платформой для художников. А что должен знать художник, который хочет работать с новыми медиа? Долго ли ему необходимо учиться для этого?

 

Янина: Художник имеет художественную чувствительность  к любым техникам и медиа, потому главное - желание художника, тогда он учится очень быстро. Безусловно, некоторые технологии требуют более длительного обучения, чтобы научится ими управлять.

 

Дарья: Ты создаешь архив украинского медиа-арта. Как изменился медиа-арт за последние двадцать лет? Существует ли традиция?

 

Янина: За время своего существования в Украине медиа-арт стал более сложным технологично. 

Традиции нет, скажу сразу. Потому что, к сожалению, в Украине нет институции медиа-искусства, образования в сфере медиа-арта, как следствие – нет преемственности. Художники первого и второго поколения не могут передать свои знания молодым художникам. Уже выросло около трех-четырех генераций, между собой они абсолютно разобщены и порой даже не знают друг о друге. Должно быть больше фестивалей, больше кураторских проектов, образовательных проектов, художественная институция в конце концов, которая бы всех объединила.

 

Screen-лекция Янины Пруденко "История украинского медиа-искусства"

 

Дарья: Янина, ты  была слушателем Второй московской кураторской школы. Существуют ли особенности работы с медиа-артом?

 

Янина: Медиа-арт – это естественный генезис искусства и кураторская работа с ним абсолютна та же, что и со всем современным искусством. Единственное, что от куратора требуется, так это технические знания новых медиа. 

 

Дарья: Есть ли тенденции в новых медиа?

 

Янина: Конечно, как только появлюяется новые медиа,  новый девайс, новые программное обеспечение, новые возможности для обработки фото и видео изображения, художники апроприируют это и начинают экспериментировать. Как только в обществе появляются новые технологии, художники сразу на это реагируют и создают свой новый продукт. В частности сейчас популярен во всем мире glitch art (ред. – англ. glitch – ошибка) и я делаю свой кураторский проект в Малой галерее Мыстецкого Арсенала. Приходите, буду рада видеть.

 

 

 

А завершился второй день фестиваля показом короткого метра «КиноБлок» выпускников Высших режиссерских курсов (Москва) под кураторством Аси Николаевой. Во дворе легендарной старой шашлычной и под открытым небом теперь располагается кинотеатр. Ася Николаева предложила посетителям смеяться вместе с «Кое-что о Белкине» Лены Кузнецовой; думать вместе с «Нормой жизни» Евгения Бяло (участником программы короткого метра Каннского Кинофестиваля); грустить и чувствовать вместе с «Соседкой» Лики Ятковской (участником программы короткого метра Кинофестиваля Кинотавр).

 

Программа КиноБлока на фестивале Non Stop Media VII:

«Ключи до востребования» - режиссер Ася Николаева
«Понедельник, вторник… Горшков» - режиссер Ксения Гришина
«Поле, клоуны, яблоко…» - режиссер Шота Гамисония
«Соседка» - режиссер Лика Ятковская
«Норма жизни» - режиссер Евгений Бяло
«Кое-что о Белкине» - режиссер Лена Кузнецова

 

Встреча со Стасом Волязловским "Відкриття творчої скарбниці генітального майстра культового ручки"

 

 

Мы расспросили Асю Николаеву об участии в фестивале:

 

Даша: Расскажите, сколько лет Вы привозите фильмы для показа и по какому принципу их отбираете?

 

Ася: Это был четвертый Non Stop, а значит и четвертый КиноБлок. Очень нам нравится сотрудничать с фестивалем, поскольку все демократично, быстро, весело и просто, и мне кажется, что когда происходят вот такие показы, когда это просто стулья, просто терраса, небо и стена, то это работает. Я делала много показов в Москве в более пафосных и закрытых заведениях, где сразу возникает зажим - у зрителя, у авторов, у меня. А здесь сегодня было живое общение. Принципа отбора работ для меня не существует. Я руководствуюсь только тем, что хочется показать много разных направлений. Важно сказать, что если двадцать человек учились в мастерской Владимира Ивановича Хотиненко (ред. – режиссер, сценарист, преподаватель на Высших Режиссерских Курсах), но при этом мы не идем в одном русле или направлении, потому как у нас свой взгляд, свое ощущение мир, свои вкусы, свое понимание стиля, меры, цензуры. И каждый раз я пытаюсь отобрать короткий метр, где из шести работ можно будет понять, что мир кино очень круглый и широкий, а не ограниченный возможностями, локацией и бюджетом, что немаловажно. Потому что эти работы были сделаны фактически без денег, а за счет дружеских вливаний и взаимоотношений.

