Дневник Венецианской биеннале: украинский павильон и #onvacation

В первой части дневника мы прошлись по главному проекту биеннале и национальным павильонам различных стран. А что же, тем временем, творится в наших палестинах, спросите вы. У нас, как это ни странно, все не так уж плохо, но, как всегда, очень запутано. Абсолютно позорная история с нежеланием постреволюционного минкульта излечиться от извечной вышиванки головного мозга не может не пугать. Очень раздражает отсутствие у державных мужей понимания, что вместо продуцирования оголтелой контрпропаганды на уровне лучших образцов путинистского бреда, было бы гораздо более эффективно заняться культурным нетворкингом и демонстрацией открытости миру украинского государства и культуры. Венецианская биеннале, на которую министр культуры отказался искать средства и даже не соизволил приехать, в этом смысле – одна из наиболее эффективных площадок.

 

Украинский павильон. Фото Алисы Ложкиной

 

Украинский проект: Виктор Пинчук и другие художники

 

На фоне такого парадоксального консерватизма постреволюционного правительства, Виктор Пинчук, доказавший свою преданность патриотическим идеалам и оплативший украинский павильон после того, как это отказался делать господин Кириленко, естественно, выглядит как истинный кабальеро. А бельгийский куратор PinchukArtCentre Бйорн Гельдхоф делает качественный и достойный проект. С другой стороны, история, когда новые хозяева не сошлись характерами с выбранными на всенародном вече прошлого минкульта локальными кураторами Михаилом Рашковецким и Оксаной Баршиновой несколько омрачает общее впечатление. И все же, победителей не судят, а украинцы в этом году действительно достигли ощутимого триумфа.

 

Общий вид украинского павильона и работы Никиты Кадана «Трудности профанации». Фото Алисы Ложкиной

 

Призрак палатки преследует Украину еще со времен первой биеннале, на которой была представлена наша страна. Как вы помните, в ситуации, когда наследницей имущества СССР в Джардини оказалась Россия, Украина осталась в Венеции без кола и двора и теперь каждый год вынуждена искать дорогое пристанище на время проведения биеннале. Традиционная площадка проектов Виктора Пинчука 2000-х – Палаццо Попадополи - ныне превращена в какой-то сверх роскошный семизвездочный отель, и Украина опять стала номадом, из года в год меняя прописку в Венеции. В этом году команда PinchukArtCentre придумала эффектный ход и перевела на диалектически новый уровень идею тента, использованную группой художников во главе с Валентином Раевским и Арсеном Савадовым на биеннале 2001 года. 

 

Прозрачный и стильный минималистичный куб в стиле Людвига мис ван дер Роэ с броским и незатейливым названием «HOPE!» на набережной около Арсенала, в котором разместился украинский павильон в этом году, стал настоящей сенсацией и привлек огромное внимание международной общественности. То тут, то там от случайных прохожих и друзей можно было слышать лестные замечания: «А украинцы-то на этот раз – очень крутые!». Понятно, что частично такой интерес к Украине обусловлен статусом «горячей» точки, и в этом смысле очень показательна статья в New York Times, анализирующая экспозицию в украинском проекте наряду с сирийским и иракским павильонами.

 

Артем Волокитин «Зрелище -1»2015. Фото предоставлено PinchukArtCentre

 

Идея чаемой транспарентности в нынешнем украинском проекте высказана так просто и ясно, что остается только сожалеть о том, что реальная Украина, наоборот, после революции все больше погрязает во тьме подковерных интриг и коррупционных скандалов. Хочется надеяться, что украинскую прозрачность не постигнет печальная судьба грузинских стеклянных полицейских участков, которые были построены при Саакашвили с целью минимизации коррупции, и на которые  сразу же после его ухода силовики повесили плотные жалюзи, вернувшись к  взяточничеству и дедовским методам выбивания дознаний из подозреваемых путем жестоких пыток.

 

Общий вид украинского павильона. Вечер. Фото предоставлено PinchukArtCentre

 

Парадоксальным образом, эффектная малая архитектурная форма несколько затмила находящиеся в ней произведения искусства. По большому счету, даже не очень важно, какие именно работы помещены в это пространство – на месте традиционного для PinchukArtCentre пула художников можно себе представить кого-то еще или просто-напросто другие работы тех же художников: Евгении Белорусец, Анны Звягинцевой, Артема Волокитина, Жанны Кадыровой, Николая Ридного & Сергея Жадана и Открытой группы. Суть концепции и ядро проекта от этого нисколько не изменилось бы. Хотя именно холодная политизированность и лаконичная отстранённость нынешнего проекта как нельзя лучше подчеркивает общую концепцию куба, а каждая из работ выполнена на прекрасном уровне, невозможно отделаться от ощущения, что произведения выполняют здесь функцию interior decoration на злобу дня. Наверное, именно поэтому наиболее авторитетному из участников нынешнего проекта – Никите Кадану все же предоставили для его произведения отдельный кубик вне общего аквариума.