 

Даша: Особенность фестиваля в этом году состоит в том, что образовательный компонент взят за основу, когда художники стали участниками недельного воркшопа. Скажите, а как готовят и обучают современных режиссеров?

 

Ася: Это такой невероятно увлекательный и безумный процесс. Я бы советовала окунуться в него каждому, кому нравиться смотреть кино и кто получил высшее образование, но не определился, кем он хочет быть. Потому что режиссуре научить невозможно – об этом говорят все. Но рассказать о мире кино, его историю, показать невероятное количество прекрасных фильмов  - можно. Высшие режиссерские курсы начинаются после первого сентября образования, то есть необходимо иметь некий опыт, чтобы начать учиться, и рассчитаны на полтора-два  года интенсивного погружения в киношную жизнь и атмосферу. Дальше ты уже выбираешь сам: либо ты бесконечно практикуешь, но реже ходишь на мастер-классы, реже смотришь кино, либо ты погружаешься в тусовки, встречаешься в кулуарах с Валерией Гай Германикой (ред. – российский режиссер) – что Москва позволяет, потому что есть ощущения драйва, что ты оказался в этой среде, то ты уже кинематографист. Либо ты бесконечно смотришь, бесконечно читаешь, бесконечно посещаешь не всегда интересные лекции по монтажу или звукорежиссуре, но по сути мы очень много опускаем.

 

Я закончила Киевский университет кино и телевиденья, потом двухгодичные курсы в ВРК и поняла, что я слишком много тратила времени, чтобы оказаться в комъюнити, быть в некой тусовке и ощущать, что кино вокруг меня. Гараздо правильней много смотреть, слушать мастера, даже если пятый-десятый раз повторяет о длине кадра, о ритме в кино, о дыхании камеры. Но все это необходимо, потому что пока есть возможность слышать, нужно слушать, потому что когда ты прийдешь на площадку, все, что ты слышал вчера, придется применить на практике. Но это палка в двух концах, ведь есть режиссеры. Которые просто очень много смотрели, много переживали, они создают без киношкол отличное кино.

 

Даша: Происходит ли взаимообмен между кинематографом и современном искусством?


Ася: Конечно! Это нескончаемый поток, и кино не существовало бы без платформы современного искусства. Музыка, живопись, поэзия – это все определенно должно жить в тандеме. Видеоарт и есть по сути кино  - это набор, это то, что дарит нам уже не статичный кадр, а проникает глубже. На мой взгляд искусство и кино – это одна база. Все мы знаем, что Кино (может мне так хочется) может объединить в себе все то, о чем мы сегодня говорили во время показа: если поэзия останется поэзией, не впитает в себя музыку и живопись, то кино может взять лучшее з каждого вида искусства и в симбиозе родить что-то прекрасное и вечное.

 

Ася Николаева

 

Итоги:  Еще один насыщенный день Non Stop Media VII дал пищу для размышлений. На вопрос, почему финальный проект «Вина» вызвал такую бурную реакцию и необходимость демонтажа выставки, один из кураторов Сергей Братков сказал, что современное искусство раздражает людей, которые считают, что знают больше других. Янина Пруденко обратила внимание на то, что заявленная тема чувства вины является политической и давно обсуждается в обществе, но считает неправильным делать проекты, которые не рефлексируют, а исключительно показывают происходящие процессы, играют на эмоциях. Они трогают, но это не совсем честно, потому что это пока не художественная рефлексия. А как проект будет жить дальше в новой старой локации, мы узнаем уже завтра.