 

Общий вид украинского павильона с работами Анны Звягинцевой и Евгении Белорусец. Фото предоставлено PinchukArtCentre

 

Кажется, настоящим художником, представляющим Украину на нынешней биеннале, становится коллектив Виктора Пинчука во главе с куратором Бйорном Гельдхофом и самим бизнесменом. Именно они придумывают идеи, живут ими, страстно и эмоционально болея за судьбу украинского павильона. Бйорн с Пинчуком на открытии сияли от счастья, а исполнительный директор арт-центра Дмитрий Логвин и PR-директор Фонда Пинчука Денис Казван так сильно переживали за то, чтобы украинский павильон получил венецианского льва как лучший проект биеннале, что не оставалось сомнений – за годы, проведенные в современном искусстве, представляя то Украину, то собственный арт-центр в Венеции, они всерьез поверили в силу искусства и стали как-то очень трогательно относится к своей миссии. И, наоборот, эта страстность не озаряла лица большинства художников, представлявших в этом году Украину. Может быть, интуиция подсказала им, что  на этот раз им довелось исполнять, скорее, второстепенную роль, или же просто у профессиональных художников сегодня в моде маска легкого равнодушия – кто знает?

 

Открытая группа «Синоним к слову “ждать”», 2015. Фото Алисы Ложкиной

 

Проект, естественно, провоцирует неизбежную дискуссию вокруг уместности финансирования постреволюционного украинского павильона из кармана крупного частного бизнеса. Не менее противоречивую реакцию вызывает несколько наивное письмо художников, выставившихся в Венеции за счет Пинчука и написавших в итоге ироничное письмо министру культуры. Абсолютно верно отмечая полный идиотизм поведения министерства, они, казалось бы, не замечают, что в очередной раз сами стали заложниками частного капитала,  и никаким образом не комментируют свой статус придворных художников.

 

Николай Ридный и Сергей Жадан «Слепое пятно», 2014. Фото предоставлено PinchukArtCentre

 

И все же, не смотря ни на что, 56-я биеннале стала важнейшим этапом в украинском искусстве. Она окончательно закрепила новую систему статусов и перевела художников, еще пару лет назад считавшихся молодым поколением украинского искусства, в ранг метров. Также проект символически отделил «агнцев» от «козлищ», сформулировав некий круг художников, объединённых и по возрастному принципу, и по принадлежности к кругу интересов одной отдельно взятой институции, которые после этого проекта могут по праву считаться новой классикой.

 

Евгения Белорусец «Не фотографируйте меня! Завтра в меня тут будут стрелять.»2014-2015. Фото предоставлено PinchukArtCentre

 

Нынешняя биеннале с ее акцентом на критическом искусстве – идеальная среда именно для той плеяды украинцев, которую представляет в своем проекте Бйорн Гельдхоф. Кажется, в этом году украинский павильон беспрецедентно совпадает с концепцией и эстетическим вектором главного павильона и общим духом времени.

 

А что, если представить, что та же институция будет представлять Украину на биеннале через два года? В нынешнем проекте PinchukArtCentre показал практически всех безусловных фаворитов украинской премии для молодых художников последних лет. Кто же может стать звездами следующего проекта? В будущее, очевидно, возьмут не всех, и в нынешнем павильоне Виктора Пинчука четко вырисовывается портрет художника, которого хотели бы видеть в своем пуле кураторы арт-центра. Молодой, критически ориентированный и при этом лояльный институции автор с несколько отстраненным взглядом и очень европейским языком.  Связь поколений здесь не в моде. Кажется, Бйорн Гельдхоф не любит работать с теми, кто хоть как-то в сознательном возрасте застал СССР или выпадает из несколько стерильной эстетики, ставшей визитной карточкой нынешнего проекта. В отличие от Окуи Энвезора или того же Массимилиано Джиони, Бйорн не признает аутсайдеров и вообще не фанат неожиданных решений. Он не понимает и не любит искусство, которое было отечественным авангардом 60-90-х, не говоря уже о более широком контексте истории украинского искусства. Ему, конечно, как иностранцу простительно такое равнодушие, но, все равно, от арт-центра, который остается единственной надеждой и опорой украинского современного искусства на глобальной сцене, можно было бы ожидать менее однообразного и более неожиданного взгляда.  Именно такой, нестандартный и панорамный проект об украинском искусстве хотелось бы в ближайшем времени увидеть в портфолио Бйорна Гельдхофа, за последние годы показавшего себя очень сильным и перспективным международным куратором.

 

Никита Кадан на фоне своей работы «Трудности профанации», 2015. Фото предоставлено PinchukArtCentre

 

Открытие проекта завершилось опен-эйр концертом Океана Эльзы, на котором царила теплая патриотическая атмосфера и легкая ностальгия в духе белой эмиграции –  тоска по мирным временам, когда могущество Виктора Пинчука казалось бесспорным, а в украинском павильоне на разрыв аорты горланила пошлая Верка Сердючка, бонвиван Илья Чичкан обливал шампанским куратора и нынешнего мера Кличко, и никто не представлял себе, что уже через несколько лет начнется настоящая война и воцарится эпоха гранитной серьезности.

 

Общий вид украинского павильона с работой Жанны Кадыровой. Фото предоставлено PinchukArtCentre

 

Политическое селфи как главное оружие пролетариата: #onvacation

 

Проект #onvacation, анонимно проведенный на этой биеннале по инцициативе Изоляции и группы активистов, получил огромный резонанс в интернете. Эта интервенция, ставшая альтернативой стационарному павильону – лучший контраргумент против стенаний минкульта, о том, что от украинского павильона пришлось отказаться по финансовым причинам. Как выяснилось, если есть четкая идея и понимание современных коммуникаций, то за относительно небольшие деньги силами нескольких активистов в сверхдорогой Венеции можно осуществить весьма успешный проект. С этим инициативную группу можно от всей души поздравить.

 

Формально суть #onvacation состояла в том, что инициаторы предлагали всем желающим переодеться в военные куртки и в стиле знаменитых зеленых человечков в Крыму оккупировать российский павильон и другие проекты стран-агрессоров, притворяясь, что они просто находятся в отпуске и сделать там эпическое антивоенное селфи. В реальной жизни присутствие людей в хаки и в пространстве биеннале, и в русском павильоне ощущалось гораздо меньше, нежели в интернете, где за несколько дней об инициативе написали ведущие мировые издания от The Guardian до главных арт-журналов.

 

#onvacation Интервенция в российский павильон на 56-й Венецианской биеннале. Справа внизу – Маша Куликовская. Источник фото – http://texty.org.ua

 

В результате, на биеннале все чаще звучал вопрос – а где же эти люди, почему о них все пишут, в интернете висит масса фотографий, а я их так и не повстречал? Примерно такой же вопрос задавала и Ирина Нахова – художница, чей проект экспонируется в этом году в павильоне России. «Я очень рада, что они сделали эту интервенцию, и очень ждала их и сегодня, но почему-то никто так и не появился», - жаловалась классик российского концептуализма, сама по себе придерживающаяся крайне либеральных и отнюдь не пропутинских взглядов. Парадокс интервенции в павильон России заключался именно в том, что показанный в нем проект так же далек от путинской идеологии, как и сам #onvacation. Нахова представила очень сложное и многоуровневое высказывание, одновременно относящееся к  работе с историей русского неофициального искусства, перевариванию опыта Болотной площади и собственной практике художницы. Проект получился слегка перегруженным, но сложно не признать, что отдельные его части производят весьма сильное впечатление.

 

И тут становится вопрос: что важнее – внутрицеховая  солидарность с художницей-единомышленницей или же безапелляционное высказывание, использующее площадку российского павильона для выражения политической позиции и однозначно демонизирующее все, связанное с Россией? Мне кажется, еще несколько лет назад такая ограниченная позиция нам показалась бы чудовищной, но сегодня война диктует новые и куда более жесткие правила игры.

 

В данной ситуации, в лице Наховой, подуставший от жизни на Олимпе славы русский нон-конформизм, не смотря на свои либеральные взгляды готовый идти на уступки совершенно невменяемой власти и пользоваться всеми благами официальной культурной машины, получает достойную оплеуху от молодых и задорных украинских активистов. С другой стороны, высказывание активистов полностью абсурдизируется полным нежеланием вдумываться в контекст и работать с ним на уровне хотя бы двухшаговой комбинации. Разбалованные вниманием медиа к жаренным политическим темам, они все больше уходят в примитивные акции, рассчитанные на сиюминутный громкий успех у владельцев палок для селфи.

 

Одна из работ Ирины Наховой в павильоне России на Венецианской биеннале. Фото Алисы Ложкиной

 

Самым ярким примером банализации политического перформанса является сегодня активность одной из перспективных художниц круга Изоляции и участницы #onvacation Маши Куликовской. Простейшие акции в духе лежания на ступеньках Эрмитажа завернутой в желто-голубой флаг были еще терпимы в качестве одноразового эксперимента, навеянного посттравматическим синдромом украинской революции и аннексии Крыма. Со временем эти экспромты превратилось в последовательную художественную практику и, в результате, заканчиваются грубо выстроенными и выхолощенными по смыслу акциями в духе недавнего полоскания крымского флага в Москве-реке. В этой ситуации хочется просто умолять художницу и ее патронов – господа, остановитесь, перестаньте думать о селфи и мгновенном вирусном эффекте в медиа и попытайтесь хоть чуть-чуть вынырнуть из такой соблазнительной гавани поп-культуры. Ну или осмысливайте как-то серьезно ту роль, которую вы выполняете, балансируя на грани современного искусства и масс-культа.

 

Думайте, господа, думайте! – это, пожалуй, самый важный завет, который, не смотря на весь градус абсурда нынешней биеннале, пытается дать всем нам куратор главного проекта Окуи Энвезор. Очень хочется верить, что наши пассионарные и очень симпатичные активисты и активистки прислушаются к уважаемому товарищу, и уже в скором времени, наряду с молодыми метрами из пула PinchukArtCentre, мы увидим новую яркую волну украинского перформативного искусства.

 

Первую часть материала читайте по ссылке